Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа
Целью исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС на территории Брянской области .
Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:
— определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;
— определение адресности защиты, а также наиболее оптимальных мер возмещения вреда и социальной зашиты;
определение путей совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию ;
Введение
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию
1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
1.2 Меры по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области
2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области
2.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области
2.2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Заключение
Список использованной литературы
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) <*> в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом можно сделать вывод, что основной проблемой, возникающей в процессе совершенствования законодательства в части, касающейся конкретизации категорий лиц, подвергшихся радиационному воздействию, является проблема отсутствия единой концепции, определяющей критерии констатации характера и последствий воздействия негативных факторов, вызванных чернобыльской катастрофой. Разработка такой концепции позволит решить проблему определения оптимальных форм возмещения вреда и социальной зашиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В ссоответствии со ст. З Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан радиационным воздействием, возмещается предоставлением денежных и других материальных компенсаций и льгот,
Термин «компенсация» имеет латинское происхождение и означает (возмещение», «уравновешивание», «выравнивание».
В Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» термин «компенсации» употребляется как в гражданско-правовом аспекте (применительно к выплатам в возмещение вреда здоровью) так и в качестве категории, обозначающей выплаты в возмещение дополнительных расходов, вызванных пребыванием на загрязненных территориях. Среди основных видов компенсаций, предоставляемых лицам, подвергшимся радиационному воздействию, следует выделить:
1. Выплаты, производимые в возмещение вреда здоровью пострадавших граждан;
2. Компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества;
3. Надбавки к заработной плате, пенсиям, стипендиям и пособиям граждан, проживающих в загрязненных районах;
4. Выплата ежемесячных компенсации в размере стоимости продуктов питания семьям детей, проживающих в загрязненных районах, которые не посещают школы и дошкольные учреждения [24, c.57].
1.3 Социально-демографическая ситуация радиактивно загрязненных районов Брянской области.
Брянская область площадью 34,9 тыс. км находится в юго-западной части России. Ее протяженность с запада на восток 270 км, с севера на юг - 245 км. Область разделена на 27 административных районов, имеет 15 городов и 30 поселков городского типа. Население - около 1,5 млн. человек (68 % - городское и 32 % -сельское).
Загрязнение территории Брянской области радиоактивными продуктами чернобыльской аварии началось 28 апреля 1986 г. после того, как 27 апреля направление ветра в районе Чернобыля изменилось на северо-восточное. В результате выпадения дождей 28-29 апреля на стыке Могилевской и Гомельской областей Беларуси и Брянской области России в период прохождения над этой территорией радиоактивного облака образовалось значительное Брянско-Белорусское пятно. С момента начала радиоактивных вьшадений население подверглось внешнему и внутреннему облучению смесью многих продуктов деления и активации, среди которых наиболее значимыми были радиоизотопы йода, цезия, стронция и плутония.
В силу неравномерности по длительности и интенсивности выпадений радиоактивных осадков образовалась разная плотность загрязнения почв радионуклидами в различных районах области («пятнистость» радиоактивного загрязнения). В силу этого Брянская область имеет все четыре зоны радиоактивного загрязнения, установленные Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». После аварии на ЧАЭС были загрязнены (в разной степени) 22 из 27 административных районов с двумя городами областного подчинения и 1325 населенными пунктами, где проживало 484579 человек[45, c.113]. Существенное загрязнение имеется в 7 районах области (Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский и Стародубский).
По данным Брянского центра по гидрометрологии и мониторингу окружающей среды, общая площадь радиоактивного загрязнения территорий области с плотностью загрязнения 1 -5 Ки/кв.км составляет 2363кв.квм (20,6%), 15-40 Ки/кв.км -2025кв.км (17,7%), свыше 40 Ки/кв.км - 446кв.км (3,9%).
Влияние радиоактивного загрязнения проявляется опосредованно и осуществляется по нескольким каналам: через физиологические, психологические, поведенческие особенности и адаптационные способности человека на количественные и качественные изменения естественного и механического типов демографической структуры.
Демографическая обстановка включает в себя состояние демографических процессов "состава и размещения, населения на территории страны или отдельных частей в какое-либо время, под воздействием событий прошлого и влиянием социально-экономических факторов."
Один из индикаторов демографического кризиса - уменьшение численности населения. Брянская область относится к числу российских территорий с убывающим населением.
Численность постоянного населения области на 1 января 2006 года составила 1361,1 тыс. человек, сократившись с января 2005 года на 13,9 тыс. человек. Снижается количество жителей городов и сел всех районов. Типична данная ситуация и для загрязненного юго-запада, где численность упала за тот же период с 203,1тыс. до 200,7 тыс. человек.
На социальное и экономическое развитие, как области в целом, так и на юго-западные районы, существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией эволюции возрастной структуры населения является постарение населения, увеличение доли лиц в старших возрастах. Наиболее стабильной в общей численности населения остается доля лиц трудоспособного возраста. На начало 2006 года по области она составила 811,0 тыс. человек или 59,6 процентов населения, а по загрязненным районам 129,1 тыс. человек или 64,3 всего населения, проживающих на этих территориях.
Произошло небольшое снижение доли лиц старше трудоспособного возраста по области до 23,3 процента в 2006 году, а на юго-западных территориях доля лиц данной группы увеличилась до 28,4 процента. Каждый четвертый житель в области находится в пенсионном возрасте. На начало 2006 года лица моложе трудоспособного возраста составили по области 17,1 процента, а в радиационных районах - 17,6 процента соответственно.
В течение нескольких десятилетий, как в области в целом, так и в загрязненных районах, наблюдается неблагополучное соотношение полов мужчин во всем населении значительно меньше, чем женщин. В общей численности населения области мужчины составляют 45,6 процентов, женщины - 54,4 процента, в радиационных районах мужчины - 46,1 процента, женщины - 53,9 процента, т.е. на 1000 мужчин приходится 1194 женщины.
Наиболее ярко выражена диспропорция в возрасте 50 лет и старше, женщин в 1,9 раз больше, чем мужчин. В более молодых возрастах женщины превышают мужчин в 1,1 раза.
Диспропорции, характерные для структуры населения по полу, в настоящее время объясняются различиями в рождаемости и смертности мужчин и женщин, а также структурой миграционных потоков.
Уменьшение численности населения обусловлено, главным образом, кризисом процессов его естественного воспроизводства.
Определяющим фактором процесса депопуляции является увеличивающееся превышение числа умерших над количеством родившихся.
С 1987 года рождаемость в области снижается. Исключением составили последние два года (2005, 2006 года), за которые произошел ее рост. Общее количество рождений уменьшилось с 23969 человек в 1986 году до 12419 человек в 2005 году, т.е. в 1,7 раз за 18 лет. Общий коэффициент рождаемости составил 9,1 человека на 1000 населения, это на 7,0 процента выше предыдущего года.
На загрязненном юго-западе уровень рождаемости выше среднеобластного. В 2006 году - 9,3 промилле против 9,1 промилле, в 2005 - 11,0 промилле и 8,5 промилле соответственно.
Динамика показателей демографической ситуации в Брянской области
| 2006 г. | 2005г. | |
Численность населения на конец года, |
|
| |
тыс. человек | 1361,1 | 1375,0 | |
Число родившихся человек на 1000 населения | 12419 9,1 | 11898 8,5 | |
|
|
| |
Число умерших человек | 26174 | 26608 | |
на 1000 населения | 19,1 | 18,9 | |
|
|
| |
Естественный прирост (убыль) населения |
|
| |
Человек | -13755 | -14710 | |
на 1000 населения | -10,0 | -10,4 | |
Миграционный прирост (убыль) населения |
|
| |
|
|
| |
Человек | -529 | -224 | |
на 1000 населения | -0,4 | -0,1 | |
Число браков |
|
| |
Человек | 10094 | 9652 | |
на 1000 населения | 7,4 | 6,9 | |
Число разводов человек на 100 населения
на 1000 населения |
4/88 5,8 |
8877 6,3 |
Информация о работе Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию