Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ жилищной сферы современной России, а также ее роль и место в общественной системе страны.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проследить характер жилищных отношений и опыт их развития в исторической ретроспективе;
- исследовать состояние жилищной сферы в современной России;
- раскрыть основные механизмы решения жилищной проблемы в современной стратегии развития страны.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Предпосылки формирования жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . .4
1.2. Принятие Жилищного Кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Состояние жилого фонда в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Итоги строительной деятельности в России в I квартале 2010 года. . . . . . .11
2.2. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год. . 14
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Возможности регулирования рынка жилья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Комплексное развитие гх_курсовая работа.docx

— 89.55 Кб (Скачать)

    Объемы  жилищного строительства сократились  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  во всех федеральных округах, за исключением  Дальневосточного, а также в 42 субъектах  Российской Федерации, что сформировало сокращение показателя ввода в эксплуатацию жилых домов в целом по Российской Федерации на 10,6 % к 2008 году.

    На  Дальневосточный федеральный округ  приходится наименьший объем жилого фонда среди федеральных округов, что определяется высокой затратностью строительства на Дальнем Востоке  и малой плотностью заселения  территории округа.

    В связи со снижением инвестиционной активности в 2009 году, обусловившим сокращение объема работ по виду деятельности «Строительство», наиболее значительное уменьшение ввода в действие жилых домов ожидается в городе Санкт-Петербург, Республике Бурятия, Омской, Челябинской, Воронежской, Архангельской областях, Красноярском крае.

    Наибольшая  доля объема жилищного строительства  по Российской Федерации традиционно  приходится на экономически развитые регионы с высокой численностью населения: города Москву и Санкт-Петербург, республики Татарстан, Башкортостан, Московскую, Ростовскую, Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Самарскую области, Краснодарский край (более 50 % от общего объема жилищного строительства по Российской Федерации в 2008 году). Удельный вес данной группы регионов в общем объеме строительства жилых домов по Российской Федерации сократится к 2012 году на 5 процентных пунктов, в связи с тем, что среди указанных субъектов Российской Федерации уровень жилищного строительства 2008 года к 2012 году удастся превысить только Свердловской, Нижегородской, Самарской областям и Республике Башкортостан.

    На  территории Свердловской области увеличение объемов жилищного строительства  объясняется тем, что в прогнозируемом периоде инвестиционная деятельность будет в значительной степени связана со строительством объектов социальной сферы и жилья, в том числе заменой ветхого и аварийного, при этом в данной сфере прирост инвестиций в основной капитал будет выше, чем в реальном секторе экономики.

    В прогнозном периоде высокие темпы  объемов жилищного строительства  ожидаются в субъектах Российской Федерации с незначительным объемом  наличествующего жилищного фонда: в Чеченской Республике (в 7 раз  в 2010 году и 4,8 раза в 2012 году по отношению  к 2008 году), Камчатском крае (1,4 раза и 1,6 раз соответственно), Мурманской области (4 раза и 8 раз), Республике Ингушетия (1,6 раза и 1,7 раза). Чукотский автономный округ отличается наличием минимального объема жилищного фонда среди  субъектов Российской Федерации, что  объясняет значительные колебания  темпов ввода жилья в регионе  в прогнозном периоде - в 4,4 раза в 2009 году и 27,3 % в 2010 и 2012 годах к 2008 году.

    В республиках Алтай, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области в  прогнозном периоде в связи с  недостаточностью инвестиционной активности в строительной сфере сохранятся низкие темпы роста жилищного  строительства, несмотря на незначительный объем наличествующего жилищного  фонда.

    На  всем протяжении периода с 2008 по 2012 годы сохранится положительная динамика темпов жилищного строительства  в 19 субъектах Российской Федерации, причем как в экономически развитых Кемеровской, Нижегородской областях, так и в регионах, в которых  не наблюдается резких колебаний  инвестиционной активности, и величина абсолютного ежегодного прироста ввода  жилья остается невысокой, но стабильной: Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Ивановской области.

    Отрицательной динамики жилищного строительства  на всем протяжении периода 2010 - 2012 годов не прогнозируется ни в одном субъекте Российской Федерации во многом благодаря тому, что в прогнозном периоде будет завершена реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

    Тем не менее, достичь уровня 2008 года в 2010 году не удастся 39 субъектам Российской Федерации, в 2012 году - 25 субъектам.

    Доля  жилищного строительства, приходящаяся на г. Москву и г. Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, составляет более 20 % от общего объема ввода жилых домов на территории Российской Федерации, что связано, в том числе с высокой плотностью населения на их территории.

    Спад  в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Российской Федерации  под воздействием последствий кризисных  явлений, в наибольшей степени отразился  на экономике данных регионов.

    По  вводу в эксплуатацию жилых домов  Московская область продолжает занимать лидирующие позиции среди субъектов  Российской Федерации. При этом в 2009 году 41,4 % от всего вводимого в эксплуатацию жилья в Московской области будет построено населением за свой счет и с помощью кредитов. Уровень жилищного строительства 2008 года в прогнозном периоде будет превышен среди рассматриваемых субъектов только в Ленинградской области. [6] 

Таблица  3. Основные показатели для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на период до 2012 года (в % к предыдущему году) 

 
 
 
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
оценка прогноз
Строительство жилых домов 104,5 89,4 106,3 105,0 106,4
Центральный федеральный округ 95,8 93,1 102,0 101,6 107,6
Северо-Западный федеральный округ 115,0 76,7 122,0 105,3 99,7
Южный федеральный округ 104,4 93,5 107,9 105,5 107,4
Приволжский федеральный округ 110,2 92,4 101,9 104,6 105,5
Уральский федеральный округ 110,2 85,5 110,8 107,9 108,5
Сибирский федеральный округ 102,1 84,2 108,0 112,0 108,6
Дальневосточный федеральный округ 105,5 101,5 109,6 104,9 103,2

    Жилищное строительство в I полугодии 2010 года

    В I полугодии 2010 г. введено в эксплуатацию 248,8 тыс. квартир общей площадью 21,6 млн. кв. метров, что составило 99,9% к соответствующему периоду предыдущего года (в I полугодии 2009г. было введено 21,6 млн. кв. метров жилья, 99,7% к I полугодию 2008 г.).

    Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 11,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае - 8,4%, Санкт-Петербурге - 4,6%, Республике Татарстан и Тюменской области - по 4,4%, Москве - 3,8%, Республике Башкортостан - 3,5%, Ростовской области - 3,4%, Нижегородской области и Ставропольском крае - по 2,9%, Ленинградской и Свердловской областях - по 2,3%. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть больше половины введенной общей площади жилья в России.

    Вместе  с тем, при значительных объемах  жилищного строительства в этих субъектах Российской Федерации, кроме  Краснодарского и Ставропольского  краев, Нижегородской, Свердловской и  Тюменской областей, Санкт-Петербурга в I полугодии 2010 г. наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с I полугодием 2009 года. Так в Москве снижение составило 31,8%, Республике Татарстан - 16,9%, Ростовской области - 6,4%, Ленинградской области - 5,8%, Республике Башкортостан - 3,0%, Московской области - 2,6%.

    В I полугодии 2010 г. индивидуальными застройщиками  введено 79,4 тыс. жилых домов общей  площадью 10,8 млн. кв. метров, что составило 89,5% к I полугодию 2009 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в целом по России - 50,3%; в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Ненецком автономном округе, Удмуртской Республике, Белгородской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской и Ульяновской областях - от 83,3% до 96,3%, в Карачаево-Черкесской Республике - 100,0%. [7]

Таблица 4. Строительство жилых домов в I полугодии 2010 года 

  Введено, тыс.мобщей площади В % к I полугодию  
2009г.
Российская  Федерация 21550,2 99,9
Центральный федеральный округ 5974,5 91,4
Белгородская  область 350,6 96,7
Брянская  область 128,5 112,5
Владимирская  область 187,5 98,1
Воронежская область 314,0 98,7
Ивановская  область 79,6 97,9
Калужская область 167,4 110,4
Костромская область 60,0 93,2
Курская область 127,1 68,1
Липецкая  область 228,0 105,2
Московская  область 2509,0 97,4
Орловская область 82,7 97,7
Рязанская область 271,9 97,7
Смоленская  область 110,1 76,5
Тамбовская  область 197,5 100,4
Тверская  область 154,0 83,6
Тульская  область 97,3 134,3
Ярославская область 95,3 80,1
г. Москва 814,0 68,2
Северо-Западный федеральный округ 2102,9 102,3
Республика  Карелия 56,9 87,5
Республика  Коми 42,6 141,6
Архангельская область 57,5 103,5
в том числе Ненецкий авт. округ 3,3 52,0
Вологодская область 119,9 67,0
Калининградская область 226,2 80,1
Ленинградская область 492,4 94,2
Мурманская  область 9,0 75,8
Новгородская  область 46,3 88,0
Псковская область 52,1 66,9
г. Санкт-Петербург 999,9 128,4
Южный федеральный округ 3059,9 111,3
Республика  Адыгея 62,3 120,8
Республика  Калмыкия 23,6 75,2
Краснодарский край 1806,3 125,8
Астраханская  область 211,3 104,6
Волгоградская область 216,2 91,0
Ростовская  область 740,1 93,6
Северо-Кавказский федеральный округ 1274,5 117,8
Республика  Дагестан 353,7 112,8
Республика  Ингушетия 65,1 в 4,5р.
Кабардино-Балкарская Республика 81,4 103,0
Карачаево-Черкесская Республика 25,0 67,8
Республика  Северная Осетия - Алания 102,1 107,1
Чеченская Республика 30,1 86,1
Ставропольский  край 617,0 121,7
Приволжский федеральный округ 4537,4 96,8
Республика  Башкортостан 757,7 97,0
Республика  Марий Эл 131,9 106,1
Республика  Мордовия 86,3 109,4
Республика  Татарстан 938,8 83,1
Удмуртская  Республика 171,5 118,5
Чувашская Республика 256,6 107,6
Пермский  край 300,8 119,8
Кировская область 164,6 121,4
Нижегородская область 616,1 100,5
Оренбургская  область 259,2 90,4
Пензенская  область 112,8 58,9
Самарская область 274,3 114,3
Саратовская область 301,4 104,4
Ульяновская область 165,2 89,6
Уральский федеральный округ 1804,2 98,8
Курганская  область 51,9 44,3
Свердловская  область 488,4 100,8
Тюменская область 957,5 126,5
в том числе:  
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра
196,8 88,7
Ямало-Ненецкий авт. округ 22,7 134,1
Челябинская область 306,4 65,7
Сибирский  
федеральный округ
2330,8 105,7
Республика  Алтай 47,0 в 2,9р.
Республика  Бурятия 107,2 122,2
Республика  Тыва 16,4 190,8
Республика  Хакасия 49,1 83,4
Алтайский край 245,0 84,4
Забайкальский край 56,9 44,1
Красноярский  край 434,3 179,3
Иркутская область 218,2 138,7
Кемеровская область 398,1 78,9
Новосибирская область 351,2 98,7
Омская  область 247,4 147,5
Томская область 159,9 85,2
Дальневосточный федеральный округ 391,5 93,2
Республика  Саха (Якутия) 37,9 179,2
Камчатский  край 10,2 59,4
Приморский  край 115,7 79,1
Хабаровский край 98,8 83,2
Амурская  область 35,4 в 2,1р.
Магаданская область 4,3 в 2,8р.
Сахалинская область 66,9 89,2
Еврейская авт. область 22,1 93,6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России

    Замедление  роста жилищного строительства  в России обусловлено многими  факторами. Прежде всего, не урегулированы  вопросы выделения земли под  строительство: 90% земельных участков предоставляется без открытых аукционов, а за частую и с прямым нарушением Земельного кодекса РФ. Дифференциация территориальных рынков жилья, связанная  с природно-экономическими, социальными, транспортными и экологическими различиями, требует анализа востребованности жилищных программ и соответствующего управления воспроизводственными процессами в регионах. Успех подобных программ зависит от состояния доходов  населения, наличия на данной территории  свободных земельных площадок, инженерно-инфраструктурных и строительных мощностей.

    Ни  текущие, ни намеченные на период до 2020 г. масштабы строительства жилья  не только не решают имеющиеся проблемы, но и закрепляют отставание России от уровня обеспеченности жильем в развитых странах. Ежегодный ввод жилья в размере 0,5 на душу населения не позволит приблизиться к их уровню даже к середине XXI века.

    Только  при ежегодном объеме жилищного  строительства 200 млн. можно будет говорить о новом социально ориентированном облике жилищной сферы. Чтобы обеспечить такой объем строительства, требуется:

    - разработать четкие правила покупки,  продажи и предоставления прав  аренды земли под жилищное  строительство;

    - осуществлять финансирование жилищного  строительства на конкурсной  основе;

    - ввести систему государственных  гарантий инвесторам за счет  средств Резервного фонда и  международных резервов;

    - развивать новые направления  строительства - усадебную застройку, кооперативные и муниципальные формы строительства жилых домов;

    - восстановить и развивать научно-исследовательскую  и проектно-конструкторскую базу  жилищного строительства;

    - развивать отечественное производство  и увеличить импорт строительного  оборудования и материалов.

    В последнее время наметилась положительная  тенденция к возрождению деревянного  домостроения на новой технической  основе. Массовая застройка усадебного типа, широко распространенная в западных странах, особенно привлекательна для  России, обладающей уникальными ресурсами  лесов и территорий. Комплекты деревянных домов высокой заводской готовности позволяют участвовать в их возведении малым предприятиям, артелям и даже семьям.

Информация о работе Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления