Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС на территории Брянской области .
Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:
— определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;
— определение адресности защиты, а также наиболее оптимальных мер возмещения вреда и социальной зашиты;
определение путей совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию ;

Оглавление

Введение
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию
1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
1.2 Меры по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области
2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области
2.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области
2.2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы

 

 

 

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

 

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

 

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

 

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

 

(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

 

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

 

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

 

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

 

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

 

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)

 

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

 

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) <*> в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом можно сделать вывод, что основной проблемой, возникающей в процессе совершенствования законодательства в части, касающейся конкретизации категорий лиц, подвергшихся радиационному воздействию, является проблема отсутствия единой концепции, определяющей критерии констатации характера и последствий воздействия негативных факторов, вызванных чернобыльской катастрофой. Разработка такой концепции позволит решить проблему определения оптимальных форм возмещения вреда и социальной зашиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В ссоответствии со ст. З Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан радиационным воздействием, возмещается предоставлением денежных и других материальных компенсаций и льгот,

Термин «компенсация» имеет латинское происхождение и означает (возмещение», «уравновешивание», «выравнивание».

В Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» термин «компенсации» употребляется как в гражданско-правовом аспекте (применительно к выплатам в возмещение вреда здоровью) так и в качестве категории, обозначающей выплаты в возмещение дополнительных расходов, вызванных пребыванием на загрязненных территориях. Среди основных видов компенсаций, предоставляемых лицам, подвергшимся радиационному воздействию, следует выделить:

1.     Выплаты, производимые в возмещение вреда здоровью пострадавших граждан;

2.      Компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества;

3.     Надбавки к заработной плате, пенсиям, стипендиям и пособиям граждан, проживающих в загрязненных районах;

4.     Выплата ежемесячных компенсации в размере стоимости продуктов питания семьям детей, проживающих в загрязненных районах, которые не посещают школы и дошкольные учреждения [24, c.57].

 

1.3 Социально-демографическая ситуация радиактивно загрязненных районов Брянской области.

Брянская область площадью 34,9 тыс. км находится в юго-западной части России. Ее протяженность с запада на восток 270 км, с севера на юг - 245 км. Область разделена на 27 административных районов, имеет 15 городов и 30 поселков городского типа. Население - около 1,5 млн. человек (68 % - городское и 32 % -сельское).

Загрязнение территории Брянской области радиоактивными продуктами чернобыльской аварии началось 28 апреля 1986 г. после того, как 27 апреля направление ветра в районе Чернобыля изменилось на северо-восточное. В результате выпадения дождей 28-29 апреля на стыке Могилевской и Гомельской областей Беларуси и Брянской области России в период прохождения над этой территорией радиоактивного облака образовалось значительное Брянско-Белорусское пятно. С момента начала радиоактивных вьшадений население подверглось внешнему и внутреннему облучению смесью многих продуктов деления и активации, среди которых наиболее значимыми были радиоизотопы йода, цезия, стронция и плутония.

В силу неравномерности по длительности и интенсивности выпадений радиоактивных осадков образовалась разная плотность загрязнения почв радионуклидами в различных районах области («пятнистость» радиоактивного загрязнения). В силу этого Брянская область имеет все четыре зоны радиоактивного загрязнения, установленные Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». После аварии на ЧАЭС были загрязнены (в разной степени) 22 из 27 административных районов с двумя городами областного подчинения и 1325 населенными пунктами, где проживало 484579 человек[45, c.113]. Существенное загрязнение имеется в 7 районах области (Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский и Стародубский).

По данным Брянского центра по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды, общая площадь радиоактивного загрязнения территорий области с плотностью загрязнения 1 -5 Ки/кв.км составляет  2363кв.квм   (20,6%), 15-40   Ки/кв.км  -2025кв.км (17,7%), свыше 40 Ки/кв.км - 446кв.км (3,9%).

Влияние радиоактивного загрязнения проявляется опосредованно и осуществляется по нескольким каналам: через физиологические, психологические, поведенческие  особенности и адаптационные способности человека на количественные и качественные изменения естественного и механического типов демографической структуры.

Демографическая обстановка включает в себя состояние демографических процессов "состава и размещения, населения на территории страны или отдельных частей в какое-либо время, под воздействием событий прошлого и влиянием социально-экономических факторов."

Один из индикаторов демографического кризиса - уменьшение численности населения. Брянская область относится к числу российских территорий с убывающим населением.

Численность постоянного населения области на 1 января 2006 года составила 1361,1 тыс. человек, сократившись с января 2005 года на 13,9 тыс. человек. Снижается количество жителей городов и сел всех районов. Типична данная ситуация и для за­грязненного юго-запада, где численность упала за тот же период с 203,1тыс. до 200,7 тыс. человек.

На социальное и экономическое развитие, как области в целом, так и на юго-западные районы, существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией эволюции возрастной структуры населения является постарение населения, увеличение доли лиц в старших возрастах. Наиболее стабильной в общей численности населения остается доля лиц трудоспособного возраста. На начало 2006 года по области она составила 811,0 тыс. человек или 59,6 процентов населения, а по загрязненным районам 129,1 тыс. человек или 64,3 всего населения, проживающих на этих территориях.

Произошло небольшое снижение доли лиц старше трудоспособного возраста по области до 23,3 процента в 2006 году, а на юго-западных территориях доля лиц данной группы увеличилась до 28,4 процента. Каждый четвертый житель в области находится в пенсионном возрасте. На начало 2006 года лица моложе трудоспособного возраста составили по области 17,1 процента, а в радиационных районах - 17,6 процента соответственно.

В течение нескольких десятилетий, как в области в целом, так и в загрязненных районах, наблюдается неблагополучное соотношение полов  мужчин во всем населении значительно меньше, чем женщин. В общей численности населения области мужчины составляют 45,6 процентов, женщины - 54,4 процента, в радиационных районах мужчины - 46,1 процента, женщины - 53,9 процента, т.е. на 1000 мужчин приходится 1194 женщины.

Наиболее ярко выражена диспропорция в возрасте 50 лет и старше, женщин в 1,9 раз больше, чем мужчин. В более молодых возрастах женщины превышают мужчин в 1,1 раза.

Диспропорции, характерные для структуры населения по полу, в настоящее время объясняются различиями в рождаемости и смертности мужчин и женщин, а также структурой миграционных потоков.

Уменьшение численности населения обусловлено, главным образом, кризисом процессов его естественного воспроизводства.

Определяющим фактором процесса депопуляции является увеличивающееся превышение числа умерших над количеством родившихся.

С 1987 года рождаемость в области снижается. Исключением составили последние два года (2005, 2006 года), за которые произошел ее рост. Общее количество рождений уменьшилось с 23969 человек в 1986 году до 12419 человек в 2005 году, т.е. в 1,7 раз за 18 лет. Общий коэффициент рождаемости составил 9,1 человека на 1000 населения, это на 7,0 процента выше предыдущего года.

На загрязненном юго-западе уровень рождаемости выше среднеобластного. В 2006 году - 9,3 промилле против 9,1 промилле, в 2005 - 11,0 промилле и 8,5 промилле соответственно.                                                                                        

Динамика показателей демографической ситуации в Брянской области

 

2006 г.

2005г.

Численность населения на конец года,

 

 

тыс. человек

1361,1

1375,0

Число родившихся  человек       на 1000 населения

12419

9,1

11898

8,5

 

 

 

Число умерших человек

26174

26608

на 1000 населения

19,1

18,9

 

 

 

Естественный прирост (убыль) населения

 

 

Человек

-13755

-14710

на 1000 населения

-10,0

-10,4

Миграционный прирост (убыль) населения

 

 

 

 

 

Человек

-529

-224

на 1000 населения

-0,4

-0,1

Число браков

 

 

Человек

10094

9652

на 1000 населения

7,4

6,9

 

Число разводов человек

на 100  населения

 

 

 

 

 

 

 

 

на

1000 населения

 

4/88

5,8

 

8877

          6,3

Информация о работе Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию