Внутренний контроль качества аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:15, доклад

Краткое описание

Основные принципы и процедуры организации системы контроля качества аудита, обзорных проверок отчетной финансовой информации и других заданий по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам устанавливает международный стандарт по контролю качества 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам».

Файлы: 1 файл

Внутренний контроль качества аудита.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

описание проведенных процедур мониторинга;

выводы, сделанные на основании проведенных процедур;

описание систематических, повторяющихся или других значительных недостатков, действия, предпринятые по их устранению или исправлению.

Жалобы, обвинения

Аудиторская фирма должна разработать политику и процедуры, предназначенные для обеспечения разумной уверенности в том, что принимаются соответствующие меры:

а) по жалобам и обвинениям в том, что выполняемая работа не соответствует профессиональным стандартам, требованиям законодательных и нормативных актов;

б) по обвинениям в том, что не соблюдаются требования системы контроля качества аудиторской фирмы.

Жалобы и обвинения могут быть предъявлены как со стороны персонала аудиторской фирмы, так и со стороны клиентов и третьих лиц.

Надзор за расследованием жалоб и обвинений возлагается на партнера фирмы, который обладает достаточным и соответствующим опытом и полномочиями и не принимал участия в выполнении этого задания. При необходимости к расследованию может быть привлечен консультант по правовым вопросам.

Если результаты расследования свидетельствуют о недостатках в разработке или функционировании политики и процедур контроля качества фирмы или о несоблюдении требований внутрифирменной системы контроля качества отдельными лицами, следует предпринять соответствующие действия.

Документирование. Форма и содержание документации зависят от:

размера фирмы и количества офисов;

уровня полномочий персонала и работников офисов;

характера и уровня сложности практической деятельности фирмы и ее организационной структуры.

Сроки хранения документации определяются или на основании временных ограничений, устанавливаемых процедурами внутреннего мониторинга, или в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.

2.4 Контроль качества отдельного аудиторского задания

Порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания регламентирует международный стандарт аудита № 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации».

Согласно требованиям стандарта обязанности по реализации процедур контроля качества в ходе выполнения каждой аудиторской проверки возлагаются на членов аудиторской группы.

В обязанности членов аудиторской группы также входят:

предоставление информации о соблюдении требования независимости;

следование внутрифирменной системе контроля качества (в отношении навыков и компетентности персонала, независимости, принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним, соблюдения требований законодательных и нормативных актов).

Процедуры контроля качества должны применяться при:

руководстве выполнением задания;

принятии клиента и продолжении сотрудничества с ним, а также при выполнении конкретных аудиторских заданий;

назначении аудиторской группы на выполнение задания;

выполнении задания;

мониторинге выполнения аудиторского задания.

Ответственность руководства за качество выполнения аудиторских заданий.

Всю ответственность за качество аудиторского задания несет соответствующий партнер. В этом контексте партнер должен требовать от членов аудиторской группы:

а) выполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов;

б) следования внутрифирменным политике и процедурам контроля качества;

в) выдачи аудиторского заключения, которое соответствует положению дел фирмы-клиента;

г) обеспечения качества аудиторской работы.

Этические требования. Партнер должен проверить, соблюдают ли члены аудиторской группы установленные этические требования. Согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров к фундаментальным принципам профессиональной этики относятся:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

г) конфиденциальность;

д) профессиональное поведение.

Партнер должен внимательно относиться к фактам несоблюдения этических требований. В случае возникновения проблем, связанных с профессиональной этикой, партнеру следует оформить это документально и принять соответствующие меры.

Независимость

Партнер должен сделать заключение о соблюдении требования независимости при проведении аудита. С этой целью партнеру необходимо:

своевременно определить и оценить обстоятельства и взаимоотношения, которые создают угрозу независимости;

предпринять действия для устранения угроз или снижения их до приемлемого уровня;

документально оформить выводы о соблюдении принципа независимости.

В случае невозможности устранения или сведения до приемлемо низкого уровня угроз независимости партнер должен принять решение об отказе от выполнения задания. Все результаты должны быть документально оформлены.

Принятие клиента и продолжение сотрудничества с ним.

