Внешнеэкономические связи Республики Бурятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ состояния, развития и оценка эффективности внешнеэкономических связей республики Бурятия и выявление тенденций их развития.

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретические основы исследования внешнеэкономических связей региона.
1. Сущность внешнеэкономических связей региона.
2. Место региона в развитии внешнеэкономических связей.
Гл. 2. Анализ внешнеэкономических связей республики Бурятия.
1. Этапы развития внешнеэкономических связей Бурятии.
2. Анализ экспорта и импорта республики Бурятия.
3. Тенденции развития внешнеэкономических связей республики Бурятия.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая внешнеэкономические связи регионов.docx

— 198.88 Кб (Скачать)

    Международное сотрудничество и внешнеэкономическая  деятельность на всех исторических этапах развития России оказывали влияние  на решение экономических проблем  предприятий, отраслей, регионов и государства  в целом.

    Право самостоятельного выхода на внешние  рынки со своей продукцией предприятиям и организациям СССР было предоставлено  с 1 апреля 1989 года Постановлением Совета Министров СССР от 02.12.1988г. № 1405.

    Развитие  внешнеэкономических связей Республики Бурятия, как субъекта Российской Федерации, неразрывно связано с внешнеэкономической  политикой российского государства.

    В развитии внешних связей и, прежде всего  внешней торговли, за годы экономических  реформ следует выделить четыре периода, которые аналогичны процессам, проходящим в России.

    I этап 1986-1991 годы - когда к началу 90-х  годов фактически была ликвидирована  государственная монополия на  внешнюю торговлю. В этот период  внешняя торговля республики  осуществлялась:

    - по линии Министерства внешней  торговли СССР через отраслевые  всесоюзные внешнеторговые объединения  (ВТО), на долю которых приходилось  до 75% всего объема внешнеторгового  оборота республики;

    -  по линии прибрежной и приграничной торговли через ВТО «Дальинторг» – до 15% внешнеторгового оборота;

    - по прямым товарообменным операциям  предприятий и организаций республики  – до 10%.

    В эти годы, наряду с товарами традиционного  экспорта (продукция машино- и приборостроения, лесобумажная продукция, электроэнергия, уголь, минеральные удобрения) в основном, в Монголию поставлялись цемент, стекло, товары народного потребления и продовольствие.

    По  импорту, главным образом на бартерной  основе (до 90% всего объема торговли), в республику поставлялись из Японии, Китая, Монголии товары народного потребления (одежда, обувь, бытовая техника, чай, рис, мясная продукция и т.д.), а  также технологическое оборудование.

    В 1989 году Совет министров Бурятской  АССР в целях реализации Постановления  Совета Министров РСФСР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» разработал и принял комплексный план мероприятий по развитию внешнеэкономических связей на 1989-1991гг.

    На  конец 1991 года в республике было создано 14 совместных предприятий с иностранным капиталом в 120 тыс. долл., основным видом деятельности, которых являлись: заготовка, переработка и экспорт древесины; ремонт бытовой и вычислительной техники, телевизоров; строительство и торговля.

    В целом, демонополизация внешней  торговли, общий спад промышленного  производства, утрата межхозяйственных связей после развала СССР, отсутствие опыта работы на внешних рынках, привели к снижению объема экспорта из республики в 1991 году к уровню 1989 года почти в 2 раза.

    II этап 1992-1995 годы - характеризуется значительной  активизацией внешнеэкономической  деятельности, как в республике, так и в России в целом.

    Важную  роль в становлении и дальнейшем развитии внешнеэкономических связей России и ее регионов сыграл Указ Президента России от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», согласно которому была отменена специальная регистрация предприятий, организаций и физических лиц в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право её осуществления с момента их регистрации в местных органах исполнительной власти. Либерализация коснулась вопросов валютного и таможенного регулирования, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня товаров (работ и услуг) подлежащих лицензированию и квотированию, изменения порядка налогообложения и т.д.

    На  этом этапе объем внешнеторгового  оборота к уровню 1992 года увеличился в 2,3 раза, в том числе экспорт  в 2,5 раза и импорт в 2 раза. Число  участников ВЭД республики с 200 увеличилось  до 700, а география внешних связей с 20 стран дальнего и ближнего зарубежья  расширилась до 50.

    В 1993 году, в результате ужесточения  мер государственного регулирования  ВТД (введение вывозных таможенных пошлин на сырьевые товары, лицензирование и  квотирование их экспорта, введение института  спецэкспортеров стратегически важных сырьевых товаров) темпы роста экспорта из республики несколько замедлились, а его удельный вес в ВРП республики сократился с 8,3% до 6,5%.

    Ограничительные меры существенно повлияли на структуру  экспорта. Увеличилась доля готовой  продукции при сокращении экспорта сырьевых товаров. К перечню экспортной продукции добавились значительные объемы автотракторной техники и  металлопроката, производимых в других регионах России. Увеличились поставки лесопродукции и продуктов ее переработки, сократился экспорт минеральных удобрений и продукции нефтехимии.

    Изменилась  и товарная структура импорта. Доля продовольствия в его объеме сократилась  на 8 пунктов и составила 48%, доля машинотехнической продукции с 33% увеличилась до 41%. На 2 пункта сократилась доля товаров народного потребления.

    Перечисленные выше структурные изменения в  импорте товаров связаны с  введением с 01.04.93г. на большинство  товаров народного потребления  и продовольствия таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость  и акцизов.

    Две трети внешнеторгового оборота  приходилось на новые структуры  рыночной экономики, и только третья часть на предприятия бывшего  государственного сектора.

    За  период 1992-1995гг. на территории республики было создано 109 совместных предприятий  с суммой иностранного капитала – 10,4 млн. долл.

    Данный  период характеризуется ростом инфляционных процессов и себестоимости производимой продукции, в результате чего происходит выравнивание цен внутреннего и  внешнего рынков, что привело к  сокращению внешнего спроса на ряд  товаров экспортируемых из республики. По этой причине в структуре экспорта значительно сократилась доля продукции, производимой в других регионах.

    Правительством  республики принимается ряд мер  по дальнейшему совершенствованию  внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества. В  целях восстановления торгово-экономических  и хозяйственных связей, разрушенных  с распадом СССР, продвижения продукции  бурятских товаропроизводителей на рынки Украины, Белоруссии, стран  АТР и регионы Дальнего Востока  России в 1991 году в г. Киеве открывается  Постоянное представительство Республики Бурятия в Украине и Республике Беларусь; в 1992 году - торгово-экономическое  Представительство в Сахалинской  области; в 1994 году – Постоянное Представительство  в г. Кяхта и на Дальнем Востоке (г. Владивосток); в 1995 году – Представительство Республики Бурятия в г. Санкт-Петербурге, а в 1996 – Постоянное Представительство Республики Бурятия в Монголии (г. Улан-Батор).

    В 1995 году состоялись официальные визиты Правительственных делегаций Республики Бурятия в Монголию и Республику Корея.

    В июне 1995 года в рамках Основного  Договора о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Бурятия  было подписано Соглашение «О разграничении  предметов ведения и полномочий в области международных и  внешнеэкономических связей». Оно  расширяло права и полномочия республики в этой сфере деятельности.

    III этап 1996-1999 годы – этот этап  условно следует разделить на  два периода, до финансового  кризиса в России (август 1998 года) и после него.

    Введение  в конце 1995 года валютного коридора уже в первом полугодии 1996 года ухудшило позиции доллара и показатели эффективности экспортной деятельности. В результате чего в 1996 году произошла  стагнация экспорта республики, так  как затраты на производство и  транспортировку экспортной продукции  сравнялись с ценой на мировом  рынке, и их экспорт стал не рентабельным.

    Политика  государства по ослаблению тарифных и нетарифных методов регулирования  экспорта, его поддержка со стороны  государства, а также накопленный  участниками ВЭД республики опыт в этой сфере деятельности, способствовали увеличению в 1997 году более чем на 21% объема экспорта республики. Доля сырья  и продукции первичного передела сократилась с 40 до 25%, а доля машиностроительной продукции увеличилась в 1,5 раза, продукции ТЭК в 8,5 раз. 

    В тоже время импорт республики за этот период сократился с 73 млн. долл. до 49 млн. долл. (почти в 1,5 раза). Более чем  на одну треть сократился ввоз в  республику продовольственных товаров, в 1,5 раза – машиностроительной продукции, более чем в 2 раза – товаров  народного потребления.

    Учитывая  сложившуюся обстановку во внешнеэкономическом  секторе экономики, Правительство  республики приняло «Программу развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества Республики Бурятия на 1996-2000 г.г.», разработанную  МВЭС и МО РБ совместно с Всероссийским  научно-исследовательским конъюнктурным  институтом (ВНИКИ МВЭС РФ) г. Москва.

    Цель  программы – на основе совершенствования  развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества содействовать  росту экономического потенциала народного  хозяйства республики, его модернизации на современной основе и повышения  эффективности производства. Реализация программы должна была к 2000 году привлечь в республику более 20 млн. долл. иностранных  инвестиций, реанимировать отдельные  отрасли хозяйственной деятельности и увеличить ее экспортный потенциал  не менее чем на 20%.

    24 декабря 1996 года Правительство  Республики Бурятия постановлением  № 443 утвердило «Дополнительные  мероприятия по совершенствованию  экспорта Республики Бурятия  на 1997-2000 г.г.», которые были направлены  на государственную поддержку  бурятского экспорта.

    В результате принятых мер, в 1997 году республика достигла максимального объема экспорта за весь наблюдаемый период. 418 участников ВЭД республики торговали с 47 государствами  мира, при этом доля стран партнеров  из дальнего зарубежья увеличилась  на 5%, а доля государств СНГ сократилась.

    В 1999 году внешнеторговый оборот республики к уровню 1989 года увеличился: экспорт  на 31,3%, а импорт сократился более  чем в 2 раза.

    Валютные  поступления от экспорта товаров  составили 63 млн. долл.

    На  этом этапе в экономику республики привлечено более 30 млн. долл. иностранных  инвестиций, создано 24 совместных предприятия  с долей иностранного капитала 4,5 млн. долл.

    Наиболее  значимыми событиями в области  международного сотрудничества в этот период являются визиты Правительственных  делегаций республики в Республику Корея, Монголию, Украину, Республику Калмыкия и др. Республику Бурятия посетили послы 25 стран мира.

    Все это послужило расширению и углублению сотрудничества Республики с зарубежными  странами и вхождению ее экономики  в систему мирохозяйственных  связей.

    IV этап (2000 г. - по настоящее время)

    За  этот период внешнеторговый оборот республики увеличился более чем в 4 раза и  составил в 2008 году - 590,9 млн. долл., в  том числе экспорт в 3,8 раза (415,2 млн. долл.).

    Развитию  республиканского экспорта способствовало принятие Правительством Республики Бурятия  Целевой программы «Развитие  экспорта Республики Бурятия на 2000-2005 годы», разработанной совместно  с ВНИКИ (г. Москва), являющейся составной  частью программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2000-2004 г.г.

    Программой  предусматривались меры по повышению  конкурентоспособности продукции  товаропроизводителей республики и  производству товаров более высокой  степени переработки.

    В 2000 году было подписано Межправительственное Соглашение о торгово-экономическом  сотрудничестве с Правительством Республики Беларусь, в 2003 году - Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительством Автономного  района Внутренняя Монголия КНР.

    В 2008 году республика осуществляла торгово-экономические  отношения с 40 государствами мира, на долю стран Дальнего Зарубежья  приходилось около 90% всего внешнеторгового  оборота республики и только 10% на государства СНГ.

Информация о работе Внешнеэкономические связи Республики Бурятия