Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ жилищной сферы современной России, а также ее роль и место в общественной системе страны.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проследить характер жилищных отношений и опыт их развития в исторической ретроспективе;
- исследовать состояние жилищной сферы в современной России;
- раскрыть основные механизмы решения жилищной проблемы в современной стратегии развития страны.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Предпосылки формирования жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . .4
1.2. Принятие Жилищного Кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Состояние жилого фонда в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Итоги строительной деятельности в России в I квартале 2010 года. . . . . . .11
2.2. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год. . 14
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Возможности регулирования рынка жилья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . .
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермский
государственный технический
Чайковский
филиал
на тему: «Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления»
Вдовина С.А.
Чайковский, 2010
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества. . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Предпосылки формирования жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . .4
1.2. Принятие Жилищного Кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Состояние жилого фонда в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Итоги строительной деятельности в России в I квартале 2010 года. . . . . . .11
2.2. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год. . 14
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
3.1. Ресурсы для решения жилищной проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Возможности регулирования рынка жилья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список
используемой литературы. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Введение
Жилищная проблема в нашей стране, как свидетельствует опыт, до сих пор продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем.
В России, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, жилищная проблема определяет необходимость проведения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства и осуществления в ней структурных изменений. Это одна сторона вопроса. Другая же, не менее значимая, состоит в том, что настала пора преодолеть стереотип, сложившийся в сознании уже нескольких поколений, согласно которому утвердилось отношение к жилью как к бесплатно предоставляемому государством социальному благу.
Важнейшие
социально-экономические
Объект исследования - жилищная сфера современной России, ее состояние и факторы, ограничивающие доступность жилья, перспективы жилищной политики.
Предмет исследования - жилищные отношения как важнейшая социальная потребность человека и как результат развития конкретных общественных систем.
Целью курсовой работы является анализ жилищной сферы современной России, а также ее роль и место в общественной системе страны.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проследить характер жилищных отношений и опыт их развития в исторической ретроспективе;
-
исследовать состояние
-
раскрыть основные механизмы
решения жилищной проблемы в
современной стратегии развития страны.
Глава 1. Жилищная проблема как результат развития общества
1.1.
Предпосылки формирования
жилищной проблемы
в России
Современное
жилье как элемент материальной
культуры прошло длинный исторический
путь: от естественных укрытий и
пещер - первых пристанищ наших предков
- до современных домов-небоскребов,
оборудованных сложной
В дореволюционной России жилищное хозяйство находилось в основном в руках частных предпринимателей и было наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства и уплотненности жилища, по антисанитарии Россия занимала первое место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м, фактическая же обеспеченность была еще ниже.
Россия была аграрно-индустриальной страной, что и определяло состав ее населения: 82% жителей проживало в сельской местности и, как правило, в собственных избах без элементарных удобств. Накануне Первой мировой войны жилищный фонд городов России составлял 180 млн. кв. м, из которых 80% составляли одноэтажные деревянные и малоразмерные дома, находившиеся в собственности граждан.
В 1917 г. пришедшие к власти большевики немедленно приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в частности с первой Программой партии 1903 г., в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. Эти идеи были развиты В.И. Лениным в дополнении к проекту декрета Петроградского Совета "О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте", которое называлось "О реквизиции квартир богатых для облегчения нужды бедных". 20 ноября 1917 г. В.И. Ленин составил "Тезисы закона о конфискации домов с сдаваемыми внаем квартирами", которые стали основой "жилищного передела" - выселения буржуазии из ее домов и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм. В "Тезисах" предусматривалась также национализация всей городской земли; в них были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом.
Изложенные в "Тезисах" идеи нашли дальнейшее отражение в декрете СНК РСФСР от 23 ноября 1917 г. "Об отмене частной собственности на городские недвижимости" и декрете ВЦИК от 6 декабря 1917 г. "О запрещении сделок с недвижимостью". На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали из частного владения крупные капиталистические дома и строения и передавали их в ведение Советов. Критерием, определявшим право на экспроприацию, был минимум доходности жилых помещений, определяемый в зависимости от местных условий. Право национализации домов предоставлялось местным Советам. Домовладения и другое недвижимое имущество, нажитое своим трудом, экспроприации не подлежали.
Однако
камнем преткновения стал вопрос о
том, как организовать эффективное
управление и использование всех
богатств общества, в том числе
и в сфере жилищно-
На основании постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. "Об управлении домами" руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. В соответствии с этим постановлением к управлению муниципализированными домами привлекались трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на один год заведующих домами.
С 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества, которым передавались муниципализированные строения. Они становятся наиболее устойчивой формой управления жилищным хозяйством. В эти годы с помощью государства формируется и жилищная кооперация. С 1924 г. основной формой управления жилищным хозяйством становятся жилищно-арендные кооперативные товарищества - ЖАКТы, призванные восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в надлежащем состоянии и удовлетворять потребности членов товарищества в жилой площади.
Великая
Отечественная война
В третьей Программе партии на ближайшие 10-15 лет ставилась даже такая задача, как обеспечение каждой семьи, в том числе молодоженов, благоустроенной квартирой, отвечающей требованиям гигиены и культурного быта. И хотя эти планы не были полностью выполнены, объемы жилищного строительства в 70-е гг. впечатляют. Жилищный фонд городов и рабочих поселков к 1971 г. по сравнению с дореволюционным периодом увеличился в 8,5 раза. Средняя обеспеченность жителя в этом же году составила 11 кв. м общей площади. По числу построенных квартир на тысячу человек населения Советский Союз занимал одно из первых мест в мире. Тем не менее жилищная проблема оставалась острой.
К началу перестройки в СССР в очереди на получение жилья стояли 14 млн. семей (40 млн. человек). Больше всего нуждающихся в жилье было в РСФСР - более 8 млн. семей. При этом 30 млн. кв. м (17% всего жилищного фонда России) оказались размещенными в ветхих и аварийных строениях, более 14% государственного и муниципального жилищных фондов России нужно было срочно ремонтировать.
С
переходом к рыночной экономике
основная ставка сделана на то, чтобы
потребность в жилье
1.2.
Принятие Жилищного кодекса РФ
как новый этап развития жилищных отношений
Принятие Жилищного кодекса РФ ознаменовало новый этап развития жилищных отношений в России. Большинство норм Жилищного Кодекса РСФСР 1983 г. уже давно устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыночных преобразований жилищным отношениям. Реальность требовала соответствующего законодательного закрепления.
Проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач. В настоящее время приняты четыре составляющих оценки развития страны: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя непосредственно связаны с проблемой доступности жилья.
Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
а) повышение объемов и качества жилищного строительства, т.е. увеличение предложения на рынке жилья;
б) повышение возможностей граждан по приобретению жилья, т.е. увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.
Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них 62,1% - старше 30 лет; 3,1% (88,7 млн. кв. м) - ветхий и аварийный фонд, в котором проживают более 2,5 млн. человек; более 15 млн. человек проживают в панельных зданиях, построенных в 50 - 60 гг.; около 40 млн. человек - в неблагоустроенных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 кв. м на человека. Это в два-три раза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм - 40 кв. м на человека).
Информация о работе Жилищная проблема и важнейшие аспекты ее проявления