Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:11, контрольная работа
Древняя страна Египет была расположена на северо-востоке Африканского континента. Название Египет происходит от древнегреческого названия страны «Айгоптус». Древние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила была черного цвета. Река Нил играла огромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия содействовали раннему появлению человека в долине реки Нила.
Введение
1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1 Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000 год до н.э.)
1.2 Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)
1.3. Архитектура Среднего Царства
VII--XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)
1.4. Архитектура Нового Царства XVIII--XX династии (1555--1090 годы до
н.э.)
2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1.Скульптура Раннего Царства
2.2.Скульптура Древнего Царства
2.3. Скульптура Среднего Царства
2.4. Скульптура Нового Царства
3.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ
Заключение
Список литературы
2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1.Скульптура Раннего Царства
Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробницах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периодически убирали памятники, которые были уже достаточно давно помещены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначению не могли быть доступны для обозрения. Естественно потому, что в одном помещении оказывались вещи, созданные в разное время, на протяжении нескольких веков.
Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели; даже камни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучительной позе пленного врага.
Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. К таким памятникам относятся найденные в тайниках скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и женщин с детьми на руках посвящали с молениями о даровании потомства.
В тайниках храмов были найдены и скульптуры животных - львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обезьян, собак и других, а также птиц.
Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были отвечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хебсед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводителя племени, естественно, что впоследствии, при смягчении обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изображать именно сидящего царя.
В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой.
Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и перед ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.
2.2. Скульптура Древнего Царства
От времени Древнего
царства сохранилось очень
Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от времени Древнего царства, как и от предыдущего периода, дошли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин, слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.
Таким образом, скульптура
Древнего царства в основном сохраняет
то же назначение, которое она имела
в предшествующий период, однако в
пределах почти каждого круга
скульптур наблюдается
Статуи вельмож следуют
основным типам царских статуй: наряду
с существовавшими ранее
Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли статуи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.
Наряду с каменными скульптурами имелись деревянные, что, по-видимому, было связано с их использованием при некоторых обрядах.
Естественно, что для
этого нужны были легкие деревянные
скульптуры. Думается, что именно этим
и объясняется наличие
Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие статуи высоко ценились из-за технических трудностей изготовления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.
Для мелкой пластики широко использовали кость, фаянс, реже - дерево и камень.
При всем возросшем, по сравнению с предшествующим периодом, разнообразии поз скульптур царей и знати Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвижность и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках почти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато - кирпичный цвет, женских - в желтый, волосы у всех были черные, одежды - белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены.
Единство изобразительных
средств культовой скульптуры Древнего
царства было вызвано как ее назначением,
так и условиями ее развития. Приподнятость
образа подчеркивала высокое социальное
положение изображенного
Однако эти каноны касались в основном только трактовки туловища статуй, при передаче же лица перед мастером вставало иное требование, также вытекавшее из назначения памятника. Статуе необходимо было придать сходство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет.
Появление портрета, расширение иконографии, возросшее разнообразие используемых материалов, общий рост мастерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.
2.3. Скульптура Среднего Царства
При анализе царской скульптуры времени XII династии существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, наряду с заупокойной и хебседной скульптурой, теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замурованных сердабах или в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их традиций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. [1. С.94]
Стремясь доказать правомочность
обладания престолом, цари XII династии
прибегали для утверждения
Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.
2.4. Скульптура Нового Царства
К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обстановка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, - с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV вылилась в открытый конфликт.
Разрыв происходил под видом религиозных несогласий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истинным богом Атона - солнечный диск.
Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались самые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книжным. Резко изменился и путь развития искусства.
Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона - это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, на котором жертвы приносит сам царь, сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустированными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершенно новым подходом к передаче человеческих образов.
Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел выстроить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными особенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым животом, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты - узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убеждения в правоте избранного пути. Те же черты облика фараона повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркнуты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный профиль лица и всей фигуры, слабость ног.
Новый стиль был введен сразу и имел явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно - перенос столицы, запрещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Благой для Атона), его жена Нефертити - Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).
Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось множество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено достаточное количество скульпторов и художников. Раскопками было обнаружено несколько скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные памятники.
Лучше из них - это портреты Эхнатона и Нефертити. Для них характерно отсутствие той утрировки индивидуальных черт, которой были отмечены статуи и рельефы храма Атона в Фивах. Достаточно сравнить колоссальные скульптуры фараона из этого храма с двумя его же портретами, найденными в мастерской начальника скульпторов Тутмеса в Ахетатоне, чтобы в этом убедиться. Это уже иной этап развития искусства. И портреты Эхнатона, и портреты Нефертити показывают особое, необычное решение.
3.ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ РЕЛЬЕФ
Большое место среди памятников Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Существовало два вида рельефа: более распространенный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная - из красной охры, желтая - из желтой охры, зеленая - из тертого малахита, синие тона - из кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавливались из травы.
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT династий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что только в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы занимали 10 000 квадратных метров площади. Стены залов, молелен и коридоров были сплошь завешаны гигантскими картинами, разделенными цветными обрамлениями. На светлом голубовато-сером фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые женщин, белизна одежд, зелень нильских зарослей, голубая вода реки с черными зигзагами струй, красный парус большой ладьи, усеянный желтыми розетками и звездами. Нижнюю часть стен, окрашенную в черный цвет, отделяли от рельефов чередовавшимися красными, желтыми и черными полосами.