Этика и эстетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 03:21, контрольная работа

Краткое описание

Моральный закон (moralisches Gesetz, Sittengesetz - нем.) Фундаментальное понятие практической философии И.Канта. Моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер не природных законов, а императивов (т.е. речь идет не о сущем, а о должном). Кант полагает, что повелевающий характер этих рациональных принципов в человеческой душе не может быть дедуцирован, а должен быть принят как факт чистого разума. Кант утверждает, что само наличие моральных предписаний говорит о возможности следовать им, т.е. поступать морально.

Оглавление

Тема 1. Основное моральное отношение (моральный закон),
как высшая нравственная норма………………………………………………..3
Тема 2. Предэтика: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов,
Анаксимандр, Гераклит, Пифа-горейцы……………………………………….4
Тема 3. Схоластика: Дунс Скот, Мейстер Экхарт…………………………….9
Тема 4. Этические воззрения Ж.Ж. Руссо……………………………………..11
Тема 5. Гуманизм Кантовой этики……………………………………………..13
Тема 6. Фундаментальные принципы общечеловеческой морали:
в) справедливость.………………………………………………………………15
Тема 7. История этикета………………………………………………………..16
Тема 8. Основные принципы искусства: мимесис,
канон, стиль, форма – содержание…………………………………………….18
Тема 9. Художественное сознание греческой
архаики и классики……………………………………………………………..22
Список использованных источников………………………………………….25

Файлы: 1 файл

конт. этика и эстетика.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Важное значение пифагорейского союза в истории этической мысли состояло в том, что пифагорейцы определенный детально разработанный моральный кодекс выставили в качестве практической цели, которой люди, желающие быть совершенными, должны подчинить свою реальную жизнь. Пифагорейцы в превращенной, мистифицированной форме зафиксировали наличие объективной потребности в конкретном критическиценностном анализе нравственного содержания жизни индивидов.

 

Тема 3. Схоластика: Дунс Скот, Мейстер Экхарт

Схола́стика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического)богословия и логики Аристотеля.

По общему своему характеру  схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера.

Экхарт (Eckhart) Иоганн, Мейстер  Экхарт (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, —  конец 1327 или начало 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кельне; был учителем И.Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.

Проповеди и  трактаты Э. на немецком языке, сохранившиеся  большей частью в записях учеников, как по форме, так и по философскому содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма Ареопагитик. Главная тема его мысли — "божество" (gotheit), безличный и бескачественный абсолют, стоящий за "богом" в трёх лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая "искорка", единосущная богу. Отрешаясь от своего "я", соединяясь с божеств, "ничто", человеческая душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции немецкой мистики, нередко с народно-еретической окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественного мирового процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении немецкого литературного языка.

В западной философии  последователем теории двойственной истины был шотландский философ Иоанн Дунс Скот. Он полагал, что Бог сотворил мир не в силу некоей разумной, а потому и вполне постижимой необходимости (как считал Фома Аквинский), а в силу своей абсолютной свободы. То есть он мог создать мир, но мог и не делать этого, мог создать совсем не такую действительность, в которой мы сейчас живем, а совершенно другую. Иными словами, все Божественные действия есть полный, ничем не ограниченный произвол, совершаются абсолютно свободно, никакой логической или рациональной необходимостью не обладают и потому совершенно непостижимы, не подвластны ни разуму, ни пониманию.

Дунс Скот, говоря о невозможности разумного осознания  Божественного, тем самым отделяет веру от разума, а религию от философии  и поэтому выступает хотя и  в рамках схоластики, но уже –  против нее: в учении шотландского философа явственно видно, как схоластика вступает в полосу кризиса и упадка.

 

Тема 4. Этические воззрения Ж.Ж. Руссо.

Этическое мышление французского просветителя Жана Жака Руссо (1712-1778) является кульминационным  пунктом в истории этики сенсуализма. Путем анализа исторических корней морали Ж. Ж. Руссо раскрыл диалектический характер истории классового общества, единство 
прогресса и несчастья, углубление противоположности между деспотизмом и 
всеобщим бесправием, а в крайней степени нищеты усмотрел момент перехода к новому равенству, теперь уже не только естественному, но еще и исторически 
созданному.

Руссо не ограничивается требованием материального и  политического равенства всех граждан в некоей мелкобуржуазной республике. Корни радикальности его исторической позиции заключены в моральном мышлении: "...всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем 
соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают 
любимые нами люди".

 Подвергая  решительной нравственной критике 
современное ему общество, признавая, что без добродетели не может быть 
свободы, Руссо далек от морализирующей позиции. Он связывает мораль с 
политикой, общественным строем, и центральной проблемой его социальной 
философии является вопрос: "...какова природа государственного устройства, 
способного создать народ самый добродетельный, самый просвещенный, самый 
мудрый - словом, самый лучший, понимая это в широком смысле?"

Этическая теория Руссо далеко выходит за рамки  морального атомизма 
Гельвеция с его наиболее употребительными понятиями себялюбия, правильно 
понятого интереса и общего блага. Он задается вопросом: при каких 
общественных условиях возможно непосредственное соответствие между 
внутренним миром человека, его эмоциональными, рациональными, 
предметно-практическими силами и общественным интересом? Концепцию 
экономического равенства частных собственников и их возвышения до уровня 
политически равноправных граждан Руссо дополняет поисками путей 
действительного братства между людьми. Он ставит вопрос об эмоциональной 
общности индивидов, о возможности преодоления их нравственного отчуждения друг от друга.

В общественной теории натуралистического материализма, основанной на этике себялюбия, Руссо видел идеологию собственников, частные интересы 
которых не могут не сталкиваться со всеобщими интересами. В 
материалистическом понятии личности он усматривал философское оправдание взаимной отчужденности индивидов друг от друга, ибо стремление к наслаждению не связывает людей, а разъединяет.

Радикальность своей морально-исторической концепции Руссо покупает ценой уступок теологии, а порой также (можно сослаться на его пространные высказывания в девятой книге "Исповеди") путем непонимания партийной сути борьбы энциклопедистов против государственного и церковного насилия.

В общефилософском  плане этика и общественное учение Руссо базируются на пантеистическом понимании человек его психологии и практической деятельности. "Климат, времена года, звуки, цвета, мрак, свет, стихии, пища, шум, тишина, движение, покой - все воздействует на наш организм и, следовательно, на нашу душу; все это дает тысячи почти безошибочных способов управлять чувствами, обращаясь к их источнику, и не позволять им господствовать над нами... я надеялся, что эта идея окажет воздействие на людей благородных и искренне любящих добродетель, но опасающихся своей слабости..." Так формулирует Ж. Ж. Руссо одну из своих основополагающих этических идей, которую он хотел развернуть в самостоятельное произведение "Чувственная мораль, или Материализм мудреца" - замысел, оставшийся, к сожалению, невоплощенным.

Человек, с точки зрения Руссо, есть прежде всего существо 
эмоциональное. Этот тезис он не подкрепляет систематическим 
психологическим и физиологическим анализом, ограничиваясь внешне 
разрозненными социально-психологическими обобщениями необычайной тонкости и красочности.

 

Тема 5. Гуманизм Кантовой этики

Среди великих философов  мира И. Кант занимает видное место как один из выдающихся мыслителей-гуманистов. Его философия проникнута духом новаторства, поисками глубинных оснований истины, добра и красоты, нацелена на подлинное служение человеку и обществу.

Все главные вопросы философии  И. Кант по их сути подводит к вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен — таков проблемный стержень его философии. Он стоит в ряду тех мыслителей, кто воспринял идею человеческого достоинства, защитил ее и развил, воплотил в развернутую философскую концепцию.

Значительное влияние  на И. Канта оказали гуманистические идеи Ж.-Ж. Руссо. И. Кант вслед за Руссо идет в русле гуманистической тенденции в культуре исторической эпохи Нового времени. Но И. Кант не во всем соглашается с Руссо. Он не приемлет его идею возврата человека и общества к «естественному состоянию» как главного средства преодоления противоречий, привнесенных цивилизациейВ развернутом виде идеи гуманизма представлены в его работах по этике, таких как «Критика практического разума», «Основы метафизики нравов» и других.

И. Кант вводит философские категории, позволяющие создать теорию нравственного поведения человека. При этом он опирается на теорию познания, разработанную им в работе «Критика чистого разума».

Это такие категории  как максима воли человека, практические законы его поведения, способность  желания, добрая воля, категорический императив, моральный закон в человеке и другие.

Максимы воли человека — это субъективные основоположения, которые определяются самим человеком, зависят от его желаний, интересов, потребностей и от ориентации на законодательную форму этих максим, то есть на моральный закон.

Способность желания  характеризуется И. Кантом как чувственность, индикатором которой служит удовольствие. Чувство удовольствия и переживание счастья (т.е. гедонизм и эвдемонизм) — это субъективные критерии хорошей жизни человека, которые характеризуют его со стороны себялюбия, личного счастья.

Однако И. Кант считает, что человек должен и может жить не только по принципу личного счастья (себялюбия), а и по практическим законам, которые формулирует его разум в виде категорических императивов. Категорические императивы — это безусловные и всеобщие предписания, которые должны исполняться всеми в любой ситуации независимо от желаний.

И. Кант следующим образом формулирует категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».

Категорический императив  существует как моральный закон  в человеке, как «голос разума», который  является «внятным даже для самого простого человека», как присутствие  в человеке высокой нравственной силы — его совести.

Присутствие в себе нравственного  закона человек ощущает в виде веления долга. Долг выше всего «чувственного», он имеет другой источник по сравнению  со способностью желания, не материю  желания, а форму чистого практического  разума, т.е. категорический императив. Голос практического разума в виде категорического императива исходит от свободы человека. Человек, согласно И. Канту, свободен, живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствия в жизни.

Только при этом ориентире человек проявляется как нравственная личность, свободная от механизма природы.

Человек проявляет добрую волю, которая представляет собой его способность следовать голосу разума, испытывать уважение к моральному закону в нем самом. Это есть также априорность установок практического разума или морального закона, предшествующая совершаемым поступкам.

Законодателями нравственности по И. Канту, являются не Бог, не царь и не герой, а обычные люди со своим выбором, со своей волей и свободой.

И. Кант в теорию нравственности ввел понятие борьбы склонностей (желаний) и долга, которая представляет собой, по нашему мнению, работу духа человека, его способности утверждать в своей жизни идеалы, гуманизма, нравственности, высокой духовности. Нравственность должная быть не относительной, не скованной частными интересами, а абсолютной, всеобщей, свободной, в противном случае ее просто нет.

 

Тема 6. Фундаментальные принципы общечеловеческой морали:

в) справедливость.

Справедливость — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaния, выpaжaющee нe тy или инyю цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидaми; дoлжный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Cправедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В oтличиe oт бoлee aбcтpaктныx пoнятий дoбpa и злa, c пoмoщью котоpыx дaeтcя мopaльнaя oцeнкa oпpeдeлeнным явлeниям в цeлoм, справедливость xapaктepизyeт cooтнoшeниe нecкoлькиx явлeний c точки зpения pacпpeдeлeния блaгa и злa мeждy людьми.

В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людeй (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeяниeм  и вoздaяниeм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людeй и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тeм и дpугим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм кaк нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, которыe oни тpeбyют coxpaнить или измeнить.

Справедливость  не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба  эти понятия. Справедливый судья  обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.

Тема 7. История этикета.

Слово "этикет" имеет такую длинную историю, что тот факт, откуда оно берет  свое начало уже давно забыт, и  человечеству остается только догадываться и предполагать о том, где и  когда появилось это понятие. Однако если обратиться к некоторым историческим сводкам, то в некоторых из них предполагается, что слово "этикет" появилось во время царствования легендарного Людовика XIV для обозначения некоторых нововведений в культурной жизни королевского двора. Именно при Великом Людовике XIV всем гостям двора стали вручать специальные карточки, или так называемые этикетки. На этикетках были написаны правила поведения, которых должны были придерживаться все гости без исключения, находясь на территории королевского двора. По одной из версий история этикета началась именно с этого момента, а само название - этикет получил от названия карточек. Однако есть и сторонники другой версии, по которой история этикета насчитывает не менее пяти тысяч лет.

Информация о работе Этика и эстетика