Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Закон спроса………………………………………………………………….......4
1.1 Понятие спроса…………………………………………………………………..4
Закон спроса…………………………………………………………………..…8
Эластичный и неэластичный спрос…………………………………………...12
Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос…13
2.1 Совокупный спрос……………………………………………………………...13
2.2 Ценовые факторы…………………………………………………………..…..15
2.3 Неценовые факторы………………………………………………………..…..16
Заключение………………………………………………………………………..…..18
Список литературы………………………………………………………………...….20
Приложение 1…………………………………………………………………….……21

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

√  консерватизм во вкусах.

     Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).

     Перекрестная  эластичность спроса – это отношение  процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению  цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы). 

  1. Совокупный  спрос. Ценовые и  неценовые факторы, влияющие на спрос
    1. Совокупный спрос
 

    Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения. Из-за того, что категория совокупного спроса является одной из важнейших проблем макроэкономики, она освещается в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу. Это явилось небольшой проблемой для нас, так как пришлось перебирать много литературы, для того чтобы как можно полней и доступней рассказать о совокупном спросе.

    Во-первых, нужно определить, что же такое  совокупный спрос. Можно сказать, что  совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

    Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке  благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

    √  доход от участия в производстве,

    √  налоги и трансфертные платежи,

    √  размер имущества,

    √  доход с имущества,

    степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

    √  численность населения.

   Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних  в коротком периоде являются экзогенными  параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

   Итак, в настоящее время существуют две основные версии обоснования совокупного спроса:

     кейнсианская 

    
yD = C (y+) + I(R*+ ,i- ) + G + NE(q- ,y- ) 

   неоклассическая

        
yD = C(i+ ) + I(r+ ,i- ) + G + NE(q- ,i+ )

   где NE = E - Z - чистый экспорт. Наличие в кейнсианской функции совокупного спроса в числе аргументов дохода от производства порождает так называемый мультипликационный эффект: рост совокупного спроса под воздействием какого либо экзогенного импульса является стимулом к увеличению производства, а рост производства, повышая доходы, в свою очередь увеличивает спрос, и т.д. Так в специфике построения функций спроса на блага уже проявляется главное концептуальное различие двух школ по вопросу о роли спроса и предложения в формировании экономической конъюнктуры. Кейнсианцы решающим фактором считают совокупный спрос, неоклассики - предложение.

   Принцип построения кривой AD аналогичен принципу, применяемому на микроуровне: в выбранный момент времени для каждого уровня цен находится количество товаров, на которое предъявлен совокупный спрос. Если величина национального дохода останется неизменной в момент подсчёта, то чем выше уровень цен, тем ниже совокупный спрос, поэтому кривая AD имеет «падающий» характер. Зависимость размера совокупного спроса на рынке благ от изменения уровней цен имеет следующий вид (рис.13).

     Рис. 2 

     При этом кривая точки кривой AD показывают тот реальный ВНП, который будет закуплен всеми субъектами национальной экономики во всех секторах национального хозяйства при данном уровне цен.

     Хотя  к факторам совокупного спроса можно  отнести демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, имущественную  дифференциацию населения, но они не будут определяющими. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.  
 

    1. Ценовые факторы

     К числу ценовых факторов совокупного  спроса следует отнести прежде всего  эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

     Эффект  процентной ставки оказывает воздействие  на характер движения кривой совокупного  спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские  расходы, а с другой – инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в  том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

     Эффект  материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

     Эффект  импортных закупок выражается в  соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения. 

    1. Неценовые факторы
 

     К ним относятся изменения в  потребительских, инвестиционных и  государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3.

     Изменения в потребительских расходах могут  воздействовать на совокупный спрос  под влиянием различных причин. Нагляден пример с покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

     Если  обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно заметить, что  оно зависит от состояния дел  в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса  акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

     Можно также говорить и об ожиданиях  потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.

     На  размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

     Прямая  связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает  совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

     На  совокупный спрос воздействуют и  изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

     Когда речь идет о процентной ставке, имеется  в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а изменение под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятии уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

     Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

     Совокупный  спрос связан и с расходами  на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет им расширять закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги. 

    Заключение 

      Есть  области знаний и жизненного опыта,  о  которых,  кажется,  может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам  относятся  медицина  и, конечно  же,  экономика.  Это  не   случайно,   ведь   экономика   -   наука эмпирическая,  связанная  с  практикой  непосредственно.  Каждый   из   нас, независимо  от  подготовки,  повседневно   сталкивается   с   экономическими явлениями.  Все  мы  трудимся  -  создаем   ценности   или   повышаем   свою квалификацию,  получаем  доходы,  обращаемся  к  рынку,  следим  за  ценами, являемся   потребителями.   Экономика   изучает    “homo    ecoonomics”    - экономического человека, его действия и интересы. И также  как  в  медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо  знать  функционирование  здорового организма, необходимо прежде всего разобраться  в  законах  функционирования здоровой экономики.

Информация о работе Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос