Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;
дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;
раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ – ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………………...………………………………………..
5
1.1. Доходы населения: понятие, виды, источники……………………..
5
1.2. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)…………………………………………………………………………
9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………
13
2.1. Система выравнивания доходов населения.........................................
13
2.2. Направления и методы государственного регулирования доходов..
16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Период действия |
В среднем на душу населения |
Для тру- доспособного населения |
Для пенсионеров |
Для студентов |
Для детей от 6 до 18 лет |
Для детей от 3 до 6 лет |
С 1 февраля по 30 апреля 2015 |
1 428 100 |
1 549 790 |
1 095 070 |
1 386 490 |
1 586 840 |
1 292 070 |
С 1 мая по 31 июля 2015 |
1 474 870 |
1 627 600 |
1 126 180 |
1 427 860 |
1 623 670 |
1 322 490 |
С 1 августа по 31 октября 2015 |
1 569 130 |
1 719 890 |
1 193 160 |
1 521 300 |
1 718 010 |
1 403 260 |
Примечание – Источник: [1]
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2015 году по статьям расходов имеет следующий вид [1]:
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народно-хозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
В Беларуси установлены минимальные потребительские бюджеты на период с 1 августа по 31 октября 2015 г. Постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.07.2015 №46 "О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава".
В средних ценах июня 2015 г. минимальные потребительские бюджеты в расчете на месяц составляют [13]:
В целом ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2015 года снизились на 4,2% к уровню I квартала 2014 года. В общем объеме денежных доходов оплата труда занимает 61,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 9,1%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 23,8%, доходы от собственности и прочие доходы – 5,5%.
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.
Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.
Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать [12]:
Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо [12]:
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается [12]:
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
Основная цель реформирования пенсионной системы – повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. В Республике Беларусь предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.
В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих) [7, с. 59]:
На ближайшие годы намечено [7, с. 60]:
В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Информация о работе Выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации