Западноевропейская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать общие теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции;
- рассмотреть особенности экономической интеграции в рамках ЕС;
- определить современные проблемы и перспективы развития ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..4
Понятие, причины и факторы экономической интеграции……….………6


Понятие экономической интеграции………………………………...6


Причины международной экономической интеграции…………....7


Факторы экономической интеграции………………………………12



2. Формы западноевропейской интеграции…………………………………14

3. Современный этап западноевропейской интеграции: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….....25

3.1. Проблемы Европейского Союза…………………………………..26



3.2. Перспективы Европейского Союза………………………………..37

Файлы: 1 файл

Шруб курсовая.docx

— 316.77 Кб (Скачать)

ЭВС входит в компетенцию сохраненного в рамках Европейского Союза Сообщества, решающего на централизованном, или коммунитарном, уровне большинство вопросов. Иначе говоря, участники ЭВС добровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая валютную, эмиссионную, бюджетную и налоговую политику.

Внутри ЭВС экономический и  валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика необходима, чтобы сформировать на территории всех государств-членов единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности. Для этого необходимы общая валютно-финансовая политика и денежная единица. С другой стороны, сам валютный союз невозможен без общей экономической политики, т. к. единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственного долга и т.д. Внутренний рынок ЕС должен стать как можно более однородным и приблизиться по своим характеристикам к мононациональному. В ЭВС входят 12 стран отвечающих определенным критериям. Для них с 1 января 2002 г. ЕВРО вводится в наличный оборот [6].

Анализ этапов развития европейской  интеграции позволяет сделать вывод, что на протяжении всего периода существования ЕС происходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу.

В процессе эволюции интеграции Сообщество претерпело количественные изменения по составу стран, входящих в него. Как известно, начиналось оно с 6 стран, называемых до сих пор «ядром ЕС»: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. В 1973 году к Европейскому Союзу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, в 1995 году – Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году в ЕС были приняты 10 новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства — Мальта и Кипр (греческая часть). В январе 2007 г. присоединились еще два государства Болгария и Румыния [9]. На данный момент в число участников ЕС входит 27 европейских стран.

На графике 1 показана численность  населения Европейского союза (ЕС-27),  на начало 1960-2011 годов, млн. человек

График 1 [19]

Расширяясь в восточном направлении, в 2004г. Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: его территория увеличивается на 34%, а население – на 104,9 млн. человек, или 29%. Таким образом, в 2004г. ЕС становится крупнейшим в мире рынком с 500 миллионами потребителей [14].

В политическом отношении складывается гегемония ЕС на основной части территории Европы, что придает ему качественно  новый международный вес, статус и позиции. Включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский Союз, начинает играть гораздо более активную роль при принятии глобальных решений и укрепляет свои позиции в таких международных организациях, как ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО.

В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего  рынка. Провозглашены цели дальнейшего  интеграционного сотрудничества. Они  включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО (с 01.01.2002 г.), образование  единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

В течение нескольких лет осуществлялся  процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчетное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты.

Цель ЕС – постепенное устранение всех ограничений в торговле, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза.

В целях их реализации была создана  система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:

1) Совет ЕС — в форме сессий  на уровне глав государств  и правительств не реже двух раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;

2) Комиссия ЕС — исполнительный  орган, некий аналог правительства,  призванный осуществлять реализацию  решений Совета ЕС; включает в  свой состав несколько десятков  основных руководителей (комиссаров), ведающих определенными функциональными  и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников — около 20 тыс. чел.;

3) Европейский парламент (Европарламент)  — избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан стран — членов ЕС; резиденция — в г. Страсбурге; принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность КЕС и разрабатывает для нее поручения по конкретным вопросам развития интеграции;

4) Система европейских банков;

5) Европейский суд;

6) Европейский социальный фонд;

7) Европейский фонд регионального  развития, и др.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Необходимо отметить, что ЕС —  это не только региональный, но и  глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные  экономические договоры с ЕС и  пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам Средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего — к так называемым странам АКТ (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели.

Главная задача интеграционного процесса в рамках ЕС заключается в создании действительно реального «внутреннего рынка» на всей территории 27 стран — членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. В 1993 г. были устранены существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. От реализации «внутреннего рынка» политики стран — членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западноевропейскую раздробленность.

Одними из труднейших препятствий  на пути создания в Западной Европе единой экономической системы являются разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:

• с точки зрения разницы в  развитии отдельных стран — участниц ЕС;

• в рамках экономики каждой страны.

Самая низкая дифференциация территориальной  экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 стран, — это была наиболее развитая часть Западной Европы. Затем в члены общества были приняты Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных.

Вторая региональная проблема ЕС —  это экономически более слабые территории, так называемые отсталые зоны в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС были характерны для Италии, Великобритании, Франции.

С начала 90-х гг. страны — члены  Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической  интеграции, провозгласив своей целью создание к концу столетия единой валюты и единого Центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором Экономический и валютный союз создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.

В течение 1990-х гг. в большинстве  стран ЕС серьезно изменились подходы  к макроэкономической политике. Прежде всего низкие темпы инфляции рассматривались как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. Этот концептуальный подход был зафиксирован как один из основных критериев Маастрихтского договора, которому должны соответствовать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте:

В соответствии с договором для  введения единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:

1. Иметь уровень инфляции, не  превышающий 1,5%.

2. Иметь дефицит бюджета, не  превышающий 3% ВВП, а государственный долг — не более 60% годового объема ВВП.

3. Процентные ставки не должны  более чем на 2 процентных пункта  превышать уровень, средний для  стран с наиболее низкими темпами  инфляции.

4. Участвовать в системе совместного  колебания валютных курсов не  менее двух лет, т. е. в  течение двух последних лет  перед вступлением в ЕВС национальная  валюта не должна девальвироваться.

Переход от Единого рынка (ЕР) через  Экономический союз к Экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике по внедрению единой европейской валюты евро, является одним из сложных этапов западноевропейской интеграции.

Процесс создания ЭВС и его национальных институтов шел достаточно сложно с большим разбросом мнений среди стран — членов ЕС. Эта сложность определялась, прежде всего, различиями в организации кредита, расчетов, курсовой политики и связанными с этим валютными рисками, задержками платежей, различиями в ценах, несопоставимостью налогов и различиями в валютно-финансовой политике.

Условия, предъявляемые к государствам, входящим в ЕС, достаточно жесткие, предусматривали использование  «классических мер борьбы» с  дефицитностью бюджета и инфляцией, усиление бюджетных расходов на социальные нужды и цели развития. Все это, безусловно, стало причиной «разноскоростного» движения стран — членов ЕС к этому уникальному феномену, не имеющему аналогов в мире, — Экономическому и валютному союзу и единой валюте.

          Основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 — Парижский договор и  создание Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС).

1957 — Римский договор и создание  Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.

1965 — договор о слиянии, в  результате которого был создан  единый Совет и единая Комиссия  для трёх европейских сообществ  ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

1973 — первое расширение ЕЭС  (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 — создание Европейской Валютной  Системы.

1979 — первые всенародные выборы  в Европейский парламент.

1981 — второе расширение ЕЭС  (присоединилась Греция).

1985 — подписание Шенгенского  соглашения.

1986 — третье расширение ЕЭС  (присоединились Испания и Португалия).

1986 — Единый европейский акт  — первое существенное изменение  учредительных договоров ЕС.

1992 — Маастрихтский договор  и создание на основе Европейского  Экономического Сообщества Европейского  союза.

1995 — четвёртое расширение (присоединение  Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 — введение единой европейской  валюты — евро (в наличном обращении с 2002).

2004 — пятое расширение (присоединение  Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы,  Кипра, Мальты).

2004 — подписание Конституции  ЕС (в силу не вступила).

2007 — подписание Договора о  реформировании в Лиссабоне.

2007 — шестое расширение ЕС (присоединение  Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция