Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов Республики Беларусь в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.
Целью настоящей работы является исследование вопроса экономической безопасности Республики Беларусь и определение внутренних и внешних ее угроз.

Файлы: 1 файл

кср по национальной экономике Республки Беларусь.docx

— 30.36 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международного туризма

 

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЕЧСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСИ

Контролируемая самостоятельная работа

Самохвал Ангелина Вячеславовна

Студентки 3 курса, специальность

«Международный туризм»

 

Научный руководитель:

Урбан М. М.

 

 

 

 

 

 

Минск, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение Республики Беларусь обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, белорусского общества и каждого гражданина в отдельности.

Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов Республики Беларусь в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития.

Целью настоящей работы является исследование вопроса экономической безопасности Республики Беларусь и определение внутренних и внешних ее угроз.

 

 

 

1.1.  Понятие экономической безопасности страны

Экономическая безопасность — это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в последние несколько лет Россию.

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире.

Становление и развитие рыночных отношений, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности.

Проблемами обеспечения безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира. Эти проблемы всегда относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.

Основная задача, которая поставлена в области экономической безопасности - обеспечить такое развитие экономики страны, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

1.2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь

Управление экономической безопасностью государства предполагает выявление и ликвидацию (либо снижение их уровня) потенциальных угроз национальным экономическим интересам.

Выделяют внешние и внутренние угрозы.

К внутренним источникам угроз экономической безопасности Республики Беларусь можно отнести:

    • устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;
    • отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;
    • структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;
    • низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;
    • высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;
    • несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;
    • недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры;
    • неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
    • низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;
    • рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;
    • наукоемкость ВВП ниже критического уровня, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала;
    • низкая инновационная активность и восприимчивость белорусской экономики;
    • неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой (фирменной) науки;
    • неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров;
    • недостаточная мотивация работников к эффективному труду и хозяйственной деятельности, распространение настроений социального иждивенчества;
    • неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения;
    • профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;
    • значительные различия в качестве жизни городского и сельского населения, жителей больших, средних и малых городов;
    • снижение численности трудоспособного населения;
    • недостаточный организационно-технологический уровень развития социальной сферы;
    • отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня;
    • недостаточное развитие правовых и экономических механизмов обеспечения экологической безопасности, систем учета природных ресурсов, мониторинга чрезвычайных ситуаций и качества окружающей среды и пр.

В качестве основных внешних источников угроз экономической безопасности Республики Беларусь рассматриваются:

    • ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
    • увеличение отрицательного баланса внешней торговли;
    • рост внешнего долга белорусской экономики;
    • принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;
    • развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь;
    • дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований;
    • сложности в поиске альтернативных источников поставок сырья и энергии;
    • ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня;
    • эмиграция высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь;
    • глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия и пр.

Из всей совокупности перечисленных источников угроз экономической безопасности наиболее значимыми на сегодняшний день являются факторы, связанные с обеспечением положительного внешнеторгового баланса, высокой энергетической и сырьевой зависимостью экономики, низким научно-технологическим уровнем производства, ростом социальных и региональных диспропорций в экономическом развитии. Исходя из этого Программой социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг. предусмотрены следующие основные задачи в сфере экономической безопасности:

    1. достигнуть уровня заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах, сохранить социально безопасные показатели безработицы и дифференциации доходов, обеспечив поддержку социально уязвимых слоев населения;
    2. существенно повысить долю затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности, увеличить вложения в технологические инновации;
    3. выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами, осуществить региональную и отраслевую диверсификации внешнеторговых операций, снизить импортоемкость производства и повысить в экспорте долю товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
    4. обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики и эффективность использования средств государственного бюджета, повысить рентабельность производства и обеспечить эффективность прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;
    5. осуществить внедрение современных энергосберегающих технологий, диверсификацию источников получения энергоресурсов, увеличить долю альтернативных источников энергии, в том числе за счет местных энергоресурсов;
    6. продолжить кооперацию и интеграцию с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса, повысить качество и безопасность продуктов питания.

В результате решения перечисленных задач ожидается повышения уровня жизни населения в Беларуси до среднеевропейских значений.

1.3.  Основные критерии экономической безопасности  
в Республике Беларусь

Как показано выше, экономическая безопасность является достаточно сложной многосоставной категорией. Поэтому ее уровень вряд ли возможно выразить единственным параметром, либо показателем. Управление экономической безопасностью страны, как правило, основано на определении системы критериев, которые соотносятся с основными угрозами и характеризуют ее составные элементы (производственную, финансовую, инновационную, инфраструктурную и прочие виды безопасность). Для каждого критерия устанавливается нормативное (или пороговое) значение, невыполнение которого предполагает резкое увеличение риска реализации внешних либо внутренних угроз. Нормативная величина критерия устанавливается в соответствии с опытом экономически развитых стран, требованиями международных экономических организаций, а также с учетом возможностей экономики страны.

Рассмотрим основные критерии и уровень их выполнения в разрезе отдельных элементов экономической безопасности.

Для производственной безопасности главным критерием является уровень износа активной части основных средств предприятий. Пороговое значение соответствует 60%. Его превышение увеличивает риск снижения конкурентоспособности и качества продукции, рост энергоемкости производства, увеличение потерь вследствие простоев и незапланированного ремонта оборудования.

В последние годы показатель износа в белорусской экономике стабильно снижается и на начало 2010 г. его уровень составил 57,8%, что позволяет говорить об относительной безопасности. В то же время в промышленности, где сосредоточена основная часть машин и оборудования, износ все еще превышает критический порог (на начало 2010 г. величина износа активной части основных средств составила 62,1%).

Для дальнейшего снижения степени изношенности основных средств требуется рост инвестиций. Пороговое значение доли инвестиций в основной капитал в системе производственной безопасности составляет 20%. В Беларуси данная величина в последние годы составляет около 30% (в 2009 г. этот показатель составил более 31%). Это позволяет поддерживать высокие темпы экономического роста.

Одновременно важно обеспечивать не только количество, но и эффективность инвестиций, что достигается в первую очередь внедрением новых технологий. В данном случае речь идет об инновационной безопасности, от которой существенно зависит производственная безопасность. Основным критерием инновационной безопасности является показатель расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП. Пороговое значение критерия установлено на уровне 1%. В последние годы оно не выполняется. Так, в 2009 г. данное значение составило менее 0,7% от ВВП. Если не преодолеть сложившуюся тенденцию, существенно возрастет риск разрушения интеллектуального потенциала Беларуси, усилится технологическая отсталость экономики в целом.

Информация о работе Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь