Выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:49, доклад

Краткое описание

Закономерности экономического развития на современном этапе, которые еще предстоит выявить, исследовать и учитывать их при определении способов достижения стратегических целей, обусловливают необходимость активизации хозяйственной деятельности таких экономических субъектов в сфере промышленного предпринимательства, которые способны решать стратегические задачи, стоящие перед экономикой, выбирать наиболее рациональные формы организации бизнеса, варианты стратегии развития и технической политики, с помощью которой оно осуществляется.
Для российской экономики особую важность приобрела проблема стратегического планирования и управления промышленными предприятиями, которая требует своего решения как в методологическом, так и в практических аспектах.

Оглавление

Введение
1.Экономическая сущность стратегической промышленной политики……………2
2.Стратегическая промышленная политика олигополистических предприятий на примере ОАО « Холдинговая компания Ак Барс»………………………………........4
3.Задачи и афоризмы…………………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

проект ЭОР доделан.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Экономическая сущность стратегической  промышленной политики……………2

2.Стратегическая промышленная  политика  олигополистических предприятий  на примере ОАО « Холдинговая компания Ак Барс»………………………………........4

3.Задачи и афоризмы…………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

        В настоящее время для России необходимость правильного выбора стратегических альтернатив социально-экономического развития приобретает особую актуальность. Результаты статистических наблюдений, заявления руководителей высших эшелонов власти страны по поводу перспектив развития экономики свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем для российской экономики важнейшими стратегическими целями являются преодоление финансово-экономического кризиса и устранение его последствий с помощью ускорения процессов экономического развития и, в первую очередь, процессов модернизации и инновационного развития сферы промышленного производства. Закономерности экономического развития на современном этапе, которые еще предстоит выявить, исследовать и учитывать их при определении способов достижения стратегических целей, обусловливают необходимость активизации хозяйственной деятельности таких экономических субъектов в сфере промышленного предпринимательства, которые способны решать стратегические задачи, стоящие перед экономикой, выбирать наиболее рациональные формы организации бизнеса, варианты стратегии развития и технической политики, с помощью которой оно осуществляется.

      Для российской экономики особую важность приобрела проблема стратегического планирования и управления промышленными предприятиями, которая требует своего решения как в методологическом, так и в практических аспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая сущность стратегической промышленной политики, понятие миссия предприятия и выявление целей

 

       Для российской экономики особую важность приобрела проблема стратегического планирования и управления промышленными предприятиями, которая требует своего решения как в методологическом, так и в практических аспектах. Стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». В других определениях содержится требование экономичности планируемых программ действий: «стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого риска». А.Н. Петров, обобщая существующие определения стратегии предприятия, отмечает: «В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три основных вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?» [2, т. 1, с. 5].

      По мнению исследователей теории стратегического менеджмента, процесс реализации стратегии содержит два этапа:

- процесс стратегического планирования, то есть выработка стратегий, начиная базовой стратегией и  заканчивая функциональными проектами (программами); 6

- процесс стратегического управления  – реализация определенной стратегии  во времени, а также переформулирование стратегии в случае возникновения новых обстоятельств.

      В научной литературе приводится «универсальная» концептуальная модель разработки стратегии развития предприятия, содержащая следующие этапы:

1. Проведение стратегического анализа: а) внешней среды; б) ресурсного потенциала предприятия.

2. Определение политики предприятия (целеполагание).

3. Формулирование стратегии и выбор альтернатив: а) определение базовой стратегии; б) определение стратегических альтернатив.

4. Формулирование функциональных стратегий: а) стратегии маркетинга; б) финансовой стратегии; в) стратегии НИОКР; г) стратегии производства; д) социальной стратегии; е) стратегии организационных изменений; ж) экологической стратегии.

5. Разработка продуктовых стратегий (программ) производственных (линейных) подразделений.

6. Осуществление контроля за  выполнением стратегии и ее экономической оценки. Место и роль промышленной политики в стратегии развития предприятия можно определить по аналогии с высказыванием академика Л. Абалкина: «Долгосрочная стратегия немыслима без четко обозначенной промышленной политики. Но пока нет стратегии, невозможно выстроить и промышленную политику, представляющую собой составную часть стратегии» [4, c. 38].

 

Выделяют четыре фактора, влияющих на стратегическую промышленную политику организации: Во-первых, при формировании стратегии развития промышленного предприятия на этапе стратегического анализа основное внимание уделяется влиянию циклических изменений внешней рыночной среды.

Во-вторых, при определении системы целей и стратегических альтернатив развития промышленных предприятий следует учитывать результаты стратегического анализа отдельных этапов экономического цикла внешней среды и жизненных циклов самих предприятий, корректирующих количественные и качественные характеристики целей. В-третьих, наряду со стратегическим анализом и определением целей развития промышленного предприятия, экономическая оценка реализации стратегии является такой же обязательной процедурой при формировании стратегии. Сопоставление совокупного результата реализации стратегии и совокупных затрат, обусловивших достижение этого результата.В-четвертых, на выбор стратегических альтернатив развития промышленных предприятий, внедряющих различные варианты модернизации производства и инноваций, определяющее влияние оказывает состояние внешней рыночной среды.

    Цели на отдельных этапах жизненного цикла предприятия должны переформулироваться в соответствии с результатами стратегического анализа внешней окружающей среды и внутренних возможностей предприятия.

Каждая цель достигается решением задач, входящих в стратегическую альтернативу, которая определяется на этапе стратегического выбора.

      Процесс целеполагания можно условно разделить на два основных этапа: определение миссии предприятия и определение собственно целей развития предприятия. Для отечественных предприятий понятие «миссия предприятия» является качественно новым, поскольку в доперестроечный период цели предприятия задавались органами планирования и управления более высоких уровней. Миссия предприятия представляет собой результат исследования и определение его назначения, «философии существования», позволяющий осуществлять многосторонний подход к процедуре целеполагания и формированию системы целей развития.

      Миссия предприятия в концентрированном виде отражает его экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри предприятия как структурированной организации, подбора и расстановки кадров, формирования соответствующего имиджа.

    Существует 2 вида стратегического планирования:

  • Стратегия диверсификационного развития промышленного предприятия
  • Стратегия осуществления производства новой продукции предприятиями развивающейся отрасли[1, гл.2- 2.1]. 

     Концепция стратегии функционирования гибких производственных систем, которые в составе промышленных предприятий осуществляют диверсифицированное производство, или, иначе говоря, производят широкую номенклатуру продукции малых и средних серий в условиях устойчивой, сбалансированной внешней рыночной среды, имеет следующее содержание. Равновесие рыночной хозяйственной среды определяется высоким уровнем сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения. В условиях сбалансированного рынка экономической основой стратегии производства и реализации продукции промышленных предприятий является цена на производимую продукцию, формирующаяся под конкурентным воздействием спроса и предложения. Цена – центральный элемент, вокруг которого организуются все другие элементы экономической системы предприятий, а также – основной ориентир, определяющий целесообразность внедрения промышленными предприятиями новых средств производства и инновационных технологий, способных гибко реагировать на производственной стадии на изменения рыночной ситуации во внешней среде.

           В условиях сбалансированного рынка, при наличии большого числа конкурирующих между собой производителей широкой номенклатуры промышленной продукции сходного потребительского назначения, а также покупателей этой продукции, имеющих возможность осуществлять свои потребительские предпочтения, происходит изменение приоритетов в системе «производство – потребление» в сторону потребления. Производитель ориентируется на рынок и, таким образом, продукция должна быть произведена и готова к реализации в тот момент, в том количестве и по той цене, которые диктуются рынком. Вместе с тем, изменение рыночной конъюнктуры побуждает производителя иметь в наличии определенный незадействованный производственный потенциал, который понадобился бы для выполнения будущего конкретного заказа, характер и размер которого точно неизвестны, неизвестно также и необходимое сочетание производственных ресурсов, требующихся для его выполнения.

Вместе с тем, существование значительных размеров незадействованных производственных мощностей, необходимых для компенсации конъюнктурных колебаний, ослабляет способность к функционированию системы «производство – потребление» в целом. Таким образом, важнейшее значение в увязке и балансировке процессов производства и потребления приобретают финансовые, экономические и управленческие меры, усилия науки и техники, направленные на согласование движения потока продукции на всех этапах от ее производства до реализации на рынке и конечного потребления.

В системе мер по обеспечению эффективности производства в условиях рынка должно занимать применение промышленными предприятиями научно-технических инноваций, среди которых важное место занимают гибкие производственные системы, так они, в силу своих особенностей, способны легко адаптироваться к неожиданным изменениям рыночной среды. В современных условиях гибкие производственные системы являются одним из основных элементов системы производительных сил

     В отличие от стратегии развития промышленных предприятий, реализуемой в условиях устойчивой рыночной среды, стратегия развития промышленных предприятий, производящих новую продукцию и являющихся составной частью развивающейся отрасли, или функционирующих в период начала роста экономической активности окружающей рыночной среды, имеет существенные качественные особенности.

    Видный ученый-экономист Й. Шумпетер уделял большое внимание методологии этого вопроса. В книге «Теория экономического развития» [6] он рассматривает важные особенности разработанной им теории цикла конъюнктуры, которые следует учитывать при определении организационноэкономических условий, характерных для начала роста экономической активности рынка и разработке концепции стратегии производства новой продукции промышленными предприятиями и их предпринимательскими объединениями.

    На этапе начала экономического роста массовые капиталовложения и появление новых предприятий и их корпоративных объединений определяются в значительной степени тем, что подъему предшествует период застоя, создающий благоприятные условия для капиталовложений.

    Методологический подход Й. Шумпетера может быть применен для объяснения побудительных мотивов и возможности производства новой продукции как элемента «новых комбинаций» факторов производства в период перехода к следующему этапу экономического развития – этапу экономического роста. Методологический подход предполагает различие между теорией «изменений траектории свершения кругооборота, теорией перехода народного хозяйства от заданного на каждый момент времени центра тяготения к другому…» и теорией «… самого кругооборота» [6, c. 157].

      В современных условиях актуальной проблемой является оценка итогов реализации стратегии развития промышленных предприятий, характеризующих уровень эффективности практического использования на предприятиях системы стратегического менеджмента. Уровень реализации стратегии определяется результатами деятельности предприятия, выполняющего целевые установки стратегического плана, поэтому в основе оценки реализации стратегии лежит использование методов определения экономической эффективности деятельности предприятия в период действия стратегического плана с применением стоимостных показателей.

     Оценка экономической эффективности промышленных предприятий, их инновационных объединений как современной формы корпоративных бизнес-объединений должна основываться, во-первых, на общем подходе, применяемом к оценке экономической эффективности всех форм предпри-нимательских образований в реальном секторе экономики, а, во-вторых, учитывать особенности получения экономического эффекта, достигаемые за счет модернизации производства и внедрения научно-технических и органи-зационно-управленческих инноваций, проводимых в рамках стратегии раз-вития.

     В соответствии с единым подходом, экономическая эффективность промышленного предприятия или инновационного объединения определяется соотношением совокупного результата от производственно-хозяйственной деятельности предприятия за весь период его существования (или планируемый период) к совокупным затратам, обеспечившим получение этого результата.             Особым источником дополнительного экономического эффекта функционирования является обретение промышленным предприятием конкурентных преимуществ, позволяющих занимать более выгодные стратегические позиции в рыночной среде. Конкурентные преимущества формируются во внешней деловой окружающей рыночной среде и внутри предприятия за счет комплексного и эффективного использования всех возможностей имеющегося потенциала.

Информация о работе Выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития