Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:32, реферат

Краткое описание

Фактор – движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.
Внешние факторы – не контролируемые со стороны предприятия силы, которые воздействуют на его внутренние процессы.
Внутренние факторы – контролируемые со стороны предприятия силы, оказывающие существенное влияние на функционирование предприятия.

Оглавление

Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты в инновационной деятельности предприятия 8
Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия 8
1.2 Инновационная деятельность предприятия 13
Глава 2. Основные направления стимулирования факторов инновационной активности предприятии 19
2.1 Определение сущности и направления антикризисного управления на предприятиях 19
2.2 Институциональные направления по стабилизации факторов внешней среды 26
Заключение 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия реферат Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия.docx

— 474.20 Кб (Скачать)

Наращивание кризисных процессов  требует поиск и использование  новых форм и методов антикризисного управления, которые могут не только нивелировать  негативные последствия  кризисов, но и использовать их возможности  для кардинального изменения  структуры экономической системы [10].

Особенности современного мирового кризиса, специфика его проявления  в России, требуют разработки новых  теоретических положении, не только объясняющие наблюдаемые процессы и явления, но и позволяющих разрабатывать  практические рекомендации  прогрессивного развития экономических систем каждого  из уровней. Необходимость выработки  новых подходов в методологии  антикризисного управления также обусловлена  отсутствием внятных, непротиворечащих друг другу ответов на некоторые  вопросы.  Наиболее важным эффективность  политики антикризисного управления является для систем микроуровня: прежде всего  предприятий, что связано с преобладанием  институциональных преобразований на уровне страны и региона, направленных на формирование условий для их прогрессивного развития.

В мировой практике при  формировании системы антикризисного управления предприятием необходимо исходить из следующих предположений:

    • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
    • к кризисам необходимо готовиться и их последствия можно смягчать;
    • управление финансовой деятельности предприятия в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
    • кризисные процессы могут быть до определенной степени управляемыми.

В экономической науке  вопросы кризисов предприятий и  противодействия негативным экономическим  факторам рассматриваются в двух научных направлениях, которые развиваются  практически независимо друг от друга.

В соответствии с классической экономической теорией на макроуровне  – уровне мировой экономики и  экономик отдельных стран кризис воспринимается как фаза экономического цикла, неизбежная и рекуррентно  определяющая новый взлет. Тогда  антикризисное управление воспринимается только, как система управлений решений, направленная на сохранение своих позиций  на внутреннем и внешнем рынках и  наращивании ресурсов для будущего прорыва.

Теория антикризисного управления на микроуровне имеет мало общего с фазовой теорией. Наоборот, утверждается, что кризис это не фаза, а состояние, которое может быть вызвано многочисленными  внешними и внутренними факторами, аккумулирующими  риск развития. Нивелирование  их негативного действия определяется качеством управления развития предприятий, основной целью которого является предотвращение кризисных тенденции. Таким образом, на основе циклической (фазовой) теории можно сделать вывод, что кризисы  неизбежны, а на основе теории антикризисного управления – заключение о том, что  кризисы можно предотвращать [5].

Антикризисное управление –  это специфическое управление, которое  характеризуется, применением новых  подходов, основанных на принятии управленческих решений в условиях неопределенности и высоких темпов изменений, что в конечном итоге должно привести к разрешению противоречий в существовании бизнеса, вызывающих кризис, и к  увеличению стоимости бизнеса. Данное определение характерно для периода экономического подъема. В данном случае  угроза возникновения кризиса не исчезает, а переходит в скрытое, латентное состояние [16].

При рассмотрении методов  и приемов антикризисного управления можно выделить ряд подходов, которые  разнонаправлены, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Подход, предложенный Поносовой  Е.В. и Главадским В.Б., позволяющий  сформировать концепцию факторной  модели антикризисного управления предприятиями,  заключается в следующем.

Для обеспечения эффективного управления предприятием в условиях кризиса необходимо структурировать  факторы, влияющие на эффективность  управления предприятием в рамках последующего их анализа и синтеза.

Сущностью структурного анализа  факторов управления предприятием является определение их статистических характеристик  по их структуре. Общая процедура  структурного анализа факторов управления предприятием включает следующие 4 этапа:

    1. формирование структур и их описание;
    2. определение количественных и качественных характеристик выделенных структур;
    3. формирование критериев и оценки эффективности выделенных структур;
    4. принятие решения о необходимости совершенствования структурных характеристик системы факторов управления предприятием.

Структурный синтез проводиться  с целью  обоснования множества  элементов структуры, отношений  и связей, обеспечивающих в совокупности максимальную степень соответствия заданным требованиям. Главная практическая задача структурного анализа и синтеза  факторов управления предприятием состоит в том, чтобы дополнительные физические реализуемые связи  способствовали бы повышению эффективности системы управления в целом.

Современное состояние экономики  требует глубокого комплексного совершенствования методологии  антикризисного управления, как в  области предупреждения кризисных  ситуации, так и в области преодоления  их последствий. Такое совершенствование  возможно только при понимании движущих сил кризиса, определяющих в свою очередь, структуру факторов антикризисного управления предприятием. В этом случаи структурный анализ  и синтез факторов управления позволяет выйти  на факторную модель антикризисного управления предприятием, обеспечивающую при ее реализации устойчивое развитие предприятия в условиях кризиса [11].

Второй подход,  предложенный  Нестеровым А.Ю., состоит из  отличающихся друг от друга стратегии  и приемов. Применение различных методических подходов к разработке стратегии  предопределяет его содержание и  качество. В настоящее время выделяют три типа стратегии:1) корпоративные  стратегии, рассматривающие предприятие  как целостную социально –  экономическую систему; 2) бизнес –  стратегии, охватывающие отдельные  виды деятельности; 3) функциональные стратегии, охватывающие отдельные элементы организационной  системы. Предполагается, что конкретная ситуация на предприятий, формируемая  совокупность факторов, будет определять цели, задачи и содержание функциональных стратегии. Определение и систематизация, как основных направлений разработки, так и содержания антикризисных  функциональных стратегии предприятий  позволило сформулировать 55 стратегии  в зависимости от содержания целей  выполнения стратегии. Они могут  быть сгруппированы по сущностному  содержанию. Среди них особо следует  выделить следующие:

  • финансовое направление деятельности предприятия, заключающееся в устранении неплатежеспособности, восстановлении финансовой устойчивости и обеспечении финансового равновесия в долгосрочном периоде;
  • технико-технологическое направление деятельности предприятия, характеризующееся в экономии постоянных операционных расходов, экономии на условно-переменных затратах и снижения риска неплатежей контрагентов по сделкам;
  • социальное направление деятельности предприятия, целью чего служит обеспечение консолидации персонала;
  • трудовое направление деятельности предприятия, целью которого является экономия за счет срочных изменений в управлении персоналом, а также повышение эффективности персонала;
  • маркетинговое направление деятельности предприятия, определяющее повышение эффективности управления конкурентоспособностью [9].

Природа внешних факторов, уровень их влияния во многом определяют «набор» конкретных направлений  антикризисного управления с соответствующими инструментами.

Третий подход,  предложенный Поносовой Е.В., заключается в  разработке и реализации антикризисных  управленческих решений, предусматривающих  внедрение нововведении технического и организационного характера в  систему антикризисного управления предприятием.

Система эффективного антикризисного управления предприятием должна обладать такими свойствами, как гибкость и  адаптивность, неформальность управления, снижение централизма для обеспечения  своевременного ситуационного реагирования, усиление интеграционных процессов, позволяющих  концентрировать усилия и более  эффективно использовать производственный, трудовой и инновационный потенциал  предприятий.

При этом осуществленный анализ систем антикризисного управления на предприятиях Пермского края указывает  на практическое отсутствие главных  компонентов выхода из кризиса: нет  стратегического плана реструктуризации, стандартов эффективной организации  управленческой деятельности,  программ повышения профессионализма управленческих кадров [10].

Все это обуславливает  необходимость преобразований и  повышения уровня инновационности  систем антикризисного управления, внедрения  элементов структурного и стратегического  характера  в систему антикризисного управления предприятием.

В практике выделяют два  основных подхода к повышению  инновативности антикризисного управления: технический  и организационный  подход. Технический подход предполагает внедрение нововведений  в систему  антикризисного управления, которые  позволяют предприятиям обеспечить:

  • наращивание потенциала средств вычислительной и организационной техники;
  • использование передового программно – математического обеспечения для решения антикризисных задач;
  • рациональное применение современных коммуникации;
  • формирование единого интегрированного информационного поля предприятий.

Организационный подход ориентирован на реализацию в системе антикризисного управления предприятием эффективных  нововведений, которые окупаются  намного быстрее технических  новшеств. Данный метод позволяет  оперативно производить частичные  и радикальные преобразования функциональных подсистем по всем направленным  системам  антикризисного управления.

На основе разработки управленческих решений  в системе антикризисного управления далее  будет предложена методика, этапы и процедура данной системы (рис. 1).


 



 








 



 




 


 


 

Рис. 3. Этапы и процедуры разработки и реализации антикризисных управленческих решений

Таким образом, для повышения  инновативности антикризисного управления промышленным предприятием необходимо применять не только существующие нововведения, но и  вести поиск и проектировать  новые для внедрения в практику антикризисного управления [10].

Ключевыми направлениями  внедрения нововведений в систему  антикризисного управления являются технические, программные организационные, коммуникативные, управленческие и информационные технологии, что в конечном итоге позволит повысить эффективность управления прогрессивным развитием предприятия.

Изучение и применение предложенных подходов позволит предприятиям успешно функционировать на современном рынке. Постоянно изменяющаяся внешняя среда, в которой функционируют современные предприятия, вынуждает менеджеров применять антикризисное управление, тем самым  наращивая конкурентоспособность предприятия  в соответствии с изменениями в данной среде.

 

2.2 Институциональные направления по стабилизации факторов внешней среды

 

Рассмотрим институциональные  направления, нивелирующие негативное действие факторов внешней среды  на развитие предприятий, в  программе  социально – экономического развития РФ. Целью ее разработки является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В рамках выявления нивелирующих методов управления развитием предприятий необходимо выделить следующие направления: повышение квалификационной рабочей силы, увеличение занятости в экономике, усиление стимулирующего влияния налоговой системы, рост доходов населения. Начнем с более детального рассмотрения методов повышения квалификации рабочей силы.

 Так как процессы глобализации экономики могут обострять конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции могут привести к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств - участников СНГ, в том числе из Российской Федерации. В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

Но необходимо отметить, что для соблюдения правил функционирования рынка труда  должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений, приносящей доход.

Информация о работе Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия