Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:39, реферат
Зигмунд Фрейд отмечал, что имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит и убедится, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Изо всех пор рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его. Читать человека как книгу, значит понимать язык жестов, которые дает более достоверную информацию о мыслях, чувствах и свойствах человека, чем его слова.
Введение
Личностное общение предполагает наличие обратной связи в форме встречной информации о результатах взаимодействия. Наиболее полно обратную связь отражает язык телодвижений, который широко используется всеми людьми, гораздо лучше слов передает их истинные мысли и настроения, но понимается немногими. В каждый момент времени восприятие человеком окружающего мира имеет конкретную психологическую окраску, что отражается мозгом в форме приказов различным частям тела занять определенное положение. Эти приказы практически не контролируются сознанием, а их отражение в знаках телодвижений играют в процессе общения очень большую роль. Крайне важно не только понимать язык телодвижений, но осознано говорить на этом языке и ощущать его восприятие окружающими.
Зигмунд
Фрейд отмечал, что имеющий глаза
да увидит, имеющий уши да услышит
и убедится, что нет такой тайны,
которую бы мог скрыть простой
смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается
кончиками пальцев. Изо всех пор
рвется наружу признание. Поэтому задача
заключается в том, чтобы увидеть самое
сокровенное и разгадать его. Читать человека
как книгу, значит понимать язык жестов,
которые дает более достоверную информацию
о мыслях, чувствах и свойствах человека,
чем его слова. Человек, как правило, не
контролирует свои позы, жесты, выражение
лица, тон голоса. Внимание собеседника
сосредоточено на том, что и как лучше
сказать, чтобы быть правильно понятым
побиться своей цели. Поэтому слова иногда
больше скрывают истинные мысли и чувства,
чем раскрывают их.
Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они неразрывно связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то.
Язык жестов – один из самых
древних языков. Две тысячи лет
назад великий Цицерон учил
ораторов правильно
Благодаря жестикуляции достигается понимание, не зависящее от языковых и социальных барьеров. Жестикуляция, движения рук - один из аспектов языка тела, которым мы широко пользуемся, совершенно не задумываясь над его механизмом.
Жесты, по наблюдению В. М. Шепеля1 «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский2 в книге «Искусство пантомимы» писал: «Кисть руки – душа жеста. Кисть зовёт, манит, приглашает, отталкивает, даёт, берёт, ускоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает; в кисти, равно как и во всей руке, необходимо выработать живость и пластическую мягкость».
Жест – явление сугубо
Выразительные движения – язык подсознания. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», - считает Ален Брассер.3
Надо отметить, что бесконечно трудно контролировать собственную мимику, почти также сложно "обманывать" с помощью рук. Если некто в состоянии внутреннего возбуждения пытается выглядеть спокойно, руки его обязательно выдадут. Так, например, волнение человека выдает мгновенно сплющенная сигарета - в таком состоянии не каждому дано соизмерять силу своих пальцев.
Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствами воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную.
Жестами можно добиться закрепления информации на подсознательном уровне, а также о человеке можно многое узнать по его жестикуляции. Иногда жесты говорящего человека вступают в противоречие с его словами. Внимательное наблюдение позволит более верно оценить ситуацию, убедиться в правдивости собеседника.
Благодаря жестикуляции достигается понимание,
не зависящее от языковых и социальных
барьеров. Жестикуляция, движения рук
- один из аспектов языка тела, которым
мы широко пользуемся, совершенно не задумываясь
над его механизмом.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, - они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.
Когда маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем самым очень быстро он приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия и отрицательного отношения.
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.
Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи, поднятые брови. Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения, или иметь совершенно противоположное значение. Здесь уже проявляются этнопсихологические особенности жестов.
Национальный характер многих
жестов подтверждают факты.
Культурными нормативами
Жесты неискренности связаны
с левой рукой. На Востоке,
если протянуть еду, деньги
или подарок левой рукой,
В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.
Жесты делятся на:
Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Стрил назвал их жестами "больших людей", жестами, которые согласуются не только со значением ("весом" в обществе), но и с руководящей ролью их "авторов": дается знак, который всеми понимается однозначно. Именно такой жест достигает цели, указание исполняется окружающими расторопно и полностью. Стрил так пишет о широких движениях: «Если они выполнены спокойно, то это импонирует, если оживленно - увлекает или пугает, но вот торопливые, вспыльчиво выполненные широкие движения порождают лишь тревогу и замешательство. Так как широкое движение притягивает к себе внимание, его используют и те, кто желает быть замеченным: люди чванливые, хвастливые и тщеславные, а также постоянно преувеличивающие свое значение и властолюбивые".
Понятно, что мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Обычно их используют те, кто хочет быть незаметным, то есть люди корректные, тактичные, скромные. Но такое поведение может скрывать какой-то личный расчёт, хитрость, ловкость и коварство.
При интерпретации
Закрытыми называются такие проявления,
которые создают физический и психологический
барьер между партнерами. Например, скрещенные
руки или ноги, нахмуренные брови, прищуренные
глаза или взгляд в сторону. Барьер можно
создать и с помощью предметов: очков,
одежды, застегнутой на все пуговицы, галстука,
свитера с высоким горлом, а также с помощью
стола, стула, сумки, которые находятся
между партнерами.
Закрытые жесты свидетельствуют о том,
что контакт нарушен. Это может произойти
потому, что один из собеседников заскучал,
торопится или не согласен с другим. Могут
быть и другие причины: неприязнь к партнеру,
недоверие к нему, страх, неуверенность
в себе, усталость, боль, ощущение холода
или иного дискомфорта, а также желание
«уйти в себя», то есть поразмышлять над
темой разговора или погрузиться в воспоминания,
временно отгородившись от всех.
Открытые позиции — свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног. Примерами могут являться открытые ладони, нескрещенные руки и ноги, движения плавные и мягкие, взгляд часто сопровождается улыбкой.
Их можно разделить на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков).
Некоторые ритуальные жесты
Вторая культурная стадия