Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС на территории Брянской области .
Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:
— определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;
— определение адресности защиты, а также наиболее оптимальных мер возмещения вреда и социальной зашиты;
определение путей совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию ;

Оглавление

Введение
1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию
1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
1.2 Меры по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области
2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области
2.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области
2.2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 261.00 Кб (Скачать)


Введение

1. Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию                                                                               

1.1 Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС           

1.2 Меры по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию

1.3 Социально-демографическая ситуация радиоактивно загрязненных районов Брянской области                                                                                   

2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиации на территории Брянской области                                                                                               

2.1 Особенности и проблемы социальной защиты населения Брянской области                                                                                                                 

2.2 Пути совершенствования государственного регулирования социальной зашиты граждан, подвергшихся воздействию радиации           

Заключение                                                                                                                                         Список использованной литературы                                          

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы исследования объясняется тем, что одним из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации как демократического, правового и социального государства является обеспечение комплекса мер по защите отдельных категорий граждан, нормальная жизнедеятельность которых затруднена или ограничена влиянием негативных факторов объективного свойства.

Сегодня возвращение территорий, подвергшихся радиационному воздействию, к нормальной жизни является важнейшей задачей, поскольку меры, проводимые государством в этой сфере недостаточно учитывали глубину и характер изменений в стране. Поэтому во многих проблемах, которые стоят перед чернобыльскими территориями России есть вклад не только самой аварии, но и той политики, которая проводилась на загрязненных территориях. Решение этих проблем – это взаимная ответственность государства и его граждан.

В преодолении последствий аварии большое значение имеет социально-экономическая политика государства. От ее эффективности зависит благополучие жителей. Решение чернобыльских проблем должно строиться на целостном подходе к потребностям как отдельных людей, так и групп пострадавшего населения, а также в возрастающей степени с учетом потребностей общества в целом; цель должна заключаться в оказании помощи как отдельным людям, которые должны взять свое будущее в собственные руки, так и сообществам, которые должны самостоятельно определять свое будущее; эффективное использование ресурсов означает их направление на удовлетворение потребностей наиболее пострадавших людей и групп населения, включая детей. Масштаб работ по ликвидации последствий должен быть соизмерим с остротой проблем;

  Целью исследования является анализ законодательства по проблемам социальной зашиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС  на территории Брянской области .

Исходя из указанной цели, основными задачами дипломного исследования являются:

—              определение понятия «социальная защита» применительно к отдельным
категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
чернобыльской катастрофы, и сущности социальной зашиты;

—     определение адресности защиты, а также наиболее оптимальных мер возмещения вреда и социальной зашиты;

определение путей совершенствования государственного регулирования социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию ;

Объектом исследования является  социальной защита лиц, подвергшихся радиационному воздействию                                                                               

Предмет исследования – государственное регулирование социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, , заключения, списка используемой литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.1

Трактовка понятия «социальная защита» в широком смысле отражает весь спектр негативных факторов, способных воздействовать на личность в процессе ее развития. В законодательстве и правовой литературе превалирует понимание данного термина в узком смысле: социальная защита сводится к обеспечению соблюдения важнейших социальных прав граждан и достижению социально приемлемого уровня жизни.

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие социальная защита используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социаль╜ной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Специфика социальной защиты как элемента государственной социальной политики определяется ее основными функциями (правовосстановительная, правоохранительная, социальная, экономическая и др.).

В законе РФ от 15.05.91 № 1244-1 ФЗ (ред. от 30.11.2011) "о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дается понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС  система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.         

Следствием катастрофы стало нарушение ряда конституционньгх прав и интересов граждан, связанных с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, права на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Соответственно, правоохранительный и правовосстановительный характер осуществляемых "государством мер по социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проявляется в определении категорий граждан, имеющих право на получение компенсаций и льгот, а также в определении конкретных мер защиты отдельных категорий чернобыльцев.

В категорию лиц, официально признанных пострадавшими от аварии на ЧАЭС, относятся те, кто:

- Заболел лучевой болезнью или стал инвалидом вследствие аварии;

- Принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и в зонах эвакуации в

1986-1987 гг. (так называемые «ликвидаторы»);

- Принимали участие в ликвидации последствий в 1988 . 1989 гг.;

- Продолжают проживать в зонах, признанных загрязненными; и,

- Были эвакуированы или переселены, или покинули пострадавшие районы по собственной инициативе.

Федеральный закона от 15 мая 1991г. № 1244-1Ф «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выделяет 12 категорий лиц, охватываемых системой социальной защиты, которые условно могут быть подразделены на 2 группы: граждане, здоровью и имуществу которых был причинен реальный вред (инвалиды,, лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и иные связанные с последствиями катастрофы заболевания, эвакуированные и переселенцы из загрязненных территорий) и граждане, относящиеся к категории риска (подвергшиеся радиоактивному облучению), в т.ч. ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, граждане, проживающие и работающие на загрязненных территориях, а также дети некоторых категорий подвергшихся радиационному воздействию лиц [9, c.6 ].

Целями социальной защиты первой категории граждан являются максимальное возмещение причиненного вреда, создание условий для их социальной адаптации и реабилитации, преодоления вызванных последствиями катастрофы ограничений жизнедеятельности. Социальная защита второй группы граждан носит преимущественно превентивный характер и направлена на смягчение негативных последствии радиоактивного облучения и предотвращение инвалидизации указанных лиц. Однако следует признать, что мероприятия по защите данной категории граждан также носят компенсационный характер, т.к. целевое назначение и объем предоставляемых компенсаций и льгот определяются характером воздействия неблагоприятных факторов (примером являются компенсационные выплаты, предоставляемые лицам, проживающим на загрязненных территориях.

Льготы для пострадавших от аварии на ЧАЭС охватывают многие аспекты жизни: здравоохранение, жилищные условия, проезд, освобождение от уплаты налогов, доступ к высшему образованию, имущественные компенсации и компенсации за потерю здоровья, а также ежемесячные выплаты по инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС. Некоторые из льгот действуют в полной мере, в то время как другие применяются только частично из-за ограниченности средств. Например, инвалиды и ликвидаторы имеют право на бесплатные лекарства, но отсутствие дешевых фармацевтических средств местного производства приводит к тому, что эта льгота действует не всегда. Другие привилегии, например, право первоочередного обслуживания в больницах, службах связи, ресторанах и станциях по обслуживанию автомобилей, редко бывают востребованы. Некоторые другие привилегии, такие, как внеконкурсный прием в вузы, кажутся сомнительными с точки зрения государственной политики. Вызванное переселением обнищание, ограничения по ведению сельского хозяйства и развал Советского Союза привели к тому, что все большее число людей стали требовать получения связанных с Чернобылем льгот. Из-за экономического кризиса 90-х годов регистрация в качестве пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС стала для многих единственным средством получения дохода и доступа к медицинской помощи, включая лекарства. Несколько миллионов людей в настоящее время получают пенсии и особые медицинские льготы вследствие того, что получили тот или иной статус пострадавших от аварии

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, под социальной защитой граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует принимать комплекс осуществляемых государством мер экономического, правового, социального и иного характера, направленных на возмещение вреда, причиненного аварией, социальную адаптацию и реабилитацию пострадавших граждан, материальную поддержку, повышенное медицинское и социальное обслуживание лиц, подвергшихся радиоактивному облучению вследствие аварии на ЧАЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Государственная гарантированность социальной защиты граждан, подвергшихся  радиационному  воздействию, обусловлена обязанностями РФ как социального государства по охране здоровья людей, предоставление пенсий, пособий и иных гарантий согласно ст.ст. 7, 39, 40, 41 Российской Конституции. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской  АЭС» государство  гарантирует предоставление  денежных и других материальных компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Включение указанных форм защиты в объем: возмещения вреда, причиненного аварией на ЧАЭС, определяет специфику отношений  между гражданами и  государством,   которое призвано обеспечить гарантированную стабильность при реализации соответствующих прав чернобыльцев  [21. c.23-26].

Универсальность социальной защиты предполагает охват государственной защитой всех граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие  чернобыльской катастрофы. В этом смысле общим критерием нуждаемости в защите выступает пребывание граждан в зоне влияния негативных факторов, вызванных аварией на ЧАЭС. В то же время дополнительными критериями нуждаемости  отдельных  категорий лиц,  подвергшихся радиационному воздействию, выступают  степень негативного воздействия, наличие вреда, причиненного здоровью и имуществу и его  размер. Характер мер защиты в отношении конкретных граждан должен определяться характером неблагоприятных факторов, влияющих на них.  Таким  образом персонифицированность социальной зашиты чернобыльцев проявляется в определении  критериев адресности предоставления и  дифференциации компенсаций и льгот.

Единственным критерием дифференциации  компенсаций  и  льгот, предоставляемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, может выступать размер негативного воздействия и его последствий. Лица, в равной мере пострадавшие  от чернобыльской катастрофы либо пребывающие (пребывавшие) в одной и той же  зоне негативного воздействия, имеют право на получение равных  гарантий. Таким образом обеспечивается реализация принципа равенства и  равноправия, закрепленного в  ст. 19  Конституции РФ применительно к  рассматриваемым категориям российских граждан [47, c.129]. 

Федеральный закон от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подразделяет всех лиц, подвергшихся радиационному  воздействию, на двенадцать категорий; при этом каждая категория граждан имеет  право на получение определенных компенсаций и льгот .

Информация о работе Законодательство по социальной защите лиц подверженных радиационному воздействию