Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:15, доклад
Основные принципы и процедуры организации системы контроля качества аудита, обзорных проверок отчетной финансовой информации и других заданий по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам устанавливает международный стандарт по контролю качества 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам».
описание проведенных процедур мониторинга;
выводы, сделанные на основании проведенных процедур;
описание систематических, повторяющихся или других значительных недостатков, действия, предпринятые по их устранению или исправлению.
Жалобы, обвинения
Аудиторская фирма должна разработать политику и процедуры, предназначенные для обеспечения разумной уверенности в том, что принимаются соответствующие меры:
а) по жалобам и обвинениям в том, что выполняемая работа не соответствует профессиональным стандартам, требованиям законодательных и нормативных актов;
б) по обвинениям в том, что не соблюдаются требования системы контроля качества аудиторской фирмы.
Жалобы и обвинения могут быть предъявлены как со стороны персонала аудиторской фирмы, так и со стороны клиентов и третьих лиц.
Надзор за расследованием жалоб и обвинений возлагается на партнера фирмы, который обладает достаточным и соответствующим опытом и полномочиями и не принимал участия в выполнении этого задания. При необходимости к расследованию может быть привлечен консультант по правовым вопросам.
Если результаты расследования свидетельствуют о недостатках в разработке или функционировании политики и процедур контроля качества фирмы или о несоблюдении требований внутрифирменной системы контроля качества отдельными лицами, следует предпринять соответствующие действия.
Документирование. Форма и содержание документации зависят от:
размера фирмы и количества офисов;
уровня полномочий персонала и работников офисов;
характера и уровня сложности практической деятельности фирмы и ее организационной структуры.
Сроки хранения документации определяются или на основании временных ограничений, устанавливаемых процедурами внутреннего мониторинга, или в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.
2.4 Контроль качества отдельного аудиторского задания
Порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания регламентирует международный стандарт аудита № 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации».
Согласно требованиям стандарта обязанности по реализации процедур контроля качества в ходе выполнения каждой аудиторской проверки возлагаются на членов аудиторской группы.
В обязанности членов аудиторской группы также входят:
предоставление информации о соблюдении требования независимости;
следование внутрифирменной системе контроля качества (в отношении навыков и компетентности персонала, независимости, принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним, соблюдения требований законодательных и нормативных актов).
Процедуры контроля качества должны применяться при:
руководстве выполнением задания;
принятии клиента и продолжении сотрудничества с ним, а также при выполнении конкретных аудиторских заданий;
назначении аудиторской группы на выполнение задания;
выполнении задания;
мониторинге выполнения аудиторского задания.
Ответственность руководства за качество выполнения аудиторских заданий.
Всю ответственность за качество аудиторского задания несет соответствующий партнер. В этом контексте партнер должен требовать от членов аудиторской группы:
а) выполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов;
б) следования внутрифирменным политике и процедурам контроля качества;
в) выдачи аудиторского заключения, которое соответствует положению дел фирмы-клиента;
г) обеспечения качества аудиторской работы.
Этические требования. Партнер должен проверить, соблюдают ли члены аудиторской группы установленные этические требования. Согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров к фундаментальным принципам профессиональной этики относятся:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональная компетентность и должная тщательность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональное поведение.
Партнер должен внимательно относиться к фактам несоблюдения этических требований. В случае возникновения проблем, связанных с профессиональной этикой, партнеру следует оформить это документально и принять соответствующие меры.
Независимость
Партнер должен сделать заключение о соблюдении требования независимости при проведении аудита. С этой целью партнеру необходимо:
своевременно определить и оценить обстоятельства и взаимоотношения, которые создают угрозу независимости;
предпринять действия для устранения угроз или снижения их до приемлемого уровня;
документально оформить выводы о соблюдении принципа независимости.
В случае невозможности устранения или сведения до приемлемо низкого уровня угроз независимости партнер должен принять решение об отказе от выполнения задания. Все результаты должны быть документально оформлены.
Принятие клиента и продолжение сотрудничества с ним.
Процесс принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним включает оценку:
честности собственников и руководства фирмы-клиента;
компетентности аудиторов, которые будут принимать участие в проверке, и наличия необходимого времени и персонала для проведения аудита;
возможности соблюдения аудиторами этических требований.
Все возникающие в данном случае проблемы должны быть оформлены документально.
Назначение рабочей группы на задание. Партнер должен убедиться в том, что все члены рабочей группы аудиторов обладают необходимыми профессиональными навыками и компетентностью, а также в том, что они имеют достаточно времени, чтобы выполнить аудиторскую проверку в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов, а также выдать аудиторское заключение, соответствующее положению дел на фирме-клиенте.
Необходимые профессиональные навыки и компетентность включают:
практический опыт выполнения заданий аналогичного характера и сложности;
понимание и соблюдение профессиональных стандартов, а также требований законодательных и нормативных актов;
обладание необходимыми техническими знаниями, в том числе знаниями о соответствующих информационных технологиях;
знание отрасли клиента;
способность формирования профессионального мнения;
понимание внутрифирменной политики и процедур контроля качества.
Выполнение задания. Партнер руководит действием членов аудиторской группы, информируя их:
об их обязанностях;
о характере бизнеса субъекта;
об уровне риска;
о возможных проблемах;
об особенностях выполнения задания.
Аудиторская группа, соблюдая принцип профессионального скептицизма, должна выполнять работы с должной тщательностью. Важно, чтобы все члены аудиторской группы имели четкое представление о целях выполняемой ими работы. Партнер должен осуществлять надзор за выполнением аудиторского задания, который включает:
контроль за ходом аудита;
оценку навыков и компетентности аудиторов;
определение наличия у аудиторов времени, необходимого для выполнения порученных заданий;
оценку понимания членами рабочей группы рекомендаций по проведению аудита;
определение соответствия фактически выполняемой работы запланированной;
рассмотрение важных вопросов, которые могут внести изменения в план проверки, и др.
Результатом такого надзора является подтверждение того, что:
работа выполнена в соответствии с профессиональными стандартами, а также требованиями законодательных и нормативных актов;
существенные вопросы урегулированы;
необходимые консультации проведены, а рекомендации, полученные по результатам консультаций, выполнены и оформлены документально;
необходимые поправки в характер, сроки и объем процедур внесены;
сделанные выводы документально оформлены;
полученные доказательства могут быть оценены как достаточные и уместные и как подтверждающие аудиторское заключение;
цели аудиторской проверки достигнуты.
Консультации
Партнер обязан убедиться в том, что:
а) аудиторская группа получала необходимые консультации по сложным или спорным вопросам;
б) вся информация по консультациям была оформлена документально;
в) выводы, сделанные в результате консультаций, были учтены в ходе аудиторской проверки.
Расхождения во мнениях
При возникновении расхождений мнений между членами аудиторской группы и консультантами следует придерживаться требований внутрифирменных стандартов или обратиться к партнеру.
Обзорная проверка контроля качества
Обзорная проверка контроля качества должна предоставить объективную оценку:
а) выявленных аудиторской группой по результатам выборочной проверки рабочих документов существенных недостатков;
б) выводов, являющихся основанием для подготовки аудиторского заключения.
Объем обзорной проверки зависит от сложности аудиторского задания и риска того, что аудиторское заключение не будет соответствовать положению дел на фирме-клиенте.
Обзорная проверка качества аудита листинговых компаний должна предусматривать следующие процедуры:
оценку независимости аудиторской фирмы;
оценку значимости рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и определение соответствия им проведенных аудиторских процедур;
проверку выводов в отношении уровня существенности и рисков;
проверку проведенных консультаций по сложным или спорным вопросам;
изучение несоответствий бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения фактическому положению дел на фирме;
проверку существенности и характера исправленных и неисправленных искажений отчетности, выявленных в ходе аудита;
проверку вопросов, подлежащих представлению руководству, лицам, отвечающим за управление, или третьим лицам;
проверку соответствия рабочих документов по аудиту фактически выполненной работе.
Мониторинг. Партнеру следует определить:
а) могут ли недостатки, выявленные в процессе мониторинга, негативно отразиться на качестве аудиторского задания;
б) являются ли достаточными принятые аудиторской фирмой меры для устранения недостатков.