Внутрифирменное планирование, как важнейшая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование.docx

— 56.20 Кб (Скачать)

     Однако  все вариации не затрагивают стратегических идей и взглядов на будущее. В главном  все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.

     Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:

     • лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;

     • дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;

     • фокусирование – концентрация на конкретном участке рынка.

     В зависимости от своего положения  на рынке компания может принимать  одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.

     Используются  и другие стратегии.

     В завершение следует отметить, что  главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны  высших руководителей и привлечение  к выработке и реализации стратегий  широкого круга сотрудников.

 

  1. Тактическое планирование
 
     
    1. Понятие, назначение, основные этапы тактического планирования
 

     В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегулирующимся планом.

     Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

     Показатели  тактических и оперативных планов составляют основу для разработки стратегического плана на высшем уровне управления.

     Текущее планирование в рамках производственных отделений стало повседневной работой всех его функциональных подразделений. Оно позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

     В производственном отделении разрабатываются  отдельно план производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план.

     Финансовый  план обобщает итоги трех других видов  плана. Согласованность планов достигается  через систему финансирования, распределения  производственных мощностей и персонала.

     Во  многих фирмах планирование ведется  методом "от затрат к выпуску": сначала устанавливается, какими ресурсами  может располагать фирма, а потом на основе этих данных определяется стратегия "продукт-рынок".

     Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой промышленности, - сложное и капиталоемкое; его  развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относительно стабильных рыночных условий, в частности, цен.

     Планирование  тесно увязывает все звенья производственного  процесса, в особенности там, где  производство основано на сборке готового продукта из огромного числа различных  компонентов.

     У каждой компании имеются свои специфические  особенности планирования: по видам  планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам разрабатываемых  планов и др.

     В качестве примера можно привести американские и японские автомобильные  компании. Производственное планирование в автомобильных компаниях крайне детализировано, все подсистемы в  нем тесно увязаны на базе использования  ЭВМ.

     В компаниях США производственные планы предусматривают не только внутрикорпорационные поставки компонентов, но и закупки у специализированных поставщиков. Это предполагает наличие значительных планируемых запасов компонентов у сборочных заводов.

     В японских автомобильных компаниях, где планирование является всеобъемлющим, производственные системы тесно  увязаны в рамках планирования с  управлением в материнской компании, причем так, чтобы нужные детали поступали  синхронно в нужное место и  в должное время, практически  исключая наличие запасов. Например, в фирме "Тоёта" это достигается  благодаря детальному планированию всего производственного процесса на три года, полгода и три месяца в рамках всей группы, в которую  входят поставщики компонентов. Как  правило, детали обозначаются номерами заводов, которые одинаковы для всех идентичных изделий и поступают не на склад, а непосредственно на завод, строго на основе заказа.

     Планирование  в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.

 

     Заключение 

     Планирование  — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

     Планирование  является органической составной частью предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности и размера  предприятия, неотъемлемым фактором существования  предприятия. Оно формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля. На основе планирования осуществляется связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем.

     С конкретно-управленческой точки зрения планирование можно определить, как  способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач на основе оптимизации  управленческих решений. Оно помогает ответить на такие важные вопросы, как  место нахождения; где находится  организация в настоящее время (экономическая позиция организации); каковы результаты и условия ее деятельности; как и при помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели организации. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения  совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации  привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов  и их оценка с точки зрения плановых показателей.

 

     Список  используемой литературы: 

  1. Казначевская  Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. – Мн: НПЖ «ФУА», ЗАО «Эканомпресс», 2000
  3. Мескон М.Х. и др.Основы менеджмента: Уч. – Москва: Дело, 2004
  4. Менеджмент / справочник. – М: ИКЦ «Март», 2003
  5. Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2000
  6. Чумак Т.Г. Методы управления предприятием: Лекции. – Волгоград, 2003

Информация о работе Внутрифирменное планирование, как важнейшая функция управления