Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;
дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;
раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ – ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...………………………………………..
5
1.1. Доходы населения: понятие, виды, источники……………………..
5
1.2. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)…………………………………………………………………………
9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………
13
2.1. Система выравнивания доходов населения.........................................
13
2.2. Направления и методы государственного регулирования доходов..
16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Но наиболее высокую перераспределительную функцию выполняют в США социальные трансферты (также как и в Великобритании), о чем свидетельствуют данные, приведенные в четвертой строке таблицы. Доля денежных доходов, полученных двумя наименее обеспеченными квантильными группами после добавления социальных трансфертов, увеличилась на 5,9%, а коэффициент Джини сократился на 17% [15, с. 16].
На основании анализа данных Текущего обследования доходов за 1997 г. в докладе Бюро цензов делается важный вывод о том, что в США система государственных трансфертов оказывает более эффективное воздействие на сокращение неравенства в распределении доходов, чем налоговая система.
Таким образом, процесс выравнивания доходов и решение проблемы бедности осуществляется через проведение мер налоговой и социальной политики.
2.2 Направления и методы государственного регулирования доходов
Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов населения. Отношение к этому направлению социальной политики неоднозначно, сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравнивания доходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений населения.
К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства [6, с. 183].
Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.
Минимальная потребительская корзина в развитых странах представляет собой минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование семьи. Минимальный прожиточный минимум (ПМ) – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций. Так, признанная Международной Организацией Труда (МОТ) черта бедности в 2001 г. составила на одного человека 80 долл. в месяц, в США она составляет на семью из четырех человек 18,4 тыс. долл. в год. [6, с. 184].
Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10-15% и составляет 40-50% от средней заработной платы.
Индексация доходов представляет собой прирост зарплаты и социальных трансфертов в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов. В 1970-е годы профсоюзы в высокоразвитых странах добились индексации доходов, в т.ч. прироста номинальной заработной платы в соответствии с ростом уровня цен. В 1980-е годы от индексации в трудовых соглашениях отказались, так как рост зарплаты увеличивает издержки производства и, предприниматели, стремясь противостоять снижению своих прибылей, повышают цены, что приводит к новому витку инфляции. Государство для усиления трудовой мотивации и развития социального партнерства в сфере труда стало стимулировать распределение акций среди наемных работников за счет части прибыли фирмы.
Используя прогрессивное налогообложение, государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах "вилки" 16-65%, в Канаде – 14,4-51,3%, в США – 15-50% [6, с. 184].
Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.
Под социальным партнерством понимается согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5-2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.
Таким образом, политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
При социально ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача – не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача – уменьшить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации.
Он отражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. Этот коэффициент используется и в Республике Беларусь. Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в республике в 2004-2009 гг. равнялось 5,8; 5,4; 5,6; 5,9; 5,9; 5,6 раза соответственно, и это свидетельствует о том, что доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 2009 г. в 5,6 раза превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это соотношение ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике и равного 10 раз. Так, например, в Германии, Австрии, Франции оно составляет 5-7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза [2, с. 13].
Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини.
Для США и большинства развитых стран коэффициент Джини колеблется около 0,3 и практически не меняется в последние десятилетия.
В Республике Беларусь этот коэффициент составил 0,261 в 1995 г.; 0,270 – в 2005 г. и 0,268 – в 2009 г., что позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике колеблется в небольшом интервале.
Номинальные денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. увеличились на 11,7 процента при росте потребительских цен на 16,4 процента (таблица 3.1) [5].
Таблица 3.1. Денежные доходы населения в 2015 году
Сумма, млрд. рублей |
Темпы роста к соответствующему периоду предыдущего года, процентов | |||
номинальный |
реальный |
реальный располагаемый | ||
июнь |
39 868,9 |
137,2 |
116,3 |
|
январь-июнь |
203 655,3 |
145,3 |
120,1 |
119,8 |
июль |
38 194,5 |
136,9 |
116,5 |
|
январь-июль |
241 849,8 |
143,9 |
119,4 |
119,1 |
Примечание – Источник: [5]
Реальные денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. снизились на 4 процента, а в апреле по сравнению с апрелем 2014 г. – на 3,4 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. уменьшились на 4,2 процента при их увеличении в январе-апреле 2014 г. по сравнению с январем-апрелем 2013 г. на 7,0 процентов.
Основными источниками формирования денежных доходов населения выступали оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2015 г. составил 85,1 процента против 85,2 процента в январе-апреле 2014 г.
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-апреле 2015 г. составили 4,6 млн. рублей и уменьшились в реальном выражении по сравнению с январем-апрелем 2014 г. на 4,1 процента. Доля денежных доходов населения в ВВП в январе-апреле 2015 г. составила 69,4 процента против 72,0 процентов в январе-апреле 2014 г. В январе-мае 2015 г. номинальная начисленная средняя заработная плата работников составила 6 380,1 тыс. рублей, что в реальном выражении ниже уровня января-мая 2014 г. на 3,2 процента [5].
Реальная заработная плата в мае 2015 г. по сравнению с маем 2014 г. снизилась на 3,1 процента, а по сравнению с апрелем 2015 г. – увеличилась на 1,6 процента (таблица 3.2) [5].
Таблица 3.2. Среднемесячная заработная плата работников и пенсии в 2015 г.
Сумма, тыс. рублей |
Темпы роста, процентов | ||||
к соответствующему периоду предыдущего года |
к предыдущему месяцу | ||||
номинальный |
реальный |
номинальный |
реальный | ||
Заработная плата | |||||
апрель |
6536,1 |
111,4 |
96,5 |
100,8 |
99,9 |
январь-апрель |
6301,2 |
112,7 |
96,8 |
||
май |
6687,6 |
110,2 |
96,9 |
102,3 |
101,6 |
январь-май |
4 952,5 |
143,2 |
119,5 |
||
Пенсия | |||||
апрель |
2658,2 |
114,5 |
99,1 |
100,0 |
99,1 |
январь-апрель |
2656,7 |
114,5 |
98,4 |
||
май |
2659,8 |
114,1 |
100,4 |
100,1 |
99,4 |
январь-май |
2657,3 |
115,5 |
99,7 |
Примечание – Источник: [5]
В разрезе видов деятельности наибольший уровень среднемесячной начисленной заработной платы в январе-мае 2015 г. зафиксирован в деятельности, связанной с вычислительной техникой (25 263,6 тыс. рублей), а наименьший – в сфере социальных услуг (3 861,8 тыс. рублей). В промышленности уровень реальной заработной платы в январе-мае 2015 г. уменьшился по сравнению с январем-маем 2014 г. на 8,2 процента, в сельском хозяйстве – на 2,8 процента, организациях транспорта и связи – на 4 процента, строительстве – на 14,1 процента, торговле – на 4,5 процента, финансовой деятельности – на 1,3 процента. В сфере образования она увеличилась за этот период на 5,7 процента, здравоохранении – на 9,1 процента [5].
Начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-мае 2015 г. увеличилась по сравнению с январем-маем 2014 г. в реальном выражении на 5,7 процента и составила 5 130,1 тыс. рублей, а в мае – 5 395,2 тыс. рублей, что больше чем в апреле 2015 г. на 2 процента.
В мае 2015 г., при среднем республиканском уровне заработной платы чуть более 6,6 млн. рублей, 35,5 процента работников юридических лиц республики получали заработную плату ниже 5 млн. рублей. При этом у 10,2 процента работников заработная плата была менее 4 млн. рублей
В региональном разрезе в январе-мае 2015 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы выше республиканского уровня зафиксирован только в г. Минске.
Средний размер пособия на одного безработного в мае 2015 г. составил 228,9 тыс. рублей, или 15,4 процента от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [5].
Потребительские расходы населения на покупку товаров, включая расходы на общественное питание, в январе-мае 2015 г. составили 140,8 трлн. рублей. Доля расходов на покупку товаров в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2015 г. составила 59,5 процента, что выше аналогичного показателя января-апреля 2014 г. на 1,6 процентного пункта.
Сбережения населения в банковских вкладах в национальной валюте за январь-апрель 2015 г. увеличились на 8,8 трлн. рублей, что составило 5 процентов от суммы денежных доходов населения против 4,9 процента в январе-апреле 2014 г., а валютные сбережения снизились 13,1 млн. долларов США.
Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), в качестве обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
Размер прожиточного минимума в 2015 году в Беларуси представлен в таблице 3.3 [1]
Таблица 3.3. Размер бюджета прожиточного минимума в 2015 году в Беларуси, руб.
Информация о работе Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации