Жизненный цикл семьи и домохозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:42, реферат

Краткое описание

Развитие семьи с момента ее формирования проходит через определенные этапы, существенные с точки зрения социально-демографического или экономического развития семьи или домохозяйства. На каждом этапе семья и домохозяйство находится в том или ином демографическом, социальном, экономическом состоянии. Последовательность состояний, которые проходит семья и домохозяйство с момента ее образования и до распада, называется жизненным циклом семьи и домохозяйства.

Оглавление

Введение
1. Жизненный цикл американской семьи.
2. Жизненный цикл европейской семьи.
3. Жизненный цикл российской семьи.
4. Жизненный цикл семьи, задачи развития и общие трудности,
которые встречаются в психотерапевтической практике.
5. Жизненный цикл домохозяйства.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

жизн.цикл домхозяйства и семьи.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      6. Старики умерли. Семья со взрослыми  детьми возвращается к проблемам  первой стадии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизненный цикл семьи, задачи развития и общие трудности, которые встречаются  в психотерапевтической практике 

Стадии развития семьи

Задачи развития

Общие трудности

Неженатый (ая) молодой взрослый человек. Дифференцировать себя от семьи происхождения.

Развить близкие отношения с равными (членами своего круга), профессиональную карьеру, взрослый стиль жизни.

Эмоциональная дифференциация.

Отношения с членами своего круга: изоляция, одиночество.

Безработица (или «незанятость»).

Профессиональный  выбор.

Переход к браку: ориентация на брак, ухаживание, помолвка.   Изоляция, недостаток общественных навыков для знакомств, нахождения друзей.
Состоящие в браке пары без детей. Создать взаимно удовлетворяющий брак.

Переход от идеализированного взгляда на партнёра к интимности.

Вписаться в систему родственников.

Сексуальные трудности.

Трудности в  интимных отношениях, уточнение ролей, межличностные паттерны.

Практическая жизнь семьи

и проблемы управления домашним хозяйством.

Проблемы с родственниками по закону.

Высокая степень разводов.

Переход к воспитанию детей. Принять роль воспитателя.

Подготовиться психологически к рождению ребёнка.

Нежелательная беременность

с негативным воздействием

на родителей  и ребёнка.

Психологический стресс и тревога.

Бесплодие.

Потенциальные генетические проблемы.

Семьи, воспитывающие детей (старший ребёнок от рождения до 30 месяцев). Регулировать и поощрять развитие ребёнка.

Установить семейные отношения, удовлетворяющие и воспитывающие как родителей, так и ребёнка.

Изменения в брачных отношениях, отношениях с родственниками и отношениях с членами своего круга.

Материнская послеродовая депрессия и снижение самоуважения.

Недостаточное реагирование на физические и ролевые потребности ребёнка.

Низкая степень удовлетворённости браком.

Напряженные отношения с родственниками по закону.

Финансовые трудности.

Реакции на ненормальное рождение.

Решение женщины о том, чтобы продолжать работать.

Семьи с детьми дошкольного возраста (старший ребёнок 2,5 – 6 лет). Адаптироваться к потребностям ребёнка в поддержке

процесса его  роста.

(Для родителей) справиться с энергетическим истощением и недостатком частной жизни.

Принять новых членов в систему.

Рождение следующего (их) ребёнка (детей); потенциальное соперничество между сиблингами.

Повседневная забота, ролевая перегрузка, если мать работает.

Стресс и ограниченность свободы для тех, кто является родителями.

Трудности во взаимодействии с детьми.

Финансовые, брачные проблемы и проблемы повседневной жизни  (как ранних стадиях).

Семьи с детьми школьного возраста (старший  ребёнок 6 –13 лет) Разделить ответственность за социализацию с внешними институтами.

Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста конструктивным путём.

Поощрять достижения ребёнка в учёбе.

Развить индивидуализированные роли, не основанные на семейной ответственности.

Трудность в эмоциональном самовыражении ребёнка.

Трудность с урегулированием новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка; конфликт с другой культурой.

Ребёнок, не подготовленный к школе; трудности взаимодействия с друзьями; боязнь школы.

Школьные трудности ребёнка.

Семейное насилие, унижение и насилие над детьми. Идентификация ребёнка, увеличивающаяся в школе.

Самый высокий уровень проблем женатых мужчин.

Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной и школьной сфере.

Финансовые проблемы, проблемы отцов и детей, повседневные проблемы (как на ранних стадиях).

Семьи с подростками (старший ребёнок 13-20 лет) Сбалансировать свободу и ответственность как факторы развития подростка.

Увеличить гибкость семейных границ  для того, чтобы дети могли приходить и уходить.

Развить партнёрство и идентичность в семье и вне семьи (в противовес родительским ролям и изоляции).

Конфликты родителей и подростков, особенно по поводу независимости.

Подростковая преступность, нарушения статуса, использование наркотиков, беременность, безработица.

Финансовые, брачные, школьные, повседневные проблемы (как для ранних стадий).

Семьи, покидаемые молодыми взрослыми людьми (от момента, когда первый ребёнок уходит, до того, когда последний ребёнок покидает дом). Отпустить молодого взрослого человека, но сохранять поддерживающую домашнюю базу с отношениями «взрослый – взрослый ребёнок». Трудности в разделении.

Финансовые проблемы: расходы, связанные с учёбой в колледже, подготовка к уходу на пенсию.

Ребёнок (дети) – начинают жизненный цикл семьи как неженатые (незамужние) молодые взрослые люди или женатая пара без детей.

Родители  среднего возраста (от момента, когда  последний ребёнок покидает дом, до ухода на пенсию). Перестроить материальные отношения.

Поддерживать родственные связи со старшим и младшим поколениями.

Сохранить идентичность/функ-циональность в ситуации психологического спада.

Тяжесть потери родительской роли или перераспределения супружеских ролей.

Индивидуальные переходы: менопауза, «кризисы» карьеры в середине жизни, столкновение со старением.

Неспособность принять статус прародителя; конфликты с родственниками по закону.

Трудность в предоставлении, эмоциональной, финансовой, физической поддержки взрослым детям и собственным пожилым родителям.

Переход к стареющей семье – уход на пенсию. Принять и адаптироваться к уходу на пенсию. Трудности в урегулировании изменений супружеской роли, потеря социальных сетей и связей, связанных с работой, время  досуга.

Финансовые проблемы: уменьшенный  или  недостаточный доход.

Проблемы со здоровьем (часто причина  раннего ухода на пенсию).

Пожилая семья (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов). Адаптироваться (в будущем) к психологическому спаду.

Принять роль «старшего поколения», включая переход центральной роли к старшим детям.

Изменить модель «семейного дома».

Психологическая подготовка к смерти.

Хронические, связанные с возрастом, проблемы физического и душевного здоровья; злоупотребление наркотиками и алкоголем.

Ухудшившиеся отношения  с  детьми  и  физическое  и  психологическое  напряжение заботящегося об истощённом супруге.

Конфликт,  связанный  со  смещением власти в поколениях.

Финансовые проблемы (как для стадии ухода на пенсию).

Вдовство (от смерти первого супруга до смерти второго). Справиться   с   потерей   и жизнью в одиночестве. Реакции горя.

Урегулирование изменения положения.

Одиночество, социальная изоляция, другие ролевые изменения.

Проблемы здоровья, финансовые проблемы, проблемы семейных конфликтов (как для ранних стадий старения, но часто обострённые вдовством).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Жизненный цикл домохозяйства 

      1. Молодые одинокие. Группа характеризуется возрастом (до 35 лет) и брачным статусом — одинокие. Группа делится на тех, кто живет со своей семьей, и независимых, то есть живущих отдельно. Живущие с семьей молодые имеют немного обязанностей и ведут активную социальную жизнь. Покупают услуги молодежного досуга, предметы личного ухода (парфюмерию), одежду и спорттовары. Независимые имеют больше финансовых обязательств, покупают то же, что и молодые, живущие с семьей, но чаще покупают предметы домашнего назначения.

      2. Молодые в браке без детей. Решение о браке или совместной жизни составляет новую стадию жизненного цикла домохозяйства. Жизненный стиль одиноких людей меняется с формированием совместного стиля. Приобретаются домашняя мебель и приборы. С более поздним появлением детей эта стадия увеличивается. Двойной доход обеспечивает относительно высокий уровень жизни. Эта группа тратит больше на досуг вне дома, дорогостоящую одежду, путешествия в сравнении с полным гнездом.

      3. Полное гнездо 1. Молодые в браке с детьми. Появление ребенка несет много изменений в жизненный стиль и потребление молодой пары. К новым покупкам относятся детская одежда, мебель, питание. Формы досуга адаптируются к условиям воспитания детей. Доход домохозяйства может снижаться с прекращением работы одного из супругов.

      4. Одинокий родитель 1. Молодые одинокие родители. Развод родителей создает специфические потребности в услугах ухода за детьми, в продуктах питания скорого приготовления. Одинокие родители испытывают недостаток времени и финансовые проблемы поддержания желаемого жизненного стиля семьи. Одинокие среднего возраста. Группа состоит из тех, кто никогда не вступал в брак, и разведенных людей, не имеющих обязанностей по воспитанию детей. Эта группа людей 35-64 лет невелика, ее потребности близки к группе молодых одиноких. Одинокие среднего возраста, как правило, имеют больше денег для затрат на поддержку своего жизненного стиля, чем молодые одинокие. Это рынок более дорогого жилья, путешествий, ресторанов.

      5. Пустое гнездо 1. Люди среднего возраста в браке без детей. Эта группа состоит из: 1) бездетных пар; 2) людей повторных браков, где дети от предыдущего брака не живут с родителем; 3) пар, чьи дети покинули дом и живут отдельно. Занятость обоих супругов создает недостаток времени и доход для досуга вне дома и бытовых услуг, экономящих время.

      6. Полное гнездо 2. Люди среднего возраста в браке с детьми в доме. Дети людей 35-64 лет, как правило, старше 6 лет и потому более независимы, чем в молодых семьях. Семьи с детьми 6 и более лет — основной рынок уроков всех типов (музыки, спорта, иностранных языков), велосипедов, спортинвентаря. Подростки в этих домохозяйствах рассматриваются маркетологами как покупатели для собственных нужд и для домохозяйства. Соответственно, на этот сегмент нацеливается реклама безалкогольных напитков, жевательной резинки и одежды для подростков.

      7. Одинокий родитель 2. Одинокий родитель с детьми в доме. Одинокие родители 35-64 лет часто находятся под финансовым прессом. На них возлагаются те же требования, что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанности по домохозяйству. Кроме финансового стресса, на этот сегмент влияет и недостаток времени. Многие люди этого сегмента вынуждены использовать экономящие время альтернативы, такие, как готовые к употреблению продукты питания. Дети этого сегмента имеют расширенные обязанности по домохозяйству.

      8. Пустое гнездо 2. Старшие супружеские пары. Эту группу составляют люди с главой домохозяйства старше 64 лет, который может продолжать работать. Часто супруги уже на пенсии и полностью или частично свободны от полнодневной занятости. Потребности специфичны в области медицинских услуг, жилья, питания и отдыха. Эта группа имеет достаточно много времени, но не слишком много денег.

      9. Старшие одинокие. Эту группу составляют в основном женщины, в силу более высокой продолжительности их жизни в сравнении с мужчинами. Смерть одного из супругов возлагает на оставшегося его обязанности — финансовые, бытовые. Условия пожилого возраста, одиночества и незанятости создают уникальные потребности для жилья, общения, путешествий и отдыха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Таким образом, подводя итог этой работе, можно сказать, что термин - жизненный  цикл, используется главным образом для описания цикла развития индивида, включающего детство, подростковый возраст,  зрелость, пожилой возраст  и смерть. Социологическое понятие «жизненного цикла» указывает не на чисто биологический процесс созревания, а на последовательный переход индивида от одной социально конструируемой категории возраста к другой и на различия в социальном опыте взросления и старения. Например, социальный опыт биологического старения совершенно разный у мужчин и женщин, а продолжительность и значимость «детства» изменяются от культуры к культуре. Данное понятие может использоваться и в другом, вторичном смысле — в отношении истории отдельных семей или домохозяйств, а не индивидов. В этом альтернативном смысле жизненный цикл семьи  или домохозяйства является процессом, состоящим из ухаживания, заключения брака, воспитания детей, ухода детей из дома и распада семейной единицы. И в том, и в другом случае понятие жизненного цикла способствует рассмотрению индивидов, семей или домохозяйств во временном измерении. Важно отметить также разнообразие домохозяйств, семей и людей, а также разнообразие их опыта и траекторий во времени. Именно по этой причине термину «жизненный цикл»  иногда предпочитается термин «ход жизни» (life-course).  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. http://www.pattern-cr.ru/Lectures/5.html

2. http://www.quans.ru/research/dict/ZHiznennie_tsikli_domashnih_hozyaystv/

3. http://www.aup.ru/books/m1172/

4. http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/gos/40.htm

5. http://www.igra-msk.ru/forspecialists-2.htm

6. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.

7. В.И.Ионцев. Введение в демографию.

8. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».

9. М.А.Маринова. Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства.

Информация о работе Жизненный цикл семьи и домохозяйства