Внешнеэкономические связи Республики Бурятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ состояния, развития и оценка эффективности внешнеэкономических связей республики Бурятия и выявление тенденций их развития.

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретические основы исследования внешнеэкономических связей региона.
1. Сущность внешнеэкономических связей региона.
2. Место региона в развитии внешнеэкономических связей.
Гл. 2. Анализ внешнеэкономических связей республики Бурятия.
1. Этапы развития внешнеэкономических связей Бурятии.
2. Анализ экспорта и импорта республики Бурятия.
3. Тенденции развития внешнеэкономических связей республики Бурятия.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая внешнеэкономические связи регионов.docx

— 198.88 Кб (Скачать)

   Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя  торговля, способны активизировать собственный  потенциал страны, привнося в экономику  элементы конкуренции, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая  прирост национального богатства  за счет товарообмена по выгодным ценам  и привлечения зарубежного капитала.

   В современной экономике выделяют два варианта развития внешнеэкономической  деятельности:

   - стратегия развития экспорта;

   - стратегия развития импорта.

   Первый  вариант основан на использовании  международной промышленной кооперации, с развитием которой связываются  расчеты на насыщение национального  рынка. Второй вариант предполагает приоритетным направлением развития экономики  создание диверсифицированных промышленных комплексов, которые должны структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства и только потом развернуть их экспорт. Каждая страна выбирает собственную стратегию развития внешнеэкономической деятельности. Промышленно-развитые страны в основном не проводят ярко выраженной политики поощрения экспорта или импорта. Развивающиеся страны наоборот придают большое значение выбору стратегии развития внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них выбирают экспортную ориентацию своей экономики. К таким странам можно отнести Южную Корею, Сингапур, Китай. Другие, такие как Аргентина, Филиппины - стратегию импортозамещения. Практика показывает, что страны, выбравшие экспортоориентированный рост экономики, имеют более высокие экономические показатели, чем страны выбравшие стратегию импортозамещения.

   Для успешного продвижения страны по пути экономических реформ необходима концентрация усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. Среди многих ученых существует мнение, что в ближайшей перспективе Россия будет вынуждена придерживаться импортозамещающей стратегии. Такая ситуация связана с невозможностью использования импортной продукции в качестве наполнения внутреннего рынка в том же объеме, что и до кризиса 1998г.

   Вместе  с тем, они соглашаются, что страна не может отказываться и от использования  преимуществ экспортоориентированного развития.

   Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности на макрорегиональном  уровне должно стимулировать отдельные  приоритетные отрасли местного производства, не нарушая при этом принцип рыночного  распределения ресурсов. Реализация таких программ значительно облегчит получение инвестиций, так как  инвестиционная деятельность очень  часто обусловлена емкостью региональных потребительских рынков и наличием сырьевой и производственной базы, а они в масштабах мега региона  резко увеличиваются. Потребительский  потенциал федерального округа также  значительно превышает региональный, что в перспективе позволит более  планомерно осуществлять экспортно-импортные  операции в пределах округа. В этом случае мала вероятность закупки  за рубежом продукции, производящейся в соседнем регионе, так как комплексная  оценка потенциала регионов позволит улучшить и межрегиональные торговые связи.

   Комплексная программа развития ВЭД на уровне федерального округа должна основываться на следующих принципах:

   - единство государственной политики;

   - усиление интеграции региона  в мировую экономику;

   - создание условий для развития  предпринимательства;

   - выбор приоритетных и наиболее  перспективных экспортных отраслей (предприятий), с последующей разработкой  комплекса мер по их стимулированию;

   - совершенствование товарной структуры  экспорта за счёт повышения  в ней доли продукции обрабатывающего  комплекса промышленности, прежде  всего пищевой промышленности  и машиностроения, а также конкурентоспособной  наукоёмкой продукции (путём поддержки  предприятий, доказавших свою  конкурентоспособность и имеющих  позитивную динамику развития);

   - привлечение иностранных инвестиций, путем снижения инвестиционного  риска;

   - географические приоритеты международного  сотрудничества, обусловленные возможностями  сотрудничества с тем или иным  зарубежным государством;

   - сочетание фискальных и финансовых  стимулов при помощи оптимизации набора мер экономического стимулирования внешнеэкономической деятельности.

   Для разработки комплексной программы  развития внешнеэкономической деятельности необходимо выбрать стратегическое направление международного сотрудничества. Для этого надо провести первичный  стратегический анализ и выявить  факторы конкурентоспособности как на уровне отдельных регионов, так и для всего федерального округа. Международный опыт, и в частности, исследования японского исследователя Кеничи Омаэ, показывает, что эффективное включение региона в международное разделение труда возможно при численности его населения не менее 4 - 5 млн. человек, т.е. при наличии определенной территориальной агломерации, чувствительной к позициям на международном уровне.

   Для оценки внешнеэкономического потенциала федерального округа следует рассмотреть  следующие вопросы:

   1.Экономико-географическое  положение макрорегиона. Целью разработки  вопроса является оценка макрорегиона (федерального округа) по определенным  критериям, выявление стратегических  возможностей субъектов округа, корректировка перспектив их  развития. В этом разделе необходимо  рассмотреть:

   - территориальные размеры регионов  входящих в округ;

   - демографическую ситуацию;

   - квалификационный состав рабочей  силы;

   - транспортную доступность;

   - наличие памятников архитектуры  или уникальных природно-климатических  условий;

   - наличие промышленности и уровень  ее развития;

   - наличие совместных предприятий;

   - участие регионов во внешнеэкономической  деятельности;

   - уровень развития рыночной инфраструктуры.

   2. Наличие природных ресурсов. Целью  разработки вопроса является  оценка совокупного природного  потенциала регионов выявление  проблем, для решения которых  потребуется помощь федеральных  органов. Совокупный природный  потенциал регионов определяется  по наличию и состоянию:

   - земельных ресурсов;

   - водных ресурсов;

   - минерально-сырьевых ресурсов;

   - рекреационных ресурсов.

   3.Демографический  потенциал и перспективы развития  рынка труда.

   Целью разработки вопроса является оценка демографической ситуации и рынка  труда в регионах, выявление основных проблем и степень их остроты. Демографический потенциал оценивается  по следующим критериям:

   - естественное движение населения;

   - общий прирост (убыль) населения;

   - естественный прирост населения;

   - механический прирост населения;

   - рождаемость;

   - миграция;

   - безвозвратная миграция;

   - маятниковая миграция;

   - сальдо миграции.

   Для оценки рынка труда используются следующие показатели:

   - численность трудовых ресурсов;

   - численность населения занятого  в производстве;

   - численность экономически активного  населения;

   - распределение численности работающих по основным отраслям народного хозяйства;

   - численность незанятых трудовой  деятельностью граждан, ищущих  работу;

   - среднегодовой коэффициент напряженности  на рынке труда.

   4. Экономический потенциал. Целями  разработки вопроса является  определение основных направлений  развития:

   - промышленности;

   - агропромышленного комплекса;

   - лесопромышленного комплекса;

   - военно-промышленного комплекса;

   - рекреационной деятельности;

   - науки и научного обслуживания.

   Для более глубокой оценки экономического потенциала необходима его количественная и качественная оценка. К основным количественным параметрам можно отнести: количество предприятий, численность  работающих, объем выпускаемой продукции (в стоимостном и натуральном  выражении), объем основных производственных фондов (в стоимостном выражении), объем производственных мощностей (в соответствующих единицах измерения), объем грузовых перевозок, количество научно-исследовательских организаций, конструкторских и проектных  организаций, опытных заводов, численность  работников, и т.д.

   Основными качественными параметрами являются: рентабельность, производительность труда, фондовооруженность труда, фондоотдача, степень загрузки производственных мощностей, процент износа основных производственных фондов, доля ИТР в составе работающих, доля новой продукции в общем выпуске, переход на новые технологии, внедрение инноваций и др.

   5. Состояние внешнеэкономической  деятельности. Целью разработки  вопроса является оценка состояния  экспортно-импортных операций в  регионах, развития внешнеэкономических  связей. Для оценки развития внешнеэкономических  связей рассматриваются следующие  показатели:

   - объем экспортных операций;

   - объем импортных операций;

   - структура импорта;

   - структура экспорта;

   - доля готовой продукции в общем  объеме экспорта;

   - показатель условий торговли.

   После комплексной оценки возможностей федерального округа необходимо выбрать стратегию  развития макрорегиона: экспортоориентированный рост или стратегия импортозамещения. На следующем этапе необходимо провести работу по привлечению иностранных инвестиций в выбранные приоритетные сектора экономики. Для этого необходимо провести сегментирование рынка потенциальных инвесторов. Его необходимо проводить по нескольким направлениям: страна или группа стран, возможные условия предоставления инвестиций, объёмы финансирования. Для каждого сегмента необходимо разработать индивидуальный план взаимодействия. Реализация плана взаимодействия может осуществлять с использованием различных методов (ярмарки, презентации, интернет-презентации, конференции и т.д.).

   Одним из важных этапов можно считать выбор  приоритетных направлений сотрудничества. По данным статистики на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция увеличения экспортно-импортных операций со странами дальнего зарубежья при неуклонной тенденции снижения объемов торговли со странами СНГ.

   Современная экономическая ситуация в РФ позволяет  считать, что приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей является торговля со странами СНГ. Именно в эти страны Российские регионы  могут экспортировать готовую продукцию, удачно конкурирующую с продукцией этих стран. В то время как в  страны дальнего зарубежья структура  экспорта в основном представлена сырьевыми  товарами.

   Итак, в последнее время все большее  значение приобретает развитие региональных внешнеэкономических связей. Наиболее перспективным направлением дальнейшего  их совершенствования является разработка региональных программ развития внешнеэкономической  деятельности. Наиболее рациональным вариантом является объединение субъектов федерации в макрорегионы на основе федеральных округов и разработка макрорегиональных программ. Основными вопросами, рассматриваемыми в таких программах должны быть: оценка внешнеэкономического потенциала, создание хорошего инвестиционного климата, оптимальный выбор торговых партнеров. 

Гл. 2. Анализ внешнеэкономических  связей республики Бурятия.

  1. Этапы развития внешнеэкономической деятельности Бурятии.

Информация о работе Внешнеэкономические связи Республики Бурятия