Процесс принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним включает оценку:

честности собственников и руководства фирмы-клиента;

компетентности аудиторов, которые будут принимать участие в проверке, и наличия необходимого времени и персонала для проведения аудита;

возможности соблюдения аудиторами этических требований.

Все возникающие в данном случае проблемы должны быть оформлены документально.

Назначение рабочей группы на задание. Партнер должен убедиться в том, что все члены рабочей группы аудиторов обладают необходимыми профессиональными навыками и компетентностью, а также в том, что они имеют достаточно времени, чтобы выполнить аудиторскую проверку в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательных и нормативных актов, а также выдать аудиторское заключение, соответствующее положению дел на фирме-клиенте.

Необходимые профессиональные навыки и компетентность включают:

практический опыт выполнения заданий аналогичного характера и сложности;

понимание и соблюдение профессиональных стандартов, а также требований законодательных и нормативных актов;

обладание необходимыми техническими знаниями, в том числе знаниями о соответствующих информационных технологиях;

знание отрасли клиента;

способность формирования профессионального мнения;

понимание внутрифирменной политики и процедур контроля качества.

Выполнение задания. Партнер руководит действием членов аудиторской группы, информируя их:

об их обязанностях;

о характере бизнеса субъекта;

об уровне риска;

о возможных проблемах;

об особенностях выполнения задания.

Аудиторская группа, соблюдая принцип профессионального скептицизма, должна выполнять работы с должной тщательностью. Важно, чтобы все члены аудиторской группы имели четкое представление о целях выполняемой ими работы. Партнер должен осуществлять надзор за выполнением аудиторского задания, который включает:

контроль за ходом аудита;

оценку навыков и компетентности аудиторов;

определение наличия у аудиторов времени, необходимого для выполнения порученных заданий;

оценку понимания членами рабочей группы рекомендаций по проведению аудита;

определение соответствия фактически выполняемой работы запланированной;

рассмотрение важных вопросов, которые могут внести изменения в план проверки, и др.

Результатом такого надзора является подтверждение того, что:

работа выполнена в соответствии с профессиональными стандартами, а также требованиями законодательных и нормативных актов;

существенные вопросы урегулированы;

необходимые консультации проведены, а рекомендации, полученные по результатам консультаций, выполнены и оформлены документально;

необходимые поправки в характер, сроки и объем процедур внесены;

сделанные выводы документально оформлены;

полученные доказательства могут быть оценены как достаточные и уместные и как подтверждающие аудиторское заключение;

цели аудиторской проверки достигнуты.

Консультации

Партнер обязан убедиться в том, что:

а) аудиторская группа получала необходимые консультации по сложным или спорным вопросам;

б) вся информация по консультациям была оформлена документально;

в) выводы, сделанные в результате консультаций, были учтены в ходе аудиторской проверки.

Расхождения во мнениях

При возникновении расхождений мнений между членами аудиторской группы и консультантами следует придерживаться требований внутрифирменных стандартов или обратиться к партнеру.

Обзорная проверка контроля качества

Обзорная проверка контроля качества должна предоставить объективную оценку:

а) выявленных аудиторской группой по результатам выборочной проверки рабочих документов существенных недостатков;

б) выводов, являющихся основанием для подготовки аудиторского заключения.

Объем обзорной проверки зависит от сложности аудиторского задания и риска того, что аудиторское заключение не будет соответствовать положению дел на фирме-клиенте.

Обзорная проверка качества аудита листинговых компаний должна предусматривать следующие процедуры:

оценку независимости аудиторской фирмы;

оценку значимости рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и определение соответствия им проведенных аудиторских процедур;

проверку выводов в отношении уровня существенности и рисков;

проверку проведенных консультаций по сложным или спорным вопросам;

изучение несоответствий бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения фактическому положению дел на фирме;

проверку существенности и характера исправленных и неисправленных искажений отчетности, выявленных в ходе аудита;

проверку вопросов, подлежащих представлению руководству, лицам, отвечающим за управление, или третьим лицам;

проверку соответствия рабочих документов по аудиту фактически выполненной работе.

Мониторинг. Партнеру следует определить:

а) могут ли недостатки, выявленные в процессе мониторинга, негативно отразиться на качестве аудиторского задания;

б) являются ли достаточными принятые аудиторской фирмой меры для устранения недостатков.

 



Информация о работе Внутренний контроль качества аудита