Задачи и функции биржи труда на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:41, реферат

Краткое описание

В данной работе речь пойдёт о безработице, так как проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Безработица - не просто отсутствие работы. Она широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей.

Файлы: 1 файл

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БИРЖИ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.docx

— 18.90 Кб (Скачать)

ЗАДАЧИ  И ФУНКЦИИ БИРЖИ  ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 
 

    В данной работе речь пойдёт о безработице, так как проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Безработица - не просто отсутствие работы. Она широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. 

    Биржа труда - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и  предпринимателями с целью купли-продажи  рабочей силы. Не устраняя безработицы  в целом, биржа труда позволяют  упорядочить наем предприятиями  рабочей силы и сократить гражданам  время поиска места работы.

    Функции биржи труда многообразны:

    1. Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда.

    2. Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по  вопросам трудоустройства. 

    3. Консультация обращающихся на  биржу труда трудящихся и работодателей  о возможностях получения работы  и обеспечения рабочей силой,  о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам.

    4. Оказание помощи гражданам в  выборе подходящей работы, а работодателям  - в подборе необходимых работников.

    5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  граждан в учебных центрах  биржи труда или других учебных  заведениях, оказание помощи в  развитии и определении содержания  курсов обучения и переобучения.

    6. Оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  другим категориям населения.

    7. Регистрация безработных и оказание  им в пределах своей компетенции  помощи.

    8. Оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан,  трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии.

    9. Выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия по  безработице и приостановление  выплаты этих пособий.

    10. Подготовка предложений и заключений  об использовании труда иностранных  рабочих, привлекаемых  на основе  межправительственных соглашений  и лицензий.

    11. Разработка республиканских и  региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

    Биржа труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

    Безработица - это такое социально экономическое  явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

    К безработному по определению МОТ (Международная  Организация Труда) относится индивид, который:

    1) не имеет работы в данный  момент;

    2) предпринимает конкретные и активные  попытки найти работу;

    3) в данный момент готов приступить  к работе.

    Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно  меняют место работы в связи с  изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы  занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Фрикционная  безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

    Структурная безработица связана с изменениями  в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного  времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными  качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными  требованиями.

    В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается  или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.

    Структурные безработные испытывают трудности  в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной  квалификации, дискриминации по признакам  пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

    Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица  растет. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места, на тот период пока вновь не возрастет  спрос и не произойдет оживление  деловой активности.

    Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения.

    Суть  скрытой безработицы в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

    Добровольная  безработица - это безработица связана  с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

    Вынужденная безработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

    Застойная безработица - эта форма безработицы, наиболее характерная для экономики  переходного общества. Застойная  безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики  усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность  решения своих проблем в будущем  за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

    Социальная  защита безработных и членов их семей  основана на Конституции, Кодексе законов  о труде, Законе “О занятости населения  Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством  государство гарантирует безработным  предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату  пособия по безработице и стипендии  в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

    Вместе  с тем социальная защита безработных  имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи.

    Создание  в Беларуси социально ориентированной  экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации  системы государственного обязательного  страхования от безработицы. Система  страхования граждан от безработицы  значительно поднимает уровень  и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных  на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут  стремиться не только к получению  высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

    Учитывая  опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и  финансироваться работодателями и  работниками в соответствии со специальной  шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система  предполагает, что гарантии получения  определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются  как милость.

    Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

    Учитывая  опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются  усиление мер государственного регулирования  рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное  регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь  на создание и сохранение рабочих  мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы  должна стимулировать безработных  на поиск работы и трудоустройства.

    По  официальным данным, в экономике  нашей страны работают 4,5 млн. человек. Безработными зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 процента от всего занятого населения. Цифра  достаточно оптимистичная.

    В Беларуси уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.

    В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В самом деле, средний его размер составляет 47,6 тысячи рублей. Это значит, что безработный может тратить  в день примерно полторы тысячи. Чуть больше полудоллара. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д.

    Из-за относительно небольшого размера пособия  уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого  шага удерживает и то, что их могут  обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан  дает уровень безработицы менее  одного процента.

Информация о работе Задачи и функции биржи труда на современном этапе