Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС на территории Брянской области .
Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:
— определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;
— определение адресности защиты, а также наиболее оптимальных мер возмещения вреда и социальной зашиты;
определение путей совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию ;
Введение
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию
1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
1.2 Меры по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области
2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области
2.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области
2.2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Заключение
Список использованной литературы
Функции по установлению и выплате ЕДВ возложены на территориальные органы ПФР.
Замена реальных льгот денежными выплатами на уровне социальной поддержки чернобыльцев в основном сказались отрицательно. В результате они полностью или частично лишены некоторых реальных льгот и преимуществ, которые были им гарантированы Федеральным законом от 15.05.1991г. №1244-1 в прежних редакциях, а установленные вместо них денежные выплаты полностью компенсировать их не могут.
Так, в соответствии с Законом № 122 с 01.01.2005г. семьи чернобыльцев утратили право на 50% скидку в оплате коммунальных услуг. Из Федерального закона от 15.05.1991г. №1244-1 в прежних редакциях, изъяты статьи, предусматривающие государственное страхование граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и их семей, вследствие чего прекращены выплаты довольно значительных сумм по линии Госстраха.
Утратили силу все статьи предусматривающие предоставление гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, беспроцентных ссуд [45, c. 38].
Нет в новом варианте закона и правовой нормы, гарантирующей ранее возможность получение инвалидам - Чернобыльцам легкового автомобиля согласно медицинским показаниям.
Ухудшено правовое решение вопросов обеспечение чернобыльцев санаторно-курортными путевками. Резко уменьшилось число путевок в федеральные санаторно-курортные учреждения. Предлагаемое оздоровление в санаториях субъектов Российской федерации не соответствует предъявленным требованиями. Если до 01.01.2005г., инвалидам из числа пострадавших от радиационного воздействия гарантировалась ежегодное обеспечение санаторно-курортными путевками, или денежной компенсацией, то в настоящее время такая льгота входит в состав соцпакета и ежегодное обеспечение путевкой на санаторное лечение, а тем более денежная компенсация вместо неё, в правовом порядке не предусмотрены.
Нет в ныне действующем варианте закона и правовой нормы позволяющей ликвидаторам, как это было ранее предусмотрено, один раз в году пользоваться бесплатно-международным транспортом независимо от цели поездки.
Упущением как прежде, так и ныне действующего законодательства является недостаточная правовая защищенность членов семей умерших граждан, пострадавших от радиационного воздействия. Незначительные меры социальной поддержки предусмотрены только семьям умерших ликвидаторов 1988-1990г.г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ежемесячные денежные выплаты в замен льгот.
Не подвергалась изменению с 1991г ст. 30 Федерального закона, регулирующая установление надбавок к пенсиям ликвидаторам в зависимости от года участия в ликвидации катастрофа на ЧАЭС на 25;30 %. Причем её размер определяется исходя из минимального размера пенсии по старости.
Остается острой проблема реализации прав пострадавших граждан по улучшению жилищных условий. Проблема обеспечения жильем переселенцев осталась нерешенной. На 1 января 2006г. в органах региональной исполнительной власти состояло на учете для получения жилой площади в Брянской области более 1000 семей. Неясен правовой статус зон с правом на отселение. Здесь гражданам, с одной стороны, предоставлено право на жилье на чистых территориях, а, с другой стороны, государство не обеспечивает их жильем, заставляя решать жилищные проблемы за счет собственных средств. Вместе с тем, в связи с увеличением численности семей и ростом количества инвалидов среди данной категории граждан, общее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий значительно возросло. За прошедшие года очередь не уменьшилась, а выросла,
Несмотря на увеличение в 2007году, средств выделяемых федеральным бюджетом по федеральной целевой программе «Жилище», сохраняется ряд нормативно-правовых положений, существенно затрудняющих такое приобретение жилья. А именно: размер субсидий не соответствует реальной стоимости приобретаемого жилья. Далеко не каждый участник Программы способен самостоятельно доплатить до необходимых размеров. Значительным обременением для получателей жилищного сертификата сохраняется обязательство о сдаче занимаемого им жилья до момента приобретения новой жилищной площади. В результате этого увеличивается число очередников, отказавшихся от получения сертификатов.
Грубым нарушением чернобыльского законодательства является исключение из числа участников Программы «Жилище» членов семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С 1994 г. организационно оформилось новое направление международного сотрудничества, цель которого - смягчение социально-психологической напряженности на пострадавших территориях. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках программы ЮНЕСКО - «Чернобыль»: в России, Беларуси и на Украине были построены центры социально-психологической реабилитации. Они финансировались из бюджетных средств каждой из пострадавших стран. В России в рамках этого проекта в 1994-1996 гг. были построены четыре центра по работе с населением в наиболее пострадавших областях. В частности, центр в поселке Никольская Слобода Брянской области работает с переселенцами, переехавшими после аварии из деревни Заборье Красногорского района.
В функции Центров социально-психологической реабилитации включается, кроме прочего, разъяснительная и просветительская работа с населением.
Проект программы TACIS ENVREG-9602 посвящен вопросам реабилитации загрязненных территорий и отдаленным медицинским последствиям аварии, работы по его реализации начаты в 1999г. под руководством голландской консалтинговой компании SPANS Consultants. В России, Беларуси и на Украине определены основные направления и приоритетные целевые группы в области информационной работы и начаты работы по пяти пилотным проектам. В России пилотные проекты проводятся по следующим направлениям:
1. Работа с учителями (на базе ЦСПР «Узловая», Тульская область).
2. Работа с врачами и средним медперсоналом по вопросам медицинских
эффектов радиации (районные больницы и поликлиники на наиболее загрязненных
территориях Брянской области).
3. Работа с ликвидаторами (через газету «Российский Чернобыль»).
4. Работа с главами местной администрации по проблемам устойчивого развития на радиационно - загрязненных территориях (Брянская область).
5. Подготовка образовательной мультимедийной программы для преподавателей и студентов экологических специальностей вузов [42, c.139].
Для минимизации последствий аварии на ЧАЭС в Российской Федерации были приняты и реализованы три федеральные целевые программы. Сейчас выполняется четвертая, с 2007года полностью переработанная программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.», утвержденной Правительством РФ от 22декабря 2006 г. № 793.
Более 600 млн. рублей будет выделено из бюджета Брянской области на реализацию целевой программы по реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, в 2007-2010годах.
В рамках программы намечено строительство газопроводов на загрязненных территориях, возведение детского онкогематологического центра, расширение и реконструкция местных домов отдыха и санаториев, улучшение жилищных условий для ликвидаторов. Запланировано ежегодно проводить уточнение радиационной обстановки в пострадавших населенных пунктах, мониторинг доз облучения населения.
В юго-западных районах, как в целом по области, проводится работа, основным направлением которой является предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС. Создана разветвленная сеть социальных учреждений, предоставляющих социальные услуги населению, как в стационарных, так и в нестационарных условиях.
В 27 районах области функционируют муниципальные стационарные социальные учреждения малой вместимости - дома милосердия, в которых проживают более 700 человек граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 11домов милосердия созданы в юго-западных районах. Продолжается развиваться система предоставления психолого-социальных услуг, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате аварии. Работа по оказанию помощи гражданам, содействию в реализации их законных прав и интересов, в улучшении социального и материального положения, а также по поддержанию психологического статуса, проводится отделениями социально-психологической реабилитации комплексных центров социального обслуживания г. Клинцы, г.Новозыбкова, Злынковского, Климовского районов .
Ежегодно проводится специализированная диспансеризация населения юго-западных районов области, а также осуществляются меры по оздоровлению населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ФГУ «госсанэпиднадзора в Брянской области» осуществляет контроль за реализацией мероприятий по дальнейшему снижению вредного воздействия на здоровье населения области.
Таким образом, решение текущих проблем, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, носит комплексный характер и зависит от экономических, демографических и других аспектов развития Брянской области.
2.2 Перспективы совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Унифицированная методика защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию, предполагает необходимость унификации критериев и порядка присвоения статуса, дающего право на предоставление мер государственной социальной защиты различным категориям граждан. Такая унификация может быть осуществлена принятием Федерального закона «Об основах социальной защиты граждан РФ подвергшихся радиационному воздействию». В числе прочего в законе было бы целесообразно определить:
- основные принципы государственной политики в сфере социальной защиты граждан подвергшихся воздействию радиации;
- круг лиц, имеющих право на получение соответствующих компенсаций и льгот, при этом необходимо проведение работы по унификации критериев присвоения категориям подвергшимся радиоактивному облучению, соответствующего статуса с учетом вышеуказанных факторов;
- перечень мер государственной социальной защиты вышеупомянутых граждан, в т ч форм возмещения вреда;
- механизм разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также механизм наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной зашиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
- основные направления взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами , общественными организациями и профсоюзами в рассматриваемой сфере, в т ч меры экономического стимулирования организаций, предприятий, учреждении, принимающих участие в реализации норм законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, и соответствующих федеральных целевых программ, а также правовые гарантии реализации общественными организациями чернобыльцев своих полномочий;
- основные направления международного сотрудничества РФ, субъектов РФ, общественных организаций, профсоюзов в сфере повышения уровня защищенности населения, решения проблем социальной зашиты мигрантов, информационного обмена и т. д;
- основания и виды ответственности за нарушение норм законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Указывая на особую значимость проблемы контроля за соблюдением норм законодательства и исполнением федеральных программ, а также своевременного применения правовых санкций некоторые исследователи еще в начале 1990-х гг. настаивали на разработке специального нормативного акта об административной и уголовной ответственности за производство загрязненной сельскохозяйственной продукции, ее реализации, сокрытие информации об уровнях загрязненности радиоактивными веществами, неприятие мер по предотвращению дальнейшего загрязнения территории и иные правонарушения [23, c. 60] . Представляется, что ФЗ «Об основах социальной защиты граждан РФ, подвергшихся радиационному воздействию» должен содержать раздел устанавливающий ответственность за нарушение прав граждан, связанных с предоставлением им компенсаций и льгот (например, ответственность государственных органов при необоснованной задержке предоставления компенсационных выплат и т.д.), в то время как меры ответственности за нарушения прав граждан, связанных с обеспечением их радиационной безопасности, должны фиксироваться в нормах иных источников атомного права.
Несомненно, рассматриваемый Федеральный закон будет представлять во многом консолидированный акт, однако его принятие позволит восполнить ряд имеющихся пробелов регулирования. В частности, некоторые положения закона могут быть распространены на жителей территорий, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения.
Таким образом будет обеспечена реализация нормы ст.25 Федерального закона «О радиационной безопасности населения». В нормах закона могут быть закреплены критерии определения территорий, прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным производствам и объектам, предусмотренные Положением о «формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на территориях прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным производствам и объектам, а также на финансирование развития инфраструктуры этих территорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г № 289.
Информация о работе Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию