Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ жилищной сферы современной России, а также ее роль и место в общественной системе страны.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проследить характер жилищных отношений и опыт их развития в исторической ретроспективе;
- исследовать состояние жилищной сферы в современной России;
- раскрыть основные механизмы решения жилищной проблемы в современной стратегии развития страны.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Предпосылки формирования жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . .4
1.2. Принятие Жилищного Кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Состояние жилого фонда в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Итоги строительной деятельности в России в I квартале 2010 года. . . . . . .11
2.2. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год. . 14
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Возможности регулирования рынка жилья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Комплексное развитие гх_курсовая работа.docx

— 89.55 Кб (Скачать)

    В России 77% населения проживает в  многоквартирных домах. В то же время  в США 2/3  жилищного фонда составляют индивидуальные дома. В скандинавских странах до 80% всех жилых домов деревянные,  разнообразного архитектурно-строительного качества. Современные технологии и оборудование позволяют при минимальных трудовых и энергетических затратах, с высокой эффективностью и в кратчайшие сроки реализовать проекты деревянных домов любой сложности. Для стимулирования усадебной застройки можно предложить следующие меры:

    - бесплатное предоставление земли  (в собственность или на основе  аренды до 49 лет) под строительство  индивидуального жилья в случае  неиспользования ее прежним владельцем  в течение трех лет;

    - определение площади участка  исходя из конкретной ситуации  землепользования на данной территории  и наличия конкурентных заявок, а не предварительных нормативов;

    -  приобретение техники, строительных материалов на доступных условиях - с использованием кредита или лизинга;

    - прогрессивное налогообложение  неиспользуемых жилых помещений,  мастерских и др. При неуплате  налога в срок объект изымается  у владельца и передается новому  заявителю. [1] 
 

    3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы

    При формировании организации, способной создать условия для улучшения ситуации на рынке жилья необходимо позиционировать каждый его сектор и существующие ресурсы, которые могут быть задействованы. Наиболее емким и перспективным представляется вторичный рынок.  Для его оживления необходимы минимальные ресурсы. В первую очередь это имеющееся жилье. 

    Большинство из желающих улучшить жилищные условия являются собственниками жилья. Это жилье имеет рыночную стоимость, поэтому оно может выступать в качестве первоначального взноса.

    Сегодня проблема финансирования строительства снова стала актуальной. Весьма существенный ресурс финансирования жилищного строительства представляют собой сбережения населения. Из практики работы в системе ипотечного кредитования известно, как много сегодня людей, готовых внести свои сбережения для улучшения жилищных условий, если только они будут застрахованы от потери государственными гарантиями. При новом строительстве еще одним существенным ресурсом, влияющим на конечную стоимость жилья, является земля и коммуникации. 

    Безусловно, это один из товаров, продажа которого приносит доход в бюджет муниципального образования. Однако, чем дороже такая земля, тем дороже жилье, и тем меньше квартир, в конечном счете, получает население от ее продажи. Кардинальным решением этого противоречия является включение стоимости земли и коммуникаций в коммунальные платежи, осуществляемые после заселения собственниками жилья.

    Дополнительным решением, позволяющим увеличить объемы предложения строительных площадок и благоустроить территории может стать проведение рекультивации неудобий.

    Давно известным, но до настоящего времени весьма незначительным является строительство мансард. Зачастую такое положение обусловлено тем, что органы, ответственные за техническое состояние жилья, муниципальные образования предъявляют завышенные требования к строителям в плане сопутствующих работ, что делает такое жилье неликвидным. В то же время с трудом изыскиваются средства для ремонта кровель. Рассматривать же строительство мансард необходимо не как дополнительный источник дохода, а как весомый ресурс в увеличении объемов экономичного жилищного строительства.

    К наиболее существенным ресурсам следует отнести технологический уровень строительства. Именно от него в первую очередь зависит себестоимость жилья. Не секрет, что сейчас предлагается, как правило, дорогое жилье. И это понятно. Строителям необходимо было получить максимальную прибыль, а в условиях использования старых технологий, существенных потерь времени при строительстве, себестоимость его значительно возрастает. 

    Одним из естественных путей решения данных проблем является строительство жилья на окраинах городов и пригородных территориях. Таким жильем могут стать блокированные дома, так называемые таунхаусы. При ковровой застройке они позволяют достичь плотности пятиэтажных домов, значительно превосходя последние по качеству жизни. Есть еще одно преимущество. До окончания строительства многоэтажного дома его заселение невозможно. Строительство может тянуться годами. При строительстве же небольших домов и отлаженной технологии каждый следующий дом может быть передан под заселение в течение двух-четырех недель после начала строительства. 

    При всей кажущейся простоте - это наиболее сложный и важный вопрос. От профессионализма руководства зависит успех или неуспех в выполнении жилищной программы. Необходимо иметь как экономические, так и технические знания, разрабатывать и уметь применять на практике передовые технологии строительства и управления, учитывать и формировать тенденции развития жилищного рынка. Задачи весьма непростые, но выполнимые. [3] 
 
 
 

    3.2. Возможности регулирования рынка жилья 

    Важнейшим показателем благосостояния людей является их жилье. Поэтому повышение доступности жилья является приоритетной задачей. Это возможно, если доходы покупателей будут расти быстрее стоимости жилья. Однако для этого необходимо значительное увеличение объемов строительства, чтобы в действие вступили законы конкуренции. Опыт показывает, что в настоящее время строительная индустрия не готова и будет всячески противодействовать такой конкуренции. Существующие рынки жилья в подавляющем большинстве случаев поделены, поддерживается баланс спроса и предложения, устраивающий строительный бизнес. Это в условиях увеличения спроса, обусловленного развитием ипотечного кредитования, способствует росту цены на жилье. 

    Попытка решить задачу снижения роста стоимости жилья косвенными методами, такими как изменение налоговой системы, других институтов государственного регулирования не только медлительный, но и зачастую вызывающий обратный эффект механизм. Отечественные менеджеры, как представляется, уже нашли возможные способы получения дополнительной прибыли теперь и за счет государства.

    Остановить безудержный рост стоимости жилья возможно только в случае появления на строительном рынке серьезного участника, представляющего интересы государства и способного оказывать на этот рынок реальное воздействие.

    При этом от появления такой структуры может быть получен кумулятивный положительный эффект. 

    В первую очередь это связано с ее прозрачностью и, следовательно, в случае прибыльной работы, достаточно серьезными бюджетными поступлениями, которые можно использовать, в том числе и для увеличения объемов строительства. 

    Во-вторых, использование в ее структуре убыточных или малоэффективных в настоящее время предприятий строительства и строительной индустрии позволит платить приличную заработную плату их работникам, решать многие социальные вопросы. 

    В-третьих, для ее функционирования необходимо машины, механизмы, оборудование, инструменты и оснастка, в значительном большинстве своем способном производиться машиностроительными предприятиями области. Производство такой продукции также может положительно воздействовать на их финансовое состояние.

    В-четвертых, для снижения себестоимости строительства необходимы новые технологии и материалы, а, следовательно, разработка нового оборудования, машин и механизмов, что позволит задействовать научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации.

    В-пятых, применяемые и разрабатываемые строительные материалы должны быть в основном местного производства, что в свою очередь позволит поддержать предприятия строительной индустрии области.

    В-шестых, государственные гарантии позволят привлечь сбережения тех слоев населения, которые с недоверием относятся к частному бизнесу.

    Таким образом, возможна реализация весьма экономичной модели ипотеки, в максимальной степени учитывающей интересы, как населения, так и государства. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Можно сделать вывод о том, что плохое состояние и несправедливое распределение жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису. Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Так, по результатам опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия.

    Именно поэтому для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций.

    Для этого создается система государственной  поддержки в решении жилищной проблемы для улучшения демографической  ситуации в России, которая включает в себя следующие компоненты:

  • разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения семей благоустроенным жильем;
  • оказание за счет средств федерального бюджета поддержки регионам, привлекающим для решения данной проблемы финансовые ресурсы на региональном и местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

    Все поставленные задачи курсовой работы решены, цель достигнута. 
     
     
     
     

Список используемой литературы

  1. Вагапов С.Ю. «Жилищное строительство в России: проблемы и пути их решения»;
  2. Терентьев А.Р., Душкин А.А. Рынок жилья: состояние и социальные следствия / Сб. тр. МИЭС. - М., 2007. Вып. 3.;
  3. http://www.alldoma.ru;
  4. http://www.bibliotekar.ru;
  5. http://www.expert-rating.ru;
  6. http://www.gdeetotdom.ru;
  7. http://www.gen.ru;
  8. http://www.gks.ru;
  9. http://www.gorobmen.ru;
  10. http://www.rg.ru.

Информация о работе Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления