Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:32, курсовая работа
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
В
системе долгосрочного
Системы долгосрочного планирования применяются в 70- 80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом:
• выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития;
• одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;
• высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом "снизу вверх".
Цели |
Бюджеты |
Программы |
Планы прибыли | |||
Контроль за выполнением |
Схема
долгосрочного планирования
Цель стратегического планирования - дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
В основу при разработке стратегического плана кладется:
• анализ перспектив развития фирмы, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
• анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого - определить, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
• выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
• анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.
Как
видно из схемы, перспективы и
цели связаны между собой для
выработки стратегии. Текущие программы
ориентируют оперативные
Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный
план обычно содержит количественные
показатели, в том числе и в
отношении распределения
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Оперативные
планы реализуются через
Бюджет
фирмы представляет собой выражение
оперативного плана в денежных единицах;
он как бы увязывает оперативный
и финансовый планы, давая возможность
предвидеть конечный результат деятельности,
т.е. размеры и норму прибыли. Составлением
бюджетов занимаются обычно различные
службы или специальные секторы.
Особые комитеты, состоящие из высших
администраторов, рассматривают уже
готовый бюджет. Глава фирмы утверждает
бюджет и несет ответственность
за эффективность методов по его
разработке. Основу бюджета составляет
прогноз продаж и исчисление издержек
производства. На основе прогноза продаж
составляются планы производства, снабжения,
запасов, научных исследований, капитальных
инвестиций, финансирования, денежных
поступлений. Бюджет фирмы охватывает
все стороны ее деятельности и
базируется на оперативных планах отделений
и предприятии фирмы, поэтому
он служит также средством координации
работы всех звеньев фирмы.
Методологическая
особенность планирования в рамках
ТНК состоит в широком
Таким
образом, в разрабатываемых фирмами
планах как стратегических, так и
текущих формируются основные задачи
хозяйственной политики на определенный
период и конкретные пути их решения:
определяются необходимые для этого
материальные и финансовые средства,
а также методы их наиболее эффективного
использования с учетом складывающихся
условий в международном
Организационно
процесс централизованного
Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство ТНК должно располагать данными о состоянии и развитии каждого конкретного рынка и каждого отдельного продукта на рынке.
Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.
Аппарат,
осуществляющий внутрифирменное планирование,
включает функциональные подразделения
на разных уровнях управления. Высшее
звено системы планирования составляют
комитеты при совете директоров. В
некоторых компаниях - это плановые
комитеты, в других - комитеты развития
или центральные управления развития.
В них, как правило, входят представители
высшего руководства фирмы, которые
подготавливают решения по наиболее
важным проблемам стратегии и
политики фирмы, выполняют технические,
координационные и
Следующее звено аппарата планирования - центральная служба планирования, в функции которой входят разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными отделениями или дочерними компаниями, корректировка и уточнение плановых показателей, и контроль за их выполнением. Она составляет формы плановой документации, консультирует высшее руководство по вопросам планирования. Центральная служба планирования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими подразделениями, а также со службами планирования в производственных отделениях, получая от них всю информацию, необходимую для разработки планов.
Центральные
службы планирования имеются практически
во всех крупных компаниях. Однако организационно
и структурно центральная служба
может быть построена по-разному
и отличаться по характеру выполняемых
функций. В некоторых компаниях
функции центральной службы планирования
выполняют отделы планирования, находящиеся
в составе других центральных
служб. В производственных отделениях
аппарат планирования представлен
отделом планирования, в функции
которого входит составление месячных,
квартальных, полугодовых и годовых,
сводных и текущих
Информация о работе Внутрифирменное планирование, как важнейшая функция управления