Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;
дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;
раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ – ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...………………………………………..
5
1.1. Доходы населения: понятие, виды, источники……………………..
5
1.2. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)…………………………………………………………………………
9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………
13
2.1. Система выравнивания доходов населения.........................................
13
2.2. Направления и методы государственного регулирования доходов..
16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих задач будут способствовать [9, с. 21]:
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения в Республике Беларусь представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения (речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.
Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации [17].
Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.
Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.
Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс.
В Республике Беларусь для предотвращения бедности целесообразно [17]:
При принятии решений в области совершенствования государственной политики перераспределения доходов, главным образом, стоит в качестве ориентира выбрать подтвержденную многолетним опытом мировую практику, при этом не упуская из виду особенности политической, экономической и социальной сфер, а также историческое развитие данного государства.
Для эффективного формирования основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Для разрешения коллизии двух главных целей государственной политики перераспределения доходов, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер [3, с. 9]:
В целом при выборе пути регулирования перераспределения доходов государство должно учитывать негативные аспекты, связанные с государственным вмешательством в функционирование рыночной экономики, а именно [19, с. 37]:
С целью минимизации резких скачков в распределении доходов, в Республике Беларусь можно применить следующие методы для реализации и совершенствования государственной политики перераспределения доходов непосредственно в экономической и социальной сфере [16, с. 57]:
С этой целью создания необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного развития страны была разработана Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа и как следствие [4, с. 26]:
В Беларуси разрабатывается программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы. Программа предполагает пять основных приоритетов: развитие человеческого потенциала, создание новых рабочих мест, сбалансированное региональное развитие, повышение конкуренции и диверсификация экспорта [18].
Напоследок рассмотрим одно из важных событий 2015 года, которое выразилось в принятии закона "О тунеядстве" (Декрет Президента Республики Беларусь «О предупреждении социального иждивенчества»). Декрет подписан 2 апреля 2015 г. [14].
Граждане, не участвующие в финансировании бюджета полгода и более в истёкшем году, обязаны в следующем году оплатить налог на тунеядство в размере 20 базовых величин. Закон включается задним числом – он действует с 1 января 2015 года, налог должен быть уплачен в следующем году до 15 ноября.
Сумма налога уменьшается на размер выплаты в отчётном году налогов, то есть, если физическое лицо заплатило за 2015 год подоходный налог, то его размер отнимется из общей суммы к уплате (20 б. в.).
Исключения – инвалиды и недееспособные граждане, лица до 18 лет, мужчины по достижению 60 лет, женщины по достижению 55 лет, женщины, воспитывающие ребёнка до 7 лет или ребёнка-инвалида до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей.
Для упрощения взимания налога предусмотрена скидка в 10% тем, кто в период с 1 августа текущего года до 31 мая следующего года обратится в налоговые органы и уведомит их о своём тунеядстве. Обратившиеся сами должны будут уплатить налог не до 15 ноября года, следующего за отчётным, а до 1 июля. То есть за 2015 год надо заплатить либо 20 базовых величин до 15 ноября 2016 года, либо 20 базовых минус 10% до 1 июля 2016 (при самостоятельном обращении в налоговую инспекцию).
Уведомление об уплате налога будет приходить тунеядцам на дом (если не явятся в налоговую самостоятельно), штраф за неуплату 2-4 базовые величины или административный арест с привлечением к труду [14].
Таким образом, в Республике Беларусь обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, хоть и в небольшом объёме.
Реальная заработная плата в мае 2015 г. по сравнению с маем 2014 г. снизилась на 3,1 процента, а по сравнению с апрелем 2015 г. – увеличилась на 1,6 процента
Коэффициент Джини для Республики Беларусь составил 0,268 в 2009 году, что позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике колеблется в небольшом интервале.
Ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2015 года снизились на 4,2% к уровню I квартала 2014 года.
Информация о работе Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации