Волны эмиграции из России и стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:54, контрольная работа

Краткое описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     По  данным Росстата, из России в последние  месяцы уезжали на постоянное место  жительства за рубеж в среднем  около четырех тыс. человек. Статистика не отражает действительности, так как подавляющее большинство уехавших не отказываются от российского гражданства и сохраняют за собой жилье и регистрацию.

     

     

2 Миграционные процессы в России 

     Миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2008 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2/5 всех внутренних мигрантов в России.

     Миграции  активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние  на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в  городах только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки — Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.

     

     Миграционные  процессы характеризуются рядом  количественных показателей: числом прибывших  в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше — сократится.

     Географическое  изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.

     Исходной  информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные  статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

     Согласно  данным статистики, за последние 10—12 лет, миграционные процессы в России характеризуются  следующими особенностями:

— масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются, общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза — с 6,3 млн в 2001 до 2,4 млн человек в 2008 г.;

— доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65% до почти 90%;

— в  составе мигрантов преобладает  население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3/4 от общего их числа (Приложение 1 – рисунок 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

— количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность  выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;

— во внешнем  миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 2001—2008 гг. получила свыше 4 млн человек;

— на фоне сокращения перемещений населения  на постоянное место жительства заметно  возросли потоки временных внешних  миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок  по частным приглашениям (Приложение 1 – рисунок 3 и 4).

     В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад. Страна четко поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

     Во-первых, численность регистрируемой безработицы в России, по состоянию на 22 апреля 2009 года, составляет 2 млн. 280 тыс. человек, или 3% от экономически активного населения».  Все они имеют право на социальные пособия, которые предоставляет государство, если человек оказался безработным и зарегистрировался по этому поводу. Они также имеют право не только на социальные пособия, но и на доступ к активным программам занятости: переобучению, общественным работам и т.п.

     

     Второй показатель определяется по методологии Международной организации труда (МОТ). Он базируется не на том, сколько зарегистрировано человек в органах службы занятости, а на результатах опросов населения. Общая безработица в России в среднегодовом исчислении составляет 7,8 млн. человек в 2009 году, а регистрируемая безработица составляет 2,2-2,8 млн. человек. «В последнее время темпы прироста регистрируемой безработицы серьезно сократились, порядка 1,5% в неделю.

     Необходимо  также отметить, что многие СМИ  высказывают опасения, что предстоящие массовые увольнения работников, в том числе и трудовых мигрантов, могут  усилить и без того криминогенную обстановку в стране.

     Что касается сокращения численности работающих, то финансовый кризис волнообразно накрывает  разные сектора экономики. Первым под эту волну попал банковский сектор, понесший на данный момент наибольшие потери.

     Трудовая  миграция в Россию на временной, возвратной основе  является наиболее масштабным и динамичным миграционным потоком. Она стабильно росла на протяжении всего последнего десятилетия (Приложение 1 – рисунок 5).

     Миграция  для России становится все более  значимым фактором демографического, социально-экономического и культурного  развития страны. В ближайшие десятилетия  значение миграции еще более усилится. Согласно среднему варианту прогноза Росстата сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 году, к 2015 году достигнет примерно 8 млн. человек, а к 2025 - 14 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период 2011-2017 годов, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов.

     

     

3 Проблемы использования иностранной  рабочей силы в России 

     Политика  России по отношению к иностранным  работникам направлена на защиту национального  рынка труда. Основной принцип —  приоритетное право российских граждан  на трудоустройство. Отсутствует стимулирование притока определенных категорий специалистов. Механизм миграционной политики России фактически не влияет на целевую направленность потоков иностранной рабочей силы, не предопределяет их распределение на территории страны. В целом же возможности России как страны-импортера рабочей силы зависят от соответствия спроса и предложения на ее рынке труда.

     Крупные города и густонаселенные регионы  России наводнены мигрантами, что  в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

             Особой проблемой для многих  стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов:  нелегальный въезд, нелегальное  пребывание и нелегальная занятость.  В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50,% да и те в основном фальшивые.

     

     Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся в России под видом иммигрантов. За последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов. Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов.    Все это порождает массу проблем для власти и общества.

     Наша страна страдает от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Прогноз на будущее тоже не утешителен по подсчетам Госкомстата РФ, после 2007 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит  за 10 лет 14%.

     

       Для России с ее гигантской  территорией и бескрайними просторами  вопрос демографической стабильности  для обеспечения целостности  государства и национальной безопасности  особенно актуален.  У  наших  дальневосточных  соседей,  которые  имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для  организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

         Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер:

     1) укрепление контрольно-визовой службы  на границе для пресечения  нелегальной миграции;

      2) создание нормальных социально-экономических  условий для местного населения; 

     3) массовое привлечение эмигрантов  из стран СНГ в этот регион  с перспективой  трудоустройства  и получения российского гражданства; 

            Все это должно способствовать решению следующих задач:

     — заселению пустующих земель и  защите их от миграционной экспансии  со стороны стран Юго-Восточной  Азии;

     — ослаблению миграционных потоков в  центральные густонаселенные и  южные регионы страны;

     — уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

     

     Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего  миграционного законодательства и  слабость официальных структур, занимающихся  вопросами учета и обеспечения  занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным миграционной службы, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем.  В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на  торговых рынках.        

Информация о работе Волны эмиграции из России и стран СНГ