Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ жилищной сферы современной России, а также ее роль и место в общественной системе страны.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проследить характер жилищных отношений и опыт их развития в исторической ретроспективе;
- исследовать состояние жилищной сферы в современной России;
- раскрыть основные механизмы решения жилищной проблемы в современной стратегии развития страны.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Предпосылки формирования жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . .4
1.2. Принятие Жилищного Кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Состояние жилого фонда в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Итоги строительной деятельности в России в I квартале 2010 года. . . . . . .11
2.2. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год. . 14
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Возможности регулирования рынка жилья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . .
Объемы
жилищного строительства
На
Дальневосточный федеральный
В связи со снижением инвестиционной активности в 2009 году, обусловившим сокращение объема работ по виду деятельности «Строительство», наиболее значительное уменьшение ввода в действие жилых домов ожидается в городе Санкт-Петербург, Республике Бурятия, Омской, Челябинской, Воронежской, Архангельской областях, Красноярском крае.
Наибольшая доля объема жилищного строительства по Российской Федерации традиционно приходится на экономически развитые регионы с высокой численностью населения: города Москву и Санкт-Петербург, республики Татарстан, Башкортостан, Московскую, Ростовскую, Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Самарскую области, Краснодарский край (более 50 % от общего объема жилищного строительства по Российской Федерации в 2008 году). Удельный вес данной группы регионов в общем объеме строительства жилых домов по Российской Федерации сократится к 2012 году на 5 процентных пунктов, в связи с тем, что среди указанных субъектов Российской Федерации уровень жилищного строительства 2008 года к 2012 году удастся превысить только Свердловской, Нижегородской, Самарской областям и Республике Башкортостан.
На
территории Свердловской области увеличение
объемов жилищного
В
прогнозном периоде высокие темпы
объемов жилищного
В
республиках Алтай, Тыва, Карачаево-Черкесской
Республике, Ненецком автономном округе,
Еврейской автономной области в
прогнозном периоде в связи с
недостаточностью инвестиционной активности
в строительной сфере сохранятся
низкие темпы роста жилищного
строительства, несмотря на незначительный
объем наличествующего
На всем протяжении периода с 2008 по 2012 годы сохранится положительная динамика темпов жилищного строительства в 19 субъектах Российской Федерации, причем как в экономически развитых Кемеровской, Нижегородской областях, так и в регионах, в которых не наблюдается резких колебаний инвестиционной активности, и величина абсолютного ежегодного прироста ввода жилья остается невысокой, но стабильной: Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Ивановской области.
Отрицательной динамики жилищного строительства на всем протяжении периода 2010 - 2012 годов не прогнозируется ни в одном субъекте Российской Федерации во многом благодаря тому, что в прогнозном периоде будет завершена реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Тем не менее, достичь уровня 2008 года в 2010 году не удастся 39 субъектам Российской Федерации, в 2012 году - 25 субъектам.
Доля жилищного строительства, приходящаяся на г. Москву и г. Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, составляет более 20 % от общего объема ввода жилых домов на территории Российской Федерации, что связано, в том числе с высокой плотностью населения на их территории.
Спад в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Российской Федерации под воздействием последствий кризисных явлений, в наибольшей степени отразился на экономике данных регионов.
По
вводу в эксплуатацию жилых домов
Московская область продолжает занимать
лидирующие позиции среди субъектов
Российской Федерации. При этом в 2009
году 41,4 % от всего вводимого в эксплуатацию
жилья в Московской области будет построено
населением за свой счет и с помощью кредитов.
Уровень жилищного строительства 2008 года в прогнозном периоде
будет превышен среди рассматриваемых
субъектов только в Ленинградской области.
[6]
Таблица
3. Основные показатели для разработки
прогноза социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации на период
до 2012 года (в % к предыдущему году)
| |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
| оценка | прогноз | ||||
| Строительство жилых домов | 104,5 | 89,4 | 106,3 | 105,0 | 106,4 |
| Центральный федеральный округ | 95,8 | 93,1 | 102,0 | 101,6 | 107,6 |
| Северо-Западный федеральный округ | 115,0 | 76,7 | 122,0 | 105,3 | 99,7 |
| Южный федеральный округ | 104,4 | 93,5 | 107,9 | 105,5 | 107,4 |
| Приволжский федеральный округ | 110,2 | 92,4 | 101,9 | 104,6 | 105,5 |
| Уральский федеральный округ | 110,2 | 85,5 | 110,8 | 107,9 | 108,5 |
| Сибирский федеральный округ | 102,1 | 84,2 | 108,0 | 112,0 | 108,6 |
| Дальневосточный федеральный округ | 105,5 | 101,5 | 109,6 | 104,9 | 103,2 |
В I полугодии 2010 г. введено в эксплуатацию 248,8 тыс. квартир общей площадью 21,6 млн. кв. метров, что составило 99,9% к соответствующему периоду предыдущего года (в I полугодии 2009г. было введено 21,6 млн. кв. метров жилья, 99,7% к I полугодию 2008 г.).
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 11,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае - 8,4%, Санкт-Петербурге - 4,6%, Республике Татарстан и Тюменской области - по 4,4%, Москве - 3,8%, Республике Башкортостан - 3,5%, Ростовской области - 3,4%, Нижегородской области и Ставропольском крае - по 2,9%, Ленинградской и Свердловской областях - по 2,3%. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть больше половины введенной общей площади жилья в России.
Вместе с тем, при значительных объемах жилищного строительства в этих субъектах Российской Федерации, кроме Краснодарского и Ставропольского краев, Нижегородской, Свердловской и Тюменской областей, Санкт-Петербурга в I полугодии 2010 г. наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с I полугодием 2009 года. Так в Москве снижение составило 31,8%, Республике Татарстан - 16,9%, Ростовской области - 6,4%, Ленинградской области - 5,8%, Республике Башкортостан - 3,0%, Московской области - 2,6%.
В I полугодии 2010 г. индивидуальными застройщиками введено 79,4 тыс. жилых домов общей площадью 10,8 млн. кв. метров, что составило 89,5% к I полугодию 2009 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в целом по России - 50,3%; в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Ненецком автономном округе, Удмуртской Республике, Белгородской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской и Ульяновской областях - от 83,3% до 96,3%, в Карачаево-Черкесской Республике - 100,0%. [7]
Таблица
4. Строительство жилых
домов в I полугодии 2010
года
| Введено, тыс.м2 общей площади | В % к I
полугодию 2009г. | |
| Российская Федерация | 21550,2 | 99,9 |
| Центральный федеральный округ | 5974,5 | 91,4 |
| Белгородская область | 350,6 | 96,7 |
| Брянская область | 128,5 | 112,5 |
| Владимирская область | 187,5 | 98,1 |
| Воронежская область | 314,0 | 98,7 |
| Ивановская область | 79,6 | 97,9 |
| Калужская область | 167,4 | 110,4 |
| Костромская область | 60,0 | 93,2 |
| Курская область | 127,1 | 68,1 |
| Липецкая область | 228,0 | 105,2 |
| Московская область | 2509,0 | 97,4 |
| Орловская область | 82,7 | 97,7 |
| Рязанская область | 271,9 | 97,7 |
| Смоленская область | 110,1 | 76,5 |
| Тамбовская область | 197,5 | 100,4 |
| Тверская область | 154,0 | 83,6 |
| Тульская область | 97,3 | 134,3 |
| Ярославская область | 95,3 | 80,1 |
| г. Москва | 814,0 | 68,2 |
| Северо-Западный федеральный округ | 2102,9 | 102,3 |
| Республика Карелия | 56,9 | 87,5 |
| Республика Коми | 42,6 | 141,6 |
| Архангельская область | 57,5 | 103,5 |
| в том числе Ненецкий авт. округ | 3,3 | 52,0 |
| Вологодская область | 119,9 | 67,0 |
| Калининградская область | 226,2 | 80,1 |
| Ленинградская область | 492,4 | 94,2 |
| Мурманская область | 9,0 | 75,8 |
| Новгородская область | 46,3 | 88,0 |
| Псковская область | 52,1 | 66,9 |
| г. Санкт-Петербург | 999,9 | 128,4 |
| Южный федеральный округ | 3059,9 | 111,3 |
| Республика Адыгея | 62,3 | 120,8 |
| Республика Калмыкия | 23,6 | 75,2 |
| Краснодарский край | 1806,3 | 125,8 |
| Астраханская область | 211,3 | 104,6 |
| Волгоградская область | 216,2 | 91,0 |
| Ростовская область | 740,1 | 93,6 |
| Северо-Кавказский федеральный округ | 1274,5 | 117,8 |
| Республика Дагестан | 353,7 | 112,8 |
| Республика Ингушетия | 65,1 | в 4,5р. |
| Кабардино-Балкарская Республика | 81,4 | 103,0 |
| Карачаево-Черкесская Республика | 25,0 | 67,8 |
| Республика Северная Осетия - Алания | 102,1 | 107,1 |
| Чеченская Республика | 30,1 | 86,1 |
| Ставропольский край | 617,0 | 121,7 |
| Приволжский федеральный округ | 4537,4 | 96,8 |
| Республика Башкортостан | 757,7 | 97,0 |
| Республика Марий Эл | 131,9 | 106,1 |
| Республика Мордовия | 86,3 | 109,4 |
| Республика Татарстан | 938,8 | 83,1 |
| Удмуртская Республика | 171,5 | 118,5 |
| Чувашская Республика | 256,6 | 107,6 |
| Пермский край | 300,8 | 119,8 |
| Кировская область | 164,6 | 121,4 |
| Нижегородская область | 616,1 | 100,5 |
| Оренбургская область | 259,2 | 90,4 |
| Пензенская область | 112,8 | 58,9 |
| Самарская область | 274,3 | 114,3 |
| Саратовская область | 301,4 | 104,4 |
| Ульяновская область | 165,2 | 89,6 |
| Уральский федеральный округ | 1804,2 | 98,8 |
| Курганская область | 51,9 | 44,3 |
| Свердловская область | 488,4 | 100,8 |
| Тюменская область | 957,5 | 126,5 |
| в
том числе: Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
196,8 | 88,7 |
| Ямало-Ненецкий авт. округ | 22,7 | 134,1 |
| Челябинская область | 306,4 | 65,7 |
| Сибирский федеральный округ |
2330,8 | 105,7 |
| Республика Алтай | 47,0 | в 2,9р. |
| Республика Бурятия | 107,2 | 122,2 |
| Республика Тыва | 16,4 | 190,8 |
| Республика Хакасия | 49,1 | 83,4 |
| Алтайский край | 245,0 | 84,4 |
| Забайкальский край | 56,9 | 44,1 |
| Красноярский край | 434,3 | 179,3 |
| Иркутская область | 218,2 | 138,7 |
| Кемеровская область | 398,1 | 78,9 |
| Новосибирская область | 351,2 | 98,7 |
| Омская область | 247,4 | 147,5 |
| Томская область | 159,9 | 85,2 |
| Дальневосточный федеральный округ | 391,5 | 93,2 |
| Республика Саха (Якутия) | 37,9 | 179,2 |
| Камчатский край | 10,2 | 59,4 |
| Приморский край | 115,7 | 79,1 |
| Хабаровский край | 98,8 | 83,2 |
| Амурская область | 35,4 | в 2,1р. |
| Магаданская область | 4,3 | в 2,8р. |
| Сахалинская область | 66,9 | 89,2 |
| Еврейская авт. область | 22,1 | 93,6 |
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России
Замедление
роста жилищного строительства
в России обусловлено многими
факторами. Прежде всего, не урегулированы
вопросы выделения земли под
строительство: 90% земельных участков
предоставляется без открытых аукционов,
а за частую и с прямым нарушением
Земельного кодекса РФ. Дифференциация
территориальных рынков жилья, связанная
с природно-экономическими, социальными,
транспортными и экологическими
различиями, требует анализа
Ни текущие, ни намеченные на период до 2020 г. масштабы строительства жилья не только не решают имеющиеся проблемы, но и закрепляют отставание России от уровня обеспеченности жильем в развитых странах. Ежегодный ввод жилья в размере 0,5 на душу населения не позволит приблизиться к их уровню даже к середине XXI века.
Только при ежегодном объеме жилищного строительства 200 млн. можно будет говорить о новом социально ориентированном облике жилищной сферы. Чтобы обеспечить такой объем строительства, требуется:
-
разработать четкие правила
-
осуществлять финансирование
-
ввести систему
- развивать новые направления строительства - усадебную застройку, кооперативные и муниципальные формы строительства жилых домов;
-
восстановить и развивать
-
развивать отечественное
В
последнее время наметилась положительная
тенденция к возрождению
Информация о работе Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления