Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 03:21, контрольная работа
Моральный закон (moralisches Gesetz, Sittengesetz - нем.) Фундаментальное понятие практической философии И.Канта. Моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер не природных законов, а императивов (т.е. речь идет не о сущем, а о должном). Кант полагает, что повелевающий характер этих рациональных принципов в человеческой душе не может быть дедуцирован, а должен быть принят как факт чистого разума. Кант утверждает, что само наличие моральных предписаний говорит о возможности следовать им, т.е. поступать морально.
Тема 1. Основное моральное отношение (моральный закон),
как высшая нравственная норма………………………………………………..3
Тема 2. Предэтика: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов,
Анаксимандр, Гераклит, Пифа-горейцы……………………………………….4
Тема 3. Схоластика: Дунс Скот, Мейстер Экхарт…………………………….9
Тема 4. Этические воззрения Ж.Ж. Руссо……………………………………..11
Тема 5. Гуманизм Кантовой этики……………………………………………..13
Тема 6. Фундаментальные принципы общечеловеческой морали:
в) справедливость.………………………………………………………………15
Тема 7. История этикета………………………………………………………..16
Тема 8. Основные принципы искусства: мимесис,
канон, стиль, форма – содержание…………………………………………….18
Тема 9. Художественное сознание греческой
архаики и классики……………………………………………………………..22
Список использованных источников………………………………………….25
Мимесис (от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — принцип, выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие мимесиса является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного.
Первая теория мимесиса принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве.
В разные исторические
эпохи вопрос об окружающем мире как
образном источнике искусства
Канон.
Для ряда эпох и
направлений в искусстве, где
преобладающим был
Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом (V в. до н.э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения меры стиля ораторской речи. В патристике каноном называлась совокупность текстов Св. Писания, узаконенная церковными соборами.
В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского ареала до XVII в. Своим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии.
Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона, точнее — достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, конкретного направления, течения, школы или одного художника, трудно описуемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.
В XIX—ХХ вв. эта
категория энергично
Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предметы или явление, т.е. содержание , и способа существования и выражение этого содержания, его различных модификаций, т.е. формы. Понятие Формы употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.
В истории философии, особенно идеалистической, форма сводилась к структуре, а содержание отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств, что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате формы над содержанием.
Взаимоотношение Содержания и Формы – типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними.
Вся история искусства свидетельствует о том, что художественная ценность и сила воздействия произведений искусства во многом зависят от выразительности художественной формы и от её соответствия содержанию произведения. Это обусловлено тем, что в художественном отображении действительности решающая роль принадлежит художественной форме, а определяющая – содержанию произведения.
Тема 9. Художественное сознание греческой архаики и классики.
8-6 века до
н.э. были периодом
К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства. Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и в дальнейшем.
Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др.
8-6 века являются
важным этапом в развитии
Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало 5 в. до н.э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос. К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров – дорический и ионический. Дорический стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.
В более строгом
и мощном дорическом ордере несколько
утончающиеся к верху колонны
лишены баз, каннелюры на стволе колонны
образуют при встрече острые рёбра,
венчающая капитель состоит из круглой,
несколько расширяющейся к
В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику. Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как скульптурная группа “гигантомании” (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы – так называемая делосская Артемида (7 век.) стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер.
Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении человеческого тела, определялась не только ростом профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в древнегреческом полисе.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос (Девы), построенный в 5 веке до н.э. зодчим Иктином и Калликратом в Афинах. Его белокаменный силуэт чётко вырисовывался на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими дорическими колоннами. И всё-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.