Взаимосвязь налоговой системы и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздейсьвие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

Оглавление

Введение.
1.Система ценообразования.
2.Налоговая система.
3.Налоговая система и ее влияние на ценообразование.
4. Государственное регулирование в области налогообложения в РК.
Заключение .
Литература.

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами,  оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными  трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного  принципа заключается в том, что  существует, естественно, разница между  налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в  небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 5000 тенге. у лица получающего 50 тыс. тенге. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50  тенге. у человека с доходом в 500  тенге. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что  пока нет строгого научного подхода  в измерении чьей-либо возможности  платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социальной-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

        Применение  налогов  является  одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия.

 С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями

 При помощи  налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоговая система  и ее влияние на ценообразование

Система налогов влияет на цены, а те, в свою очередь, определяют размеры налогов. Чрезмерные налоги приводят к чрезмерным ценам в  самых разных отраслях и сферах экономики.

Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Ряд из них включается в состав себестоимости, некоторые уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, другие являются прямой надбавкой к цене.

Действующее в РК законодательство относит на себестоимость отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату  за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), плату за воду, отпускаемую из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна.

Перечисленные платежи и отчисления двояким образом связаны с  ценами. Во-первых, они, как и любые налоговые платежи, включаются в состав цены продукта, а во-вторых, выступают как цены соответствующих видов ресурсов. Например, плата за древесину, отпускаемую на корню (лесная подать), является ценой леса до его заготовки. Заготовленный (спиленный и вывезенный из лесосеки) лес имеет более высокую цену. Однако в ее состав в виде одной из материальных затрат включена лесная подать (попенная плата).

Ценовой характер этого платежа  подтверждает методика определения  ставок лесной подати. Величина этих ставок устанавливается на основе затрат на лесовосстановление, уход, защитные мероприятия и размеров лесосечного фонда. Попенную плату рассчитывают как среднюю величину путем суммирования затрат на единицу лесосечного фонда и прибыли, необходимой лесхозам для воспроизводственной деятельности. Затем попенная плата дифференцируется в зависимости от местонахождения лесосеки и качества древесины. Экономически обоснованная дифференциация лесных такс способствует более полному и рациональному использованию лесосечного фонда. Следовательно, лесные таксы могут как стимулировать, так и дестимулировать производство и потребление различных видов продукции лесной промышленности.

Плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем, как и лесная подать, является ценой за пользование водой, установленной законодательством РФ и взимаемой на всей территории страны. Она определяется на базе издержек на водоснабжение и нормальной прибыли водоснабжающих организаций.

Размер платы за воду, как правило, оказывает слабое влияние на издержки водопользователей. Это объясняется большим количеством потребителей воды, а также огромными водными ресурсами, что, естественно, приводит к снижению затрат на водоснабжение: в значительной степени этому способствуют и не слишком жесткие нормативы водопользования.

В перспективе перечисленные факторы  приведут к росту цены за пользование  водой. Особенно большое повышение  платы за воду будет осуществлено за счет установления значительно более  жестких нормативов пользования водой, прежде всего в водонедостаточных районах страны. Это объясняется тем, что цена за воду в пределах установленного норматива, утвержденная по определенной ставке, относится к издержкам производства, а при потреблении сверх установленного норматива размер ставки увеличивается в несколько раз. Платежи за сверхнормативное потребление воды относятся на прибыль. Таким образом, стимулируется рациональное водопользование и размещение водоемких производств.

Платежи за право пользования недрами  и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы образуют цены минерального сырья в недрах. Ставки этих платежей тесно связаны со стоимостью добытого сырья. Что касается метода их построения и изъятия, то он реализует стимулирующую функцию этих платежей.

Платежи за право на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых включают разовые платежи, которые уплачиваются на конкурсе или аукционе за лицензию, и платежи, регулярно уплачиваемые в течение всего периода проведения названных работ. Ставки регулярных платежей дифференцированы по их видам и имеют нижний и верхний пределы. Так, размеры регулярных платежей установлены для каждого месторождения с дифференциацией по видам полезных ископаемых, количеству и качеству запасов с учетом природно-географических и горно-технических условий. Кроме того, учитываются также оценка риска пользователя и рентабельность разработки местонахождения. Налоговые платежи за право на поиск, оценку и разведку полезных ископаемых незначительно увеличивают сметную стоимость указанных работ. Вместе с тем, стимулируя эффективное их проведение, они значительно влияют на стоимость фондов добывающего предприятия и в конечном счете на цену минерального сырья. Что касается платежей за право на добычу полезных ископаемых, то они установлены в зависимости от уровня цен на них, и по многим минеральным ресурсам эти платежи, особенно совместно с другими, оказывают значительное влияние на уровень цен сырья. Так, по благородным металлам (золото, серебро) только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учета потерь повышают цены на эти металлы почти на одну пятую часть.

Следует особо отметить, что взаимосвязь  рассматриваемых налоговых платежей и цен определяется и тем, что  многие из них являются по существу ценами соответствующих видов сырья в их природном виде. Они выполняют все функции, которые присущи ценам как экономические категории.

Платежи за право добычи минерального сырья, установленные с учетом потерь, стимулируют тем самым более  полное извлечение из недр полезных ископаемых. Такую же цель преследуют штрафные платежи (удвоение платежа и его возмещение за счет чистой прибыли) при потерях сверх установленного норматива. Указанные платежи дифференцированы по месторождениям. Это позволяет выравнивать уровень затрат, обусловленных природно-географическими факторами.

Следующим видом налоговых платежей, связанных с использованием природных  ресурсов, являются отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы. Эти платежи  пришли на смену ранее действовавшим  отчислениям на геолого-разведочные и геолого-поисковые работы. Ставки отчислений по этому виду платежа установлены от стоимости добываемого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых. Эти ставки широко дифференцированы и рассчитываются по определенной схеме.

Специфическим видом налоговых  платежей являются отчисления, которые  формируют внебюджетные фонды социальной защиты населения— Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости. Основная часть платежей в указанные фонды относится на такой элемент себестоимости, как отчисления на социальные нужды, и лишь незначительная их часть возмещается за счет заработной платы работников, также являющейся элементом себестоимости. Ставки этих платежей устанавливаются в процентах к сумме фонда оплаты труда. Начиная с 1 января 2001 г. три из четырех фондов (Фонд занятости, Фонд государственного социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) объединены в один фонд.

Общая сумма отчислений в четыре государственных внебюджетных фонда (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и занятости) составляла 38,5% от фонда оплаты труда до 1 января 2001 г.

Все платежи социального назначения и заработная плата, являясь ценой воспроизводства рабочей силы, участвуют в формировании себестоимости и таким образом взаимодействуют с ценами на продукты.

На себестоимость продукции  по статье «Прочие затраты» относятся  также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятий, которые учитываются в составе производственных фондов, часть отчислений в дорожные фонды, а также налог на рекламу, земельный налог, государственные и таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и некоторые другие.

Последний вид платежа, на котором  следует остановиться,— это налог  на имущество. Формально он возмещается  за счет финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. за счет прибыли. Но фактически он может быть отнесен к налогам, которые включаются в себестоимость продукции. Это мотивируется тем, что он уплачивается из прибыли, но до ее налогообложения.

Ставки этого налога определяются региональными администрациями. Однако с 1 января 1994 г. был установлен их предельный размер — 2% объема основных и оборотных фондов. Воздействие этого налога на структуру и уровень цен находится в прямой пропорциональной зависимости от фондоемкости производства.

Перечисленные выше налоги по-разному оказывают воздействие  на уровень и структуру себестоимости и цен по различным отраслям и предприятиям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных ресурсов, включаются в себестоимость предприятий добывающих отраслей. Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий налоги, как платежи на социальные нужды, налог на имущество и некоторые другие, по-разному оказывают влияние па уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью и фондоемкостью производств.

В целом же налоговые  платежи не оказывают существенного  воздействия на уровень и структуру цен по сравнению с налогом на прибыль, косвенными налогами в связи с тем, что их доля в формировании доходов бюджета не превышает 13—15%. Вместе с тем в структуре затрат и цен на продукцию предприятий добывающих отраслей они занимают значительный удельный вес.

Налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен, являются НДС, акцизы и налог на прибыль.

Воздействие налога на прибыль  на уровень и структуру цен  намного меньше, чем влияние НДС  и акцизов (по подакцизным товарам). Ставка НДС установлена в размере 18% (первоначальная ставка 1992 г. — 28%), а ставка налога на прибыль — в размере 24%. Однако ставка НДС определена по отношению к цене реализации, а ставка налога на прибыль — к прибыли, составляющей лишь часть цены.

Прибыль является той  частью произведенного национального  дохода, которая подвержена наибольшему  перераспределению. Она тесно взаимодействует  с уровнем себестоимости и  цены. В условиях рыночных отношений  каждое предприятие стремится ее максимизировать. Это достигается ростом объемов производства, сокращением себестоимости, повышением цен по мере повышения качества товаров. В российской экономике в условиях инфляции и монополизма производителей предприятия обеспечивают максимизацию прибыли в значительной степени за счет роста цен.

Информация о работе Взаимосвязь налоговой системы и ценообразования