Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;
дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;
раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ – ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...………………………………………..

5
1.1. Доходы населения: понятие, виды, источники……………………..
5
1.2. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)…………………………………………………………………………

9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………

13
2.1. Система выравнивания доходов населения.........................................
13
2.2. Направления и методы государственного регулирования доходов..
16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..


18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

kursach_deni.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Период действия

В среднем на душу населения

Для тру- доспособного населения

Для

пенсионеров

Для

студентов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей от 3 до 6 лет

С 1 февраля по 30 апреля

2015

1 428 100

1 549 790

1 095 070

1 386 490

1 586 840

1 292 070

С 1 мая по 31 июля 2015

1 474 870

1 627 600

1 126 180

1 427 860

1 623 670

1 322 490

С 1 августа по 31 октября 2015

1 569 130

1 719 890

1 193 160

1 521 300

1 718 010

1 403 260


Примечание – Источник: [1]

 

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2015 году по статьям расходов имеет следующий вид [1]:

  • продукты питания – 55,7%;
  • плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 8,5%;
  • предметы гардероба – 21,1%;
  • бытовые и транспортные услуги – 5,0%;
  • товары бытового и хозяйственного назначения – 5,0%;
  • взносы и платежи – 2,1%;
  • предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,6%.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народно-хозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В Беларуси установлены минимальные потребительские бюджеты на период  с 1 августа по 31 октября 2015 г. Постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.07.2015 №46 "О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава".

В средних ценах июня 2015 г. минимальные потребительские бюджеты в расчете на месяц составляют [13]:

  • трудоспособное население – 3 138 670 руб. (ранее – 3 025 470 руб.);
  • пенсионеры – 2 449 680 руб. (ранее – 2 357 870 руб.);
  • студенты – 2 353 500 руб. (ранее – 2 272 960 руб.);
  • дети в возрасте до 3 лет – 1 938 020 руб. (ранее – 1 874 870 руб.);
  • дети в возрасте от 3 до 6 лет – 2 631 350 руб. (ранее – 2 514 240 руб.);
  • дети в возрасте от 6 до 18 лет – 2 668 430 руб. (ранее – 2 566 200 руб.);
  • семья из четырех человек – 2 435 480 руб. (ранее – 2 347 270 руб.);
  • молодая семья из трех человек – 2 674 040 руб. (ранее – 2 572 040 руб.).

В целом ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в  I квартале 2015 года снизились на 4,2% к  уровню I квартала 2014 года. В общем объеме денежных доходов оплата труда занимает 61,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 9,1%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 23,8%, доходы от собственности и прочие доходы – 5,5%. 

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать [12]:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
  • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
  • повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
  • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
  • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
  • снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
  • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо [12]:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается [12]:

  • повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  • рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
  • увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2005 г. до 39-40 % в 2020 г.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы – повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. В Республике Беларусь предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих) [7, с. 59]:

  • первый – пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;
  • второй – обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);
  • третий – дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

На ближайшие годы намечено [7, с. 60]:

  • проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  • развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
  • совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  • обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Информация о работе Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации