Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;
- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;
- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.
Введение……………………………………………………………………….…..4
Понятие, причины и факторы экономической интеграции……….………6
Понятие экономической интеграции………………………………...6
Причины международной экономической интеграции…………....7
Факторы экономической интеграции………………………………12
2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………14
3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….....25
3.1. Проблемы Европейского Союза…………………………………..26
3.2. Перспективы Европейского Союза………………………………..37
В этом месте самое время вернуться к Великобритании. Еврозона - главный рынок сбыта для британского экспорта. Ослабление фунта помогло стране восстановить конкурентоспособность, однако, ему предшествовали длительные периоды переоцененности, а сектор обрабатывающей промышленности долго пребывал в упадке. Платежный баланс по-прежнему в дефиците, несмотря на девальвацию и рецессию. Несмотря на это, министры рассуждают о «наследственных» дефицитах бюджета в странах Большой Семерки, признавая при этом экономически подтвержденные факты: по данным ОЭСР, в 2009 году дефицит бюджета в США составил 11,3% от ВВП, а в Великобритании – 10,8% [11].
Еще во время создания единой валюты в еврозону были вложены огромные риски – риски ожидания негативных последствий ввиду различий в управлении бюджетами стран ЕС, принявших евро. Поэтому ЕС знало о предстоящих проблемах, но решать их, политически заранее как-то было не принято, тем более что и других забот хватало:
• «Вредной привычкой» стало нормальное отношение к постоянному дефициту бюджета. И хотя были установлены разумные пределы его значений, они никем не соблюдались и не контролировались, что и привело в итоге к огромным государственным долгам в ряде стран еврозоны. Кризис 2008 года казалось «отрезвил» эти страны, но было поздно. Одна только Греция успела задолжать ещё до кризиса средства в объеме свыше своего годового ВВП, а к концу 2011 года этот госдолг будет равен около 1,5 годовым ВВП. Увы, но напечатать себе денег Греция, как и Португалия с Ирландией не могут. Валюта-то общая – пусть ЕЦБ печатает. Но ЕЦБ не может этого сделать. Просто когда суммы долгов были небольшие – до них никому не было дела, а стоило им достигнуть сотен миллиардов/триллионов евро, как это стало проблемой всего Евросоюза;
• ЕС не покинет в беде ни Греции, ни других стран, которые идут в своем развитии по ее стопам, так как ЕС в основном и выступал центральным кредитором Греции. Ведущие страны еврозоны (Германия и Франция) владеют греческими облигациями в сумме примерно на треть от всего госдолга Афин. И размещены эти бумаги непосредственно в немецких и французских банках. Случись беда (дефолт Греции) – эти банки тоже пострадают – падения котировок им обеспечено, а ведь может дойти и до банкротства;
• Чтобы уберечь свои банки Меркель и Саркози решили помочь Греции. Хорошо, логично, но не перспективно. Если Греция получит очередную финансовую инъекцию - что дальше? В итоге все равно долги (гособлигации) остаются проблемой ЕС, только уже не банков, а налогоплательщиков еврозоны. А между тем та же Греция снова будет нуждаться в «дозе»;
• ЕС решил дать деньги Греции не просто так, а взамен на сокращение расходных статей бюджета. Мол, затяните пояса потуже, - если хотите хоть что-то есть. Но не тут-то было. Привыкшие на протяжении почти десятилетия (с момента ввода евро до кризиса и во время его) жить, ни в чем себе не отказывая, греки просто не понимают – зачем экономить?
• Менталитет окраин ЕС не хочет понимать своих больших братьев по союзу и видит только ущемление своих интересов. Все это поставило местные политические силы Греции (и других пострадавших стран тоже) в крайне тяжелое положение – население в них видит не своих спасителей, а скорее поработителей. Кто же будет рад, когда его вкусный паек по безработице (к примеру) вдруг урезают и заставляют тем самым идти работать?
• Если посчитать прошлогодний транш в греческую экономику (110 млрд. евро) и обещанный в этом году (109 млрд. евро) то выходит что половину своего ВВП Греция последние два года получает от ЕС в виде помощи. Только вот долги остаются, и экономика все также нуждается в санации. А в дверь с табличкой «Кредиты ЕС – недорого!» уже стучатся Португалия с Ирландией…
Как объясняют аналитики компании Roboforex - судя по тому, к чему пришел Евросоюз и что делает сейчас, трудно сказать, о каких-то конкретных решениях. Ведь все так просто – забыть о проблемах периферийных стран и напрямую выкупить у банков Франции и Германии уже дефолтные гособлигации Греции и других стран. Но, истинная мудрость не всегда в простых решениях.
• своих в беде не бросают. ЕС не заинтересован в исключении из своих рядов Греции или любой другой страны. Во-первых, в этом нет смысла, так как последствия будут практически одинаковые. А во-вторых, потому что не для того создавалась еврозона, чтобы потом распасться – сегодняшняя ситуация была в числе вариантов возможного развития, и поэтому Евросоюз действует по плану конца прошлого тысячелетия, не без некоторых корректировок, конечно;
• Похоже, что совместные решения Меркель и Саркози, принятые ещё в августе, начинают складываться в некую довольно ясную картину. Создание правительства ЕС для согласования бюджетной политики стран еврозоны как раз тот шаг, что был пропущен ещё во время ввода единой валюты. Но, как говориться «лучше поздно, чем никогда»;
• Чтобы не случилось с Грецией либо Португалией и Ирландией, ЕС к этому готов. При любом сценарии вопрос будет решен новыми денежными вливаниями и на этом временно исчерпан. Ведь на кону гораздо более важный момент – целостность еврозоны. И вот здесь позиция ЕС очевидна и непоколебима – сохранение единства еврозоны и углубление интеграционных процессов;
• Как известно, сила в правде. Касательно налоговой политики ЕС – это когда все платят одинаково и называется это «унификация». На данный момент унифицирован в Евросоюзе только НДС. Теперь же Германия с Францией в один голос твердят о необходимости унифицировать и налогообложение прибыли предприятий;
Теперь, когда бюджеты многих стан ЕС не в самом лучшем положении, процесс унификации налоговой системы приведет в итоге к унификации всей бюджетной политики ЕС. А с образованием единого правительства Евросоюза можно будет говорить о новом рождении еврозоны.
Не стоит поддаваться всеобщей панике, которая если и выгодна, то только США и другим странам, которые рассчитывают получить потерянные Европой капиталы, случись в еврозоне катаклизм. Действия европейских лидеров, маскируясь под нерешительность и рассеянность, подчиняются железному плану – противостоять любым проблемам и выйти из всех кризисов окрепшим Европейским Союзом с такой же сильной валютой Евро [7].
Таким образом, можно выделить следующие проблемы ЕС:
- проблема низкой эластичности
рынка труда ЕС, сложившейся не
только вследствие низкой
- проблемы реформирования
- большие затраты на подготовку
стран-кандидатов на
- демографическая проблема, связанная
с уменьшением и старением
населения, и экологическая
- проблема расширения
- проблема образования в
- проблема языка в ЕС и
проблема нелегальной
- проблемы европейской и
- проблемы финансирования государственной социальной сферы стран ЕС;
- проблемы государственного
- проблема перепроизводства
- финансовая проблема в
- проблема гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС;
- проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение.
3.2. Перспективы Европейского Союза
Интеграционное взаимодействие стран ЕС основывается на взаимодополняемости экономик, совместном использовании экономического потенциала, развитии технологий, ресурсов и финансовых средств. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС [8,с.12].
- уверенно растут такие
- растёт объём заказов на
продукцию европейских
- представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.
- создание более лучших условий жизни в странах ЕС, с целью привлечения работоспособных молодых людей из заграницы;
- обеспечение более высоких темпов экономического роста в ЕС в целом, это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест;
- укрепление сотрудничества
- развитие энергетического диалога с Россией, в целях установления постоянных поставок энергоресурсов;
- совершенствование правовых основ энергетики и транспорта стран ЕС.
Устойчивый рост экономик стран
ЕС создает благоприятные
– продолжать развивать двустороннее и многостороннее торгово–экономическое сотрудничество между странами ЕС;
– активнее проводить консультации, координировать свои усилия, развивать сотрудничество между странами ЕС;
– привлечение высоких технологий и ноу–хау, опыта менеджмента;
– принятие мер со стороны ЕС по защите суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности с целью поддержания мира и стабильности во всем мире;
– развертывания инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;
– расширение совместных научных исследований, обмен специалистами в странах ЕС;
– формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения стран ЕС, обеспечивающего эффективное развитие каждого;
– выработка стратегии и специальных мер ЕС для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами, основанного на уважении интересов друг друга, повышении конкурентоспособности стран;
– всестороннее развитие сотрудничества по неофициальным каналам, включая обмен и сотрудничество в области культуры, информации, образования, науки и техники, туризма, необходимо участие и поддержка широких слоев общества, не только правящих кругов. Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:
- завершить создание общего рынка в тех областях, которые могут обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственное отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);
- создать открытые и
Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция