Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью моего исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть историю развития внешней торговли в России
Выявить роль и место России на мировых рынках
Проанализировать проблему расширения внешней торговли России
По мере снижения издержек транспортировки товаров, все большее влияние начинает оказывать вторая группа барьеров, а именно, тарифные и нетарифные меры регулирования торговли. Различные сдерживающие торгово-политические меры были созданы, в первую очередь, для защиты национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных компаний. Однако, если раньше товар иностранной компании действительно производился на территории соответствующего зарубежного государства, то сейчас зачастую дело обстоит иначе: значительная доля
производства приходится на транснациональные компании, особенно в сфере промышленного производства. Подобные изменения требуют и иной организации торговой политики. Современные участники внешнеторговой деятельности (в первую очередь, транснациональные компании) заинтересованы в смягчении или вовсе в устранении как пограничных торгово-политических мер, так и в стандартизации и унификации внутристрановых административных, технических и финансовых требований.
Одним из первых шагов на пути к снижению торговых барьеров было заключение в конце 50-х гг. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Созданная на базе ГАТТ международная организация ВТО в момент создания в 1994 г. объединяла 76 стран-участниц, а на сегодняшний момент их более 150. Стремление к либерализации внешней торговли способствовало созданию и других торговых организаций: ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и др.
Основополагающими принципами любого торгового союза является либерализация внешней торговли, снижение (вплоть до полной отмены) таможенных тарифов, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. В связи с этим, возможности свободного регулирования тарифной политики значительно уменьшились в большинстве развивающихся и развитых стран. В данных условиях все большую роль начинает играть именно нетарифное регулирование международной торговли.
Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные меры можно разделить на следующие категории:
1) количественные ограничения (
2) субсидии и дотации;
3) технические барьеры в торговле (технические регламенты, стандарты, процедуры соответствия требованиям к упаковке и маркировке и др.);
4)санитарные, фитосанитарные и ветеринарные нормы и стандарты;
5) ограничительные меры (обязательное
страхование в национальных
6) меры по контролю над ценами (административное ценообразование, минимальные импортные цены, импортные налоги и сборы и
др.);
7)антидемпинговые,
8) валютные ограничения;
9) иные таможенные процедуры и формальности в том случае, если они, связанны с превышением общепринятых норм прохождения таможенного контроля (нечеткая система таможенной классификации, завышенные и произвольные требования к документам, необходимым для таможенного оформления и др.).
1.4 Внешняя торговля и экономическая безопасность России
Эта статья
посвящена проблеме защиты экономических
интересов российских компаний во внешней
торговле. Говоря о внешнеторговом
пространстве в целом, надо иметь
в виду, что защита интересов отдельных
компаний лежит в плоскости
Либерализация тарифной политики вывела
на первый план в качестве эффективного
средства защиты рынка нетарифные меры.
На сегодняшний день в нормах ВТО
все больший вес приобретает
использование специальных
За период с 1995 по 2005 г. в мире введено 1729 мер. Наиболее активно этим способом борьбы с иностранными конкурентами пользуются Индия, США, ЕС, Китай.
Россия занимает 4-е место в
мире после Китая, Южной Кореи
и Тайваня по числу возбуждаемых
против нее антидемпинговых
Многие связанные с
Таким образом, говоря о мировой практике применения защитных мер, российские компании должны понимать, что данный механизм, с одной стороны, является эффективным способом защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции (об этом речь пойдет позже), с другой — средством, которое может быть примерено против российских экспортных товаров при необдуманной внешней политике компаний.
Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:
Вместе эти положения
Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:
В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.
После присоединения России к ВТО мы получим доступ к данному механизму, что существенно упростит возможности оспорить многочисленные торговые барьеры, от которых сейчас российские экспортеры теряют миллиарды долларов. Вступление России в ВТО не означает, что другие члены этой организации автоматически отменят свои защитные меры, но Россия сможет добиться пересмотра мер. Антидемпинговую пошлину можно будет вводить только в том случае, если экспортная цена окажется ниже внутренней российской при использовании единой методики расчетов с учетом себестоимости производства товара в РФ. Эти доводы подкрепляются положительными примерами других стран, против которых после вступления в ВТО были либо сняты, либо пересмотрены защитные меры.
Тем не менее, пока Россия не является членом ВТО, нам приходится опираться на национальные законодательства стран инициаторов расследований. То есть, возбуждая против нас подобные дела, государства не прибегают к механизму разрешения споров ВТО, а проводят расследования в рамках национального законодательства, оперируя специфическими правовыми нюансами и сводя шансы российских экспортеров в защите к минимуму. Однако отстаивание своих прав в глазах международного сообщества должно войти в норму для российских компаний.
Наиболее распространенной ошибкой российских компаний является отказ в сотрудничестве и предоставлении какой-либо информации при начале расследования против российского экспортного товара. Это тактика в корне неправильна, ведь в таком случае страна—инициатор расследования может обосновывать факт демпинга только на основе данных местных производителей. Напротив, умение ориентироваться в проблематике антидемпинга, готовность своевременно и профессионально (включая привлечение специальных независимых экспертов в случае необходимости) сотрудничать с антидемпинговой службой страны импортера, например, Комиссией ЕС, прежде всего путем заполнения специальных вопросников, во многом определяют сегодня успех компаний в защите своих интересов, поскольку позволяют:
Более того, необходимо добиваться рассмотрения
составляющей себестоимости товара
на российском рынке. Необходимо грамотно
и полно заполнять разосланные
в рамках расследования вопросники.
От того, насколько обоснованная и
подкрепленная фактами
Так, например, законодательство ЕС, крупнейшего
торгового партнера России, предполагает
наличие специфических
2 МЕСТО РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1Товарная структура торговли Росси
Во II полугодии 2010 г. в товарной
структуре российского
- увеличение российского
-
сохранение максимально
Что касается импорта, то во II полугодии 2010 г. для него будут характерны те же основные тенденции, которые сложились в I полугодии: низкий уровень товарной диверсификации, при котором около 60% приходится на две товарные группы - машины, оборудование, транспортные средства (42%) и продукцию химической промышленности, каучук (17,3%);
продолжающееся увеличение
сохранение удельного веса
К основным факторам, оказывающим
влияние на формирование
во-вторых,
восстановление внутреннего
в-третьих, укрепление рубля по сравнению с кризисным уровнем.
2.2 Факторы, сдерживающие развитие внешнеторговой деятельности в России на современном этапе
Информация о работе Внешняя торговля Российской Федерации на рубеже веков