Западноевропейская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;
- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;
- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..4
Понятие, причины и факторы экономической интеграции……….………6


Понятие экономической интеграции………………………………...6


Причины международной экономической интеграции…………....7


Факторы экономической интеграции………………………………12



2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………14

3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….....25

3.1. Проблемы Европейского Союза…………………………………..26



3.2. Перспективы Европейского Союза………………………………..37

Файлы: 1 файл

Шруб курсовая.docx

— 316.77 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">В-шестых, вступление новых стран  в ЕС, которые в связи с экономической ситуацией внутри этих стран могут рассчитывать на поддержку региональных и структурных фондов, может привести к конфликтам по поводу перераспределения средств. С одной стороны, развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в эти фонды. С другой стороны, страны, которым в ЕС до сих пор оказывали содействие, такие как Ирландия, Испания, Португалия, хотят и в дальнейшем получать средства из фондов.

В-седьмых, ведущие политики ЕС под  мягким давлением США дали Турции надежду на принятие ее в ЕС при  выполнении определенных условий. Многие политики в ЕС придерживаются мнения, что вступление Турции в ЕС может подорвать успешный процесс интеграции. Турция не является страной с христианскими и западноевропейскими традициями; конституция страны не основана на демократических принципах; права национальных меньшинств не соблюдаются до сих; права человека, и женщин в частности, не соблюдены, а также нет свободы выбора религии.

Необходимо развивать и укреплять  политические и экономические связи с Турцией. Вступление России в ЕС - также слишком трудная задача для Союза. Разумеется, необходимо расширять и углублять взаимоотношения и кооперацию в области политики, экономики и культуры между ЕС и Россией.

К внешнеэкономическим проблемам  ЕС относят - проблему гармонизации налогов в странах ЕС.

Прошло примерно 19 месяцев с  тех пор, как кризис европейского суверенного долга в Европе начал привлекать внимание финансовых кругов по всему миру. На тот момент он стал самой большой проблемой Евросоюза с момента введения евро 12 лет назад. Греция, Португалия и Ирландия получают помощь, необходимую им для поддержания жизнедеятельности. Италия и Испания проявляют тревожные симптомы. Германия и Франция, которые считаются вполне здоровыми государствами, также страдают от ослабления мировой экономики.

 В июле 2011 лидеры европейских государств объявили о целом ряде предложений по борьбе с кризисом, включая второй пакет помощи Греции, которая балансирует на грани дефолта. Основным моментом соглашения от 21 июля стало предложение расширить Европейский фонд финансовой стабильности, который был создан в прошлом году, чтобы обеспечить дешевые кредиты проблемным странам ЕС, включая Португалию и Ирландию.

 Новые предложения предполагают, что фонд будет покупать гособлигации стран еврозоны напрямую у банков и инвесторов. Важно, что он сможет покупать облигации стран, которые еще не обращались за помощью, таких как Испания и Италия. Цель данных предложений – избежать распространения кризиса, ограничив волатильность рынков суверенного долга, нервные инвесторы которых подняли стоимость кредитования для некоторых проблемных стран ЕС до рекордных максимумов. Это позволит снизить давление на ЕЦБ, который покупает ценные бумаги в рамках своей экстренной программы. Однако многие аналитики считают, что 440-миллиардного фонда не хватит на то, чтобы оказать помощь Италии или Испании, если она им потребуется.

 В ближайшее время предложения  должны быть одобрены парламентами нескольких государств еврозоны, включая и те, где избиратели реагируют на подобные предложения довольно нервно. Вопрос о расширении фонда спасения также должен быть рассмотрен 17-ю странами еврозоны.

 В дополнение к расширению  фонда финансовой стабильности  правительства стран еврозоны должны единогласно одобрить 109-миллиардную программу помощи Греции. Но тут уже возникли определенные проблемы.

 Финляндия и Греция достигли  в августе противоречивого соглашения, по которому Афины должны предоставить  Хельсинки некое залоговое обеспечение в обмен на их согласие участвовать в новой программе. Это не понравилась другим стабильным государствам региона, включая Австрию и Бельгию, которые также потребовали гарантий.

 Власти еврозоны выступили  против подобных двусторонних  соглашений, поскольку они предполагают, что Греция должна будет предоставлять залог для того, чтобы получить деньги. Жан-Клод Юнкер, президент Еврогруппы, заявил, что министры финансов сейчас разрабатывают альтернативный план, но ситуация остается неясной. В то же время Греция с трудом проводит программу жесткой экономии, имеющую целью сократить дефицит и выполнить условия, на которых она получает помощь.

Тем временем, инвесторы все больше обеспокоены ситуацией в Италии. Третья по величине экономика Европы считается «слишком большой, чтобы обанкротиться». Хотя дефицит бюджета страны относительно невелик, ее долг составляет почти 120% от ВВП. В то же время, длящееся уже десятилетие падение экономики Италии вряд ли скоро закончится, а выплачивать долги оно не помогает. Страна сейчас пытается начать программу экономии, нацеленную на сокращение объема долга. Однако процесс существенно тормозит политическая борьба и негативное отношение общественности. Но все же стоит отметить, что недавно Сенат Италии проголосовал за целый ряд реформ, в том числе и за повышение НДС. В ближайшее время и нижняя палата итальянского парламента должна будет проголосовать за меры экономии.

 Инвесторы опасаются крупных  европейских банков, которые являются  держателями суверенных облигаций  на миллиарды евро и которым,  возможно, придется списать много долгов, если государства не смогут по ним расплатиться. Наиболее сильные опасения вызывает Societe Generale (SCGLF), один из старейших банков Франции. Цена акций компании упала до минимума с начала 2009 года, когда финансовый кризис был в самом разгаре.

 Некоторые аналитики говорят,  что даже немецкие банки, такие  как Deutsche Bank (DB), не смогут избежать  проблем, если кризис суверенного  долга выйдет из-под контроля.

 Проблемы в банковском секторе  вызывают опасения, что Европа  вновь может пострадать от  «кредитного сжатия», аналогичного  тому, от которого пострадали  кредитные рынки в 2008.

 Уже появились некоторые  косвенные признаки того, что  европейские банки испытывают  сложности с получением краткосрочных  долларовых кредитов, однако традиционные индикаторы стресса в банковской системе пока не отражают сигналов тревоги. Власти ЕС утверждают, что стресс-тесты, проведенные в июле, доказали, что европейские банки обладают достаточным капиталом. Однако ЕЦБ уже предоставил относительно небольшие кредиты нескольким банкам региона. Но, учитывая обвал фондового рынка и беспокойство по поводу сокращения межбанковского кредитования, банки Европы, судя по всему, будут иметь меньше возможностей привлечь капитал.  Подобная динамика вновь породила беспокойство по поводу того, что, если инвесторы и вкладчики начнут массово снимать деньги, под угрозой может оказаться главный европейский банк. В этом случае, правительства региона, возможно, будут вынуждены вмешаться и взять ситуацию под свой контроль. Однако пока неясно, хватит ли у политиков воли и денежных средств, чтобы оказать помощь ЕЦБ.

Во втором квартале, по данным Eurostat, общая экономическая активность 17-ти стран еврозоны выросла лишь на 0,2% по сравнению с 1 кварталом. Германия, локомотив экономики региона, сообщила о росте ВВП на 0,1% во 2 квартале против +1,3% кварталом ранее. Тем не менее, прогнозируется, что немецкая экономика должна умеренно вырасти по итогам 2011 года. Но не стоит забывать о том, что она слишком сильно зависит от экспорта и ранее выигрывала за счет быстрого роста развивающихся стран, таких как Китай.

 Однако по мере того, как  активность этих рынков ослабевает, прогноз по экономике Германии  ухудшается. А это, в свою очередь,  заставляет сомневаться в долгосрочных перспективах экономики еврозоны в целом. Аналитики считают, что наиболее слабые члены еврозоны не смогут выплатить свои долги и начать жить без финансовой помощи до тех пор, пока экономическая активность полностью не возобновится.

Следующая - финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС.

Еврозо́на — 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский Центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Евро - официальная валюта ряда стран  ЕС, являющаяся также единой валютой  для более чем 318 млн европейцев. В виде наличных банкнот и монет евро существует с 2002г., а впервые эта валюта была представлена финансовым рынкам в качестве расчетной в 1999г. В зону евро имеют право войти все члены ЕС, удовлетворяющие определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Евросоюза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз. Одиннадцать стран Европейского союза, пока не использующих евро: Дания, Швеция, Великобритания, Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния в этом и состоит проблема.

Кризис высветил проблемы, решение  которых, как считают многие аналитики, требует фундаментальных изменений  в работе Евросоюза. Страны, входящие в еврозону, пользовались преимуществом единой валюты и монетарной политики с 1999 года. Но, помимо определенных необязательных к выполнению рекомендаций по сокращению дефицита бюджета до целевого уровня, никакого общего подхода к финансовой политике внутри валютного союза не было.

 Отсутствие согласованности  привело к ситуации, когда более  сильные члены еврозоны вынуждены  поддерживать менее конкурентоспособных,  которые тратили больше, чем могли себе позволить. А если они не будут этого делать тогда, по мнению многих аналитиков, союз может распасться, по крайней мере, одна или несколько стран могут выйти из его состава.

 Европейские лидеры не раз  заявляли, что сделают все возможное,  чтобы сохранить евро, добавляя, что главное, что им поможет, это более сильная экономическая интеграция. В сентябре президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель в ходе встречи в Париже среди других тем обсуждали предложение ввести «золотое правило», которое потребует, чтобы все страны еврозоны обязались поддерживать баланс своих бюджетов. Цель этого, заявили они, по возможности стереть различия между ключевыми членами ЕС, такими как Франция и Германия, и периферией. Также лидеры обсудили возможность более тесного сотрудничества в вопросе корпоративных налогов и введение так называемого налога на финансовые транзакции. Однако четкого призыва к созданию общего финансового органа региона так и не последовало.

 Инвесторы уже не раз призывали  начать выпуск так называемых  еврооблигаций, обеспечивать которые будут все 17 стран региона. Это могло бы помочь снизить стоимость кредитования для более слабых представителей валютного союза. Но одновременно это приведет к повышению ставок для кредитоспособных стран региона, так что они активно противятся данной идее [13].

Британия правильно сделала, что  не подписалась на евро. Однако у  страны множество своих проблем, а агония Еврозоны, крупнейшего экспортного рынка Великобритании, самое меньшее, что сейчас нужно Туманному Альбиону. Кризис в Греции и других странах Еврозоны развязал британским политикам языки: теперь и там и сям можно услышать злорадное «Я же говорил!» они кричат о том, каким чудом Британии удалось избежать участия в Еврозоне. Однако кризис Еврозоны не пройдет для экономики страны бесследно. На самом деле, несмотря на то, что собственная валюта, конечно же, избавила Великобританию от большой головной боли, но она не решила все ее проблемы. Например, экономика страны все еще отстает от немецкой. Греческий кризис - явное следствие мирового финансового кризиса - обнажил глубокие конструктивные недочеты Еврозоны и внутренние недостатки Великобритании.

Ни для кого не секрет, что Еврозона построена на шатком фундаменте. Этот факт не отрицают даже ее архитекторы. На самом деле, отцы основатели Европейского Союза, такие личности, как Жан Монне, мечтали о политическом союзе, который, в случае необходимости, обеспечивал бы автоматическую финансовую помощь региональным экономикам, таким как Греция. Даже Жак Делор, чьим именем назван отчет Делора, который лег в основу формирования единой валюты, признавал, что монетарный союз без политического - это полуфабрикат. Но даже если полусырая Еврозона - не самое лучшее решение, евроскептикам следовало бы воздержаться от злорадства в отношении трудностей, постигших европейские государства, не говоря уже о том, что надежды на скорый развал союза и вовсе кажутся гнусными. Глобальный финансовый кризис лишь обострил и обнажил греко-европейский кризис. Греция - не единственная европейская экономика, которая жила не по средствам, и которую активно накачивали займами немецкие и французские банки. Однако Греция затмила всех своей финансовой беспечностью и отсутствием экономического контроля. Никто не любит платить налоги, но уклонение от уплаты налогов в Греции превратилось в своего рода современный вид искусства.

Сейчас активно обсуждается  вопрос, сможет ли страна обслуживать, не говоря уже о том, чтобы выплачивать  свои долги в ситуации, когда правительство реализует меры фискальной консолидации, не способствующие экономическому росту, без которого стране сейчас просто не обойтись. Оптимисты считают, что шанс есть. Благодаря уже внедренным дисциплинарным мерам, государственные финансы приближаются к «первичному» профициту, то есть, к положительному балансу доходов и расходов без учета процентных выплат. Также много спорят о необходимости и сроках реструктуризации, то есть, списании долговых обязательств и/или перенесении срока выплат по ним. Не обошлось и без критики в адрес Международного валютного фонда, но дело в том, что деньги МВФ будут предоставлены под гораздо менее высокий процент, чем деньги на финансовых рынках. Некоторые говорят о том, что Греции нужно просто выйти из состава Еврозоны, вернуть себе драхму и стать более конкурентной. В связи с этим возникают опасения относительно «эффекта домино» для других стран Еврозоны и последствий, плавно перетекающих в новый финансовый кризис. Обсуждать детали можно до бесконечности: например, когда, наконец-то, Европейскому центральному банку удастся стабилизировать финансовое положение Греции, крайним окажется налогоплательщик.

Но если на некоторое время забыть о технических подробностях разрешения текущего кризиса, станет ясно, что Германия, главный экономический бенефициар Еврозоны и ключевое действующее лицо в спасательной операции, должна признать необходимость и своевременность фискальных сокращений. Это нужно не только периферийным странам, но и самой Германии. В прошлом Еврозона часто вела себя недисциплинированно, поэтому в будущем необходимо позаботиться о надежном экономическом контроле. Однако, перефразируя американского драматурга Эдварда Олби, можно сказать, что «выход из кризиса - это поиск равновесия». Почему Германия считается главным бенефициаром Еврозоны? Отчасти, потому что это страна с фундаментально сильной экономикой. Кроме того, другие страны не могут обеспечить себе конкурентные позиции путем девальвации. Несмотря на то, что сейчас много говорят о дефицитах бюджета и последствиях банковского кризиса, текущие проблемы Еврозоны - ни что иное, как старый добрый кризис платежного баланса сразу множества стран. В 2010 году профицит платежного баланса в Германии составлял 185 млрд. долларов - это 5,6% от ВВП.

Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция