Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов Республики Беларусь в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.
Целью настоящей работы является исследование вопроса экономической безопасности Республики Беларусь и определение внутренних и внешних ее угроз.

Файлы: 1 файл

кср по национальной экономике Республки Беларусь.docx

— 30.36 Кб (Скачать)

Еще одним критерием инновационной безопасности является показатель доли новой продукции в общем объеме выпуска. Его пороговое значение установлено на уровне 20%. Фактически данная величина почти в 2 раза меньше (в 2009 г. она составила менее 11%, в том числе доля новой продукции в промышленности – 14%), что обуславливает низкую конкурентоспособность белорусской продукции на мировом рынке.

Слабая инновационная активность в нашей экономике является главной причиной высокой материало- и энергоемкости производства. Снижение энергоемкости является одним из ключевых условий повышения экономической безопасности вообще и энергетической безопасности, в частности.

Кроме показателя энергоемкости в качестве критерия энергетической безопасности рассматривается доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства. Ее пороговое значение установлено на уровне 30%. По результатам 2009 г. данная величина не превышает 20%. Невыполнение этого показателя усиливает угрозу зависимости республики от внешних поставок энергии. С целью снижения зависимости планируется разработка отечественных месторождений бурых углей и горючих сланцев.

Вместе с тем реализация данных проектов может существенно снизить экологическую безопасность страны и ухудшить состояние окружающей среды. Поэтому в качестве основных критериев энергетической безопасности целесообразно рассматривать показатель снижения энергоемкости ВВП и долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны.

Продовольственная безопасность государства предполагает обеспеченность населения необходимым количеством продуктов питания соответствующего качества. Качество продовольствия должно гарантировать отсутствие риска для здоровья при правильном употреблении продуктов.

Среди основных критериев продовольственной безопасности рассматриваются - объем производства зерна на душу населения и доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота. Пороговое значение первого показателя составляет 0,6 тонн зерна на душу населения. В Беларуси данный параметр, как правило, выполняется (в 2009 г. его величина достигла максимума и превысила 0,9 т на 1 человека). Критический уровень импорта продовольствия принят в размере 25%. Фактическое значение критерия существенно ниже (менее 20 %). Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне продовольственной безопасности в нашей республике.

Инфраструктурная безопасность страны предполагает обеспечение экономических и социальных интересов в сфере коммуникаций, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Выделяют производственную и социальную инфраструктуры.

Социальная инфраструктура включает в себя торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство, системы образования, здравоохранения, бытового обслуживания и пр. Уровень инфраструктурной безопасности в социальной сфере характеризуется развитием перечисленных отраслей.

Производственная инфраструктура представлена транспортом, связью, снабжением, другими отраслями, которые обслуживают производство. Экономическая безопасность в данной сфере определяется бесперебойностью поставок и коммуникаций, доступностью связи, транспорта. В качестве критериев производственной инфраструктурной безопасности могут рассматриваться показатели густоты автомобильных, железных дорог на единицу площади, обеспеченность страны либо региона электро-, теплосетями, канализацией и пр.

Развитие инфраструктуры требует значительных инвестиций и длительного времени. Поэтому вопросы повышения инфраструктурной безопасности носят долгосрочный, стратегический характер. В данной сфере неприменимы текущие критерии оценки ее уровня.

Внешнеэкономическая безопасность страны тесно связана с обеспечением государственного суверенитета. Экономика республики носит открытый характер. Около 60% ВВП связано с внешними рынками (экспортом товаров и услуг). Поэтому внешнеэкономический фактор играет определяющую роль в обеспечении экономической безопасности в целом.

В качестве основного критерия внешнеэкономической безопасности рассматривается сальдо внешней торговли. Пороговое значение отрицательного сальдо составляет 5% от ВВП. Хотя для обеспечения устойчивого роста в долгосрочной перспективе необходимо обеспечение как минимум нулевого сальдо, т. е. импорт товаров и услуг не должен превышать экспорт. В последние годы установленный норматив не выполняется. В 2010 г. отрицательное сальдо внешней торговли составило почти 7,5 млрд. долл., что составило более 15% от ВВП (более чем в 3 раза выше норматива). Исправление ситуации требует наращивания экспортного потенциала республики.

Финансовая безопасность страны является обобщающей характеристикой устойчивости национальной экономики. Ее уровень показывает возможности изыскания финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста. Критерии финансовой безопасности касаются как внутренней денежно-финансовой системы, как и внешнеэкономических финансовых потоков. К основным из них можно отнести уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, внутренний и внешний государственный долг, величина золотовалютных резервов.

Пороговое значение инфляции устанавливается каждый год, исходя из сложившихся условий функционирования экономики. В Беларуси, запланированные показатели инфляции не выполняются на протяжении многих лет (в 2010 г. ее уровень составил 9,9%, тогда как планировался около 8%). По итогам последнего десятилетия наша страна занимает первое место в Европе по темпам роста цен. Высокая инфляция существенно нивелирует экономические достижения, ее снижение требует ужесточения денежно-кредитной политики.

Пороговое значение бюджетного дефицита установлено на уровне 3% от ВВП. Данный показатель в республике, как правило, выполняется. Однако во многом это происходит за счет роста государственного долга и инфляционной эмиссии денег.

Показатели внутреннего и внешнего долга на данном этапе находятся в пределах нормы. Однако в последнее время наблюдается интенсивный рост внешний задолженности. При этом предельный порог внешнего долга правительство постоянно пересматривает в сторону увеличения. На 2010 г. критический уровень внешнего долга органов государственного управления установлен в размере 20% от ВВП. Его фактическая сумма на конец года составила 9,65 млрд. долларов (что фактически равно пороговому значению), а суммарный внешний долг Республики Беларусь на начало 2011 г. составил более 25 млрд. долларов.

Рост внешнего долга страны становится причиной увеличения ежегодных платежей по его обслуживанию, величина которых достигнет пика в 2013 г. составит более 2,6 млрд. долларов. Поэтому привлечение иностранных займов должно обеспечивать повышение эффективности экономики и приток валюты в страну для покрытия обязательств по долгам в перспективе.

Пороговое значение величины золотовалютных резервов должно соответствовать потребностям в иностранной валюте для оплаты трехмесячного импорта. В 2010 г. сумма импорта товаров и услуг составила более 37 млрд. долларов, тогда как сумма резервов по национальной методике расчета на конец года была равна 6,16 млрд. долларов (по методике Международного валютного фонда – еще меньше – около 5 млрд. долларов). Таким образом, можно увидеть, что норматив не выполняется.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в работе исследован вопрос экономической безопасности Республики Беларусь и определение внутренних и внешних ее угроз.

Выполнены следующие задачи реферата:

  1. дано понятие термину «экономическая безопасность»;
  2. охарактеризованы основные типы угроз экономической безопасности страны: внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны;
  3. определены основные критерии экономической безопасности в Республике Беларусь.

В целом, исходя из анализа экономической безопасности Беларуси, можно сделать выводы о приоритетности вопросов внешнеэкономической устойчивости экономики республики на современном этапе. В стратегическом плане приоритетными должны стать проблемы инновационной и инфраструктурной безопасности. Их эффективное решение позволит повысить безопасность и в остальных секторах национальной экономики в перспективе.

 


Информация о работе Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь