Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Закон спроса………………………………………………………………….......4
1.1 Понятие спроса…………………………………………………………………..4
Закон спроса…………………………………………………………………..…8
Эластичный и неэластичный спрос…………………………………………...12
Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос…13
2.1 Совокупный спрос……………………………………………………………...13
2.2 Ценовые факторы…………………………………………………………..…..15
2.3 Неценовые факторы………………………………………………………..…..16
Заключение………………………………………………………………………..…..18
Список литературы………………………………………………………………...….20
Приложение 1…………………………………………………………………….……21

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

    Экономическая наука призвана  определять,  как  максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы -  природные  запасы,  капиталы,  трудовые резервы. Подробно всем другим  отраслям  знаний,  экономика  включает  набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых  конкретных  условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной,  также  как  не  может существовать американской  физики  или  немецкой  математики.  Цены  товаров повсюду определяются соотношением спроса  и  предложения,  с  ростом  дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

    Но у экономики есть принципиальное  отличие  от  точных  и   естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове,  но  с членом   общества,   подверженного   воздействию   традиций,   национального менталитета  и  политических  институтов.  Инструментарий  экономиста  имеет поэтому национальную специфику.

    Наука формируется  примерно  также,  как  растет  дерево  или  строится здание. Великие экономисты  прошлого  заложили  фундамент,  создали  теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта  для  анализа  здесь берется  хозяйство  предпринимателя  и   фермера.   Микроэкономика   изучает отношения  между  предпринимателями   (конкуренция),   предпринимателями   и

наемными  работниками, продавцами и  покупателями.  Она  формулирует  законы: спроса   и   предложения,   редкости,   убывающей   доходности,   предельной производительности  труда  или  капитала.   Микроэкономика   непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как  бы  справочником, руководством для бизнеса.

     Рынок — косвенное, опосредованная  взаимосвязь между  производителями   и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера  реализации  и товарно-денежных отношений,  а  также  вся  совокупность  средств,  методов, инструментов, организационно-правовых норм,  структур  т.д.,  обеспечивающих функционирование  таких  отношений.  Рынок  —   это   единственная   система отношений купли-продажи,  структурными элементами  которой являются  рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных  бумаг,  идей,  информации  и  т.д. Рынок — основа рыночной экономики.

     Рынок —  это инструмент,  или  механизм,  сводящий  вместе  покупателей (предъявителей  спроса)  и  продавцов  (поставщиков)   отдельных  товаров  и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят  международный или  национальный  характер.  Некоторые  отличает   личный   контакт   между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —   на  них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

     Состояние   рынка   определяется   соотношением   величины   спроса   и предложения.

     Спрос и предложение —  взаимозависимые   элементы  рыночного механизма, где   спрос   определяется   платежеспособной    потребностью    покупателей (потребителей),  а предложение —   совокупностью   товаров,   предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в  обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в  уровне цен на товары.

      Жизнь  абсолютного  большинства   людей  сопряжена   с   многообразными потребностями,   характеризуемыми   учеными    как    состояние    ощущаемой неудовлетворенности,  связанной  с  условиями   существования.   Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь  различную  степень интенсивности,  быть  первостепенными  по  важности  и  второстепенными.  Не только специалисту, но и  обычному  человеку  приходится  размышлять  об  их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает  вопрос: насколько  они   настоятельны?   Необходимо   понятие,   которое   связывает покупаемые количества (блага) с теми  жертвами,  которые  приходится  делать для приобретения этих  количеств.  У  экономистов  таким  понятием  является спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей  в  данном  товаре при данной цене. Иными словами, спросом является  не  всякая  потребность  в данном  товаре,  а  только  такая,  которая  обеспечена  наличием  платежных средств  (деньгами)  у   покупателей.   Человеческие   потребности   кажутся беспредельными. Но если  потребность  может  быть  удовлетворена  только  за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения  других  потребностей мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы. 
 
 

    Список  литературы 

  1. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. –  М.: КНОРУС. – 2004. – 608с.
  2. Экономика: учебник  / И.П. Липсиц. – М.: Омега-Л. – 2006. – 656с.
  3. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, Е.А. Кисилева. – Киров.: АСА. – 2006. – 831с.
  4. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, ТК Велби. – 2008. – 530с.
  5. Сборник задач по микроэкономике: к курсу микроэкономике / под. ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма. – 2005. – 432с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Задачи  с решениями (к  курсу экономической  теории) 

Задача 1. 

    Функция спроса на хлеб: Q = 100 + 0,5I – 30Р1 + 20 Р2,

где Q –  годовая величина спроса; I – доход; Р1 – цена хлеба; Р2 – цена макарон. 

Определите: 1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг; 2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.

 

Решение: 1) Q = 10100 – 30Р1

      2) Р1 = 336,7  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2. 

Два потребителя  имеют разные функции индивидуального  спроса:

Саша: QDC = 5 – P;  Маша: Q = 10 – 2Р. 

Определите: рыночный спрос, если Саша и Маша – единственные потребители. 

Решение: Разные индивидуальные функции спроса складываются аналитически в разных интервалах по Р, а также графически. В данном случае QDC = 0 при Р = 5; Q = 0 при Р = 5, т.е. интервал одинаковый по Р. Следовательно сложение упрощается QDобщ = 15 – 3Р.

Информация о работе Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос