Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;
дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;
раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ – ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...………………………………………..
5
1.1. Доходы населения: понятие, виды, источники……………………..
5
1.2. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)…………………………………………………………………………
9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………
13
2.1. Система выравнивания доходов населения.........................................
13
2.2. Направления и методы государственного регулирования доходов..
16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния.
1.2 Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счет трех главных источников: заработная плата; доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); доходы в виде социальных выплат (пенсии, пособия по уходу за детьми, пособия по безработице и т.д.).
Естественно, что значимость этих источников для различных семей различна. Поэтому по размеру дохода все население можно подразделить на три крупные социальные группы:
В целях установления достоверной картины уровня жизни населения возникает необходимость определения доли населения, приходящейся на каждую группу.
В экономической литературе существуют разные методы определения уровня жизни и дифференциации населения по доходам.
Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. При этом Э. Энгель сделал вывод о том, что чем беднее семья, тем большая доля всех расходов выделяется для приобретения продуктов питания [10, с. 138].
Это положение вошло в экономическую теорию в виде «закона Энгеля». «Закон Энгеля» гласит: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на пищу снижается; на одежду, жилище, отопление и освещение мало меняется; на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
Отсюда следует, что при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. Многие последующие проверки выдвинутых Э. Энгелем положений показали их ограниченность.
Так, советский ученый, академик С.Г. Струмилин (1877-1974) на материалах пензенских бюджетов установил, что процент расходов на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом ее членов. Несмотря на это, некоторые зарубежные экономисты широко используют показатель доли расходов на питание для характеристики роста благосостояния населения в динамике.
Для характеристики степени дифференциации доходов по группам населения в экономической теории используется кривая Лоренца, названная по имени американского экономиста и статистика М. Лоренца (1876-1959). Она графически отображает неравномерность распределения совокупного дохода между различными группами населения. Для этого по методу Лоренца на графике по горизонтали откладываются процентные группы населения, а по вертикали – проценты дохода, получаемые этими группами. В результате образуется квадратура, в которой биссектриса ОЕ координатного угла отражает абсолютное равенство распределения всего дохода (рисунок) [8. с. 134].
Рисунок. Кривая Лоренца
Примечание – Источник: [8, с. 137]
М. Лоренц установил, что в экономических системах с равным распределением доходов 20% населения получают 20% всего дохода, 40% населения – 40% всего дохода, 60% населения – 60% всего дохода и т.д. В этом случае кривая Лоренца принимает вид прямой (линия абсолютного равенства).
Абсолютное неравенство характеризуется кривой OFE, означающей, что и 20%, и 40%, и 60% населения не получают никаких доходов, за исключением одного единственного, последнего в ряду OF человека, который присваивает 100% всего дохода.
В действительности фактические доходы соответствуют ломаной линии OABCDE – кривой Лоренца, или кривой распределения доходов. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.
Степень дифференциации в распределении доходов определяется с помощью коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965) [8, с. 136].
Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.
Наряду с коэффициентом Джини, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать предельно критическое соотношение 10:1.
Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям [8, с. 138]:
Таким образом, осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов.
Кривые Лоренца – это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
Индекс Джини – статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемый в странах с развитой рыночной экономикой.
Коэффициент Джини позволяет рассчитывать неравенство распределения доходов в стране. Его значения находятся в диапазоне от 0 до 1. Чем меньшее значение принимает индекс Джини, тем более равномерно распределяются доходы в государстве. И, наоборот, если этот индикатор стремится к единице, то большая часть доходов сконцентрирована в руках небольшой части населения.
Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Система выравнивания доходов населения
Одна из основных социальных проблем при переходе к рыночным отношениям – резкое расслоение и социально-имущественная дифференциация населения. Поэтому наряду с внедрением новых стимулов к труду и экономической деятельности, созданием системы экономической самозащиты политика распределения доходов должна включать меры по выравниванию стартовых возможностей и защите прежде всего малообеспеченных групп населения, а именно: освобождение доходов в пределах прожиточного минимума от налогов, предоставление льгот на период получения образования, на содержание недееспособных дома или в учреждениях социальной защиты, поощрение благотворительности и т.д.
В странах с рыночной экономикой уже в течение длительного времени осуществляется государственное регулирование, направленное на выравнивание материального положения различных доходных групп населения.
Политика выравнивания распределения доходов может быть преимущественно ориентирована на социальную поддержку низкодоходных групп населения либо на ограничение доходов высокодоходных групп. Лучше всего, когда такая политика органически сочетает в себе оба эти принципа и направлена на рациональную организацию системы налогообложения – социальные льготы [3, с. 8].
Регулирование должно начинаться на верхнем уровне и сводиться к достижению разумного баланса между требованиями экономического развития страны и социальными программами, к осуществлению которых должны привлекаться не только государственные, но и коммерческие и общественные организации.
Наиболее важным и универсальным средством преодоления бедности в развитых странах остаются механизмы перераспределения доходов и прежде всего действие системы «налогообложение – социальные льготы». Оптимизация системы налогообложения на основе исследования взаимозависимости «налогообложение – социальные льготы» позволяет нейтрализовать негативные последствия инфляции. Снижение налоговых ставок ведет, с одной стороны, к оживлению экономики, к росту доходов населения, но, с другой, если говорить о кратком периоде времени, – к неизбежному сокращению ресурсного обеспечения социальных программ и росту инфляции. Наоборот, увеличение налогов имеет своим следствием замедление экономического роста, сокращение доходов, но в то же время позволяет выделить дополнительные средства на расширение социальных программ и снизить уровень инфляции. «Социальные льготы» используются в качестве основного инструмента управления благосостоянием населения. Взгляды английских и других западноевропейских ученых на принципы построения системы «налогообложение – социальные льготы» хорошо отображены в разработанных ими различных экономико-математических моделях [15, с. 14].
В последние годы реформы в системе «налогообложение – социальные льготы» проводились в ряде стран. В 1985 г. Они прошли в США и Японии. В Великобритании в 1986 г. был принят так называемый Акт социального обеспечения, что вызвало серьезные изменения в положении определенных слоев населения.
Анализ эффекта применения системы «налогообложение – социальные льготы» к домашним хозяйствам США представлен в таблице 2.1 [15, с. 15].
Таблица 2.1. Эффект применения системы «налогообложение – социальные льготы» к домашним хозяйствам США по доходным квинтилям в 1990 г.
Доходный квинтиль |
Доход до выплаты налогов и трансферта |
Доход после уплаты налогов до получения трансфертов |
Доход после уплаты налогов и получения трансфертов |
Доля доходов (%) каждого квантиля в общей сумме доходов по всем хозяйствам: | |||
Низший |
1,1 |
1,4 |
6,5 |
Второй |
7,9 |
9,0 |
11,2 |
Третий |
15,5 |
16,4 |
16,1 |
Четвёртый |
24,7 |
25,2 |
23,2 |
Высший |
50,7 |
48,0 |
43,0 |
Средний доход (долл.) по отдельным квантилям: | |||
Низший |
2,096 |
2,045 |
10,904 |
Второй |
14,664 |
13,126 |
18,676 |
Третий |
28,836 |
24,102 |
27,017 |
Четвёртый |
45,836 |
36,991 |
38,780 |
Высший |
93,966 |
70,338 |
71,944 |
Коэффициент Джини |
0,490 |
0,463 |
0,384 |
Примечание – Источник: [15, с. 15]
Перераспределительный эффект налогов можно проследить, сравнивая данные, содержащиеся в третьей строке, с представленной выше информацией. Коэффициент концентрации доходов после исключения налогов снижается на 5,1%, в основном за счет уменьшения располагаемых доходов последней группы домохозяйств.
Информация о работе Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации