Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:32, реферат

Краткое описание

Фактор – движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.
Внешние факторы – не контролируемые со стороны предприятия силы, которые воздействуют на его внутренние процессы.
Внутренние факторы – контролируемые со стороны предприятия силы, оказывающие существенное влияние на функционирование предприятия.

Оглавление

Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты в инновационной деятельности предприятия 8
Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия 8
1.2 Инновационная деятельность предприятия 13
Глава 2. Основные направления стимулирования факторов инновационной активности предприятии 19
2.1 Определение сущности и направления антикризисного управления на предприятиях 19
2.2 Институциональные направления по стабилизации факторов внешней среды 26
Заключение 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия реферат Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия.docx

— 474.20 Кб (Скачать)

К внутренним факторам развития предприятия относятся следующие: маркетинг и сбыт, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, организационная структура и менеджмент, культура и образ организации.

Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия зависит  от экономических и неэкономических изменений внешней среды.

Экономические факторы можно разделить на финансовые и коммерческие. Финансовые - в основном факторы косвенного воздействия [15]: валютный курс, инфляция, доходность на рынке капиталов, ставка по кредитам, ситуация на фондовом рынке.

Коммерческие  факторы связаны с деятельностью предприятия - изменение конъюнктуры рынка, изменение спроса на продукцию, появление новых конкурентов, расчетно-платежные отношения с поставщиками и покупателями.

Факторы неэкономического характера, которые могут стать причиной рисковой ситуации: стихийные бедствия, экология, политические решения, работа транспорта, нарушения производственного процесса (брак, простои, аварии), технологическое развитие.

Влияние внешних рисков обусловливает  возможность наступления неблагоприятного или благоприятного для предприятия изменения среды, которое нельзя предсказать заранее. Такие изменения или факторы называются непрогнозируемыми (случайными). К данным факторам можно отнести: неожиданные меры государственного регулирования в области экспорта-импорта, ценообразования, налогообложения; изменение внешнеэкономической ситуации; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов; стихийные бедствия; банкротство контрагентов; срыв финансирования и др [1].

Однако в процессе управления предприятием менеджеры делают прогноз макроэкономической ситуации и изменений коммерческой среды, оценивая степень вероятности их наступления, и принимают управленческие решения, исходя из такого прогноза. Следовательно, наряду со случайными можно выделить прогнозируемые факторы. К данным факторам можно отнести: рыночные (изменение потребительских требований, усиление конкуренции и др.); технические (изменение технологии и др.); правовые (возникновение судебных процессов, невыполнение контрактов и др.).

По мнению Черных А.В. управляемые факторы – это переменные, на которые есть возможность воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения либо увеличения положительного эффекта. Уменьшение риска отрицательного эффекта производится путем: принятия управленческих решений (воздействие на факторы внутренней среды); осуществления расходов, изменения условий договоров с контрагентами[15].

Неуправляемые факторы не подвержены воздействию со стороны предприятия, а снизить отрицательный эффект от их действия можно путем учета их влияния в стратегиях развития.

Воздействие факторов может  отличаться количеством или продолжительностью воздействий на функционирование хозяйственной системы. Однократным может быть, например, влияние стихийного бедствия или невыполнения обязательств поставщиком, при договоре разовой поставки [14]. Такие изменения среды следует считать факторами однократного действия, хотя риск их возникновения может быть постоянным, то есть вызванным не изменяющимися с течением времени причинами. В случае если факторы внешней среды оказывают влияние через приблизительно равные промежутки времени (например, сезонные колебания потребительского спроса), то они называются периодически действующими факторами.

Следующая группа факторов среды является постоянно действующая: конкуренция, изменения спроса на товары, вызванные сменой стадии жизненного цикла; технико-технологические изменения и т.д.

Таким образом, при изучении факторов, влияющих на инновационную  деятельность необходимо выделять следующие основные характеристики: тесную взаимосвязь отдельных групп факторов между собой; сложность факторов каждой рассмотренной группы, затрудненность или отсутствие их количественного выражения, возможность одной группы факторов влиять на другую.

Выделение  и  систематизация данных факторов внешней  среды для конкретного предприятия  позволит успешно функционировать  на современном рынке.

 

    1.  Инновационная деятельность предприятия

Развиваясь инновационным  путем, предприятие вынуждено совершенствовать свою производственную базу, систему  материально- технического обеспечения, оптимизировать структуру сбыта  продукции, адаптируя их к изменениям. Одновременно с этим происходит перестройка  организационных структур управления, приобретают опыт и расширяют  знания работники и руководители, отлаживается система взаимодействия с экономическими партнерами, создается  и укрепляется имидж предприятия. В связи с этим растет инновационный  потенциал, расширяются адаптационные  способности предприятия к изменениям внешней среды, что, в свою очередь, может позволить реализовать  новые возможности, обеспечивая  устойчивое развитие предприятия.

Инновация  — это процесс  внедрения нового продукта, технологического процесса, который применим в любой  сфере деятельности человека, реализован на рынке и принес экономический  эффект, т. е. конечный результат инновационной  деятельности [8].

В научной литературе инновации  имеют свою классификацию. Достаточно полную классификацию инноваций  предложил А.И. Пригожин в своей  работе «Нововведения: стимулы и  препятствия (социальные проблемы инноватики)» (рисунок 2).

Рис. 2 Классификация инновации

Инновационной считается  деятельность, направленная на получение  результатов научных исследований и проведение экспериментальных  разработок, которые должны быть реализованы как новый или усовершенствованный продукт, востребованный рынком, а также на создание нового или совершенствование существующего технологического процесса, которые будут использованы в будущей производственной деятельности организации [7].

Другими словами, инновационная  деятельность – это одна из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия, учитывающая как влияние  внешней среды, так и изменение  российского рынка инноваций, происходящих под влиянием общих и специфических  факторов.

При этом следует помнить  о том, что введение технических, организационных и экономических  инноваций вызывает адекватные изменения  в существующих формах и методах  организации управления. Это обуславливает  необходимость непрерывности процесса разработки управленческих инноваций  и становится все более важным условием повышения эффективности  деятельности предприятий [3].

 К общим факторам, оказывающим  влияние на инновационную деятельность  предприятия, относятся циклические  колебания, влияние которых на  российскую экономику в результате  процесса глобализации постоянно  усиливается.   Так рост цен  на российское продовольствие  происходит под влиянием роста  мировых цен или рост цен  на бензин является результатом  роста мировых цен на нефть  или рост мирового спроса повышает  цены на отдельные ресурсы [7].

В качестве специфических  факторов выделяют состояние научно-технического потенциала производственной сферы, коммерческо-политические условия реализации конкретных продуктов  инновационной деятельности на рынке, активность самих менеджеров, которую инновационной назвать сложно.

В условиях интеграции России в международное экономическое  пространство происходит усиление конкурентной борьбы, поэтому российским предприятиям высокотехнологичного сектора следует  развиваться посредством активизации  инновационной деятельности [8].

Под инновационной активностью  понимается интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых  или усовершенствованных продуктов (технологий) в хозяйственный оборот. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности:

 первый подход заключается  в оценке развития инновационной  инфраструктуры и определении  способности предприятий по коммерциализации  нововведений. Такой подход применяется  в основном при формировании  отчетных и статистических данных  о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в стране в целом и на региональном уровне;

 второй подход заключается  в использовании оценки инновационной  активности в качестве исходного  этапа процесса разработки инновационной  стратегии отдельного предприятия.  При этом главная задача состоит  в анализе экономического развития  конкретного хозяйствующего субъекта  и взаимосвязанных с ним структурных  элементов. Предполагается, что дальнейшая  инновационная, инвестиционная, стратегическая, маркетинговая политика будет  формироваться в зависимости  от состояния инновационной сферы предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно использовать экспертные оценки, позволяющие учесть комплекс параметров инновационной активности [8].

В процессе совершенствования  механизма стимулирования инновационной  деятельности необходимо обращать внимание не только на сформировавшиеся особенности, накопленный потенциал как некоторыми активными в инновационном плане  субъектами хозяйствования, так и  народным хозяйством страны в целом, но и на создание условий для дальнейшего  эффективного развития участников рыночных отношений [7].

Отсюда следует, что при  принятии решений о внедрении  инноваций следует учитывать  такие стратегические факторы, как  анализ внешней среды, размещение ресурсов и корпоративную стратегию предприятия. При этом важно помнить, что в  ходе принятия стратегических решений  внедрение новых технологий является в настоящее время одним из определяющих факторов. Это связано  с тем, что реализация инновационной  стратегии, как правило, ведет к  трансформациям в деятельности предприятия, а любые изменения, сконцентрированные на совершенствовании какого-либо процесса, являются инновациями.

Инновационная стратегия  — это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения  системы отбора и реализации нововведений как в технологии, так и в  управлении технологией в соответствии с общественной ориентацией развития. Сверхзадача инновационной стратегии — максимально гармонизировать интересы участников инновационного процесса [4].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что целями инновационного развития промышленного предприятия  могут являться: научно-техническое и организационное развитие производства; повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции; повышение эффективности использования всех видов ресурсов; совершенствование внутрифирменных экономических отношений.

Таким образом, в настоящее  время инновации обуславливают  ориентацию предприятия на перспективное  развитие, а, следовательно, инновационная  деятельность предприятия с развитием  рынка полностью объединяется.

В современных условиях функционирования экономики современный рынок инноваций характеризуется наличием ряда проблем, решение которых необходимо для достижения наилучшего результата.

К данным проблемам можно  отнести следующие: не хватает финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационных разработок; слабо  привлекаются организации, коллективы и отдельные специалисты, потенциально способные осуществлять инновационную  деятельность; противоречива система  создания приоритетов бюджетного финансирования субъектов инновационной деятельности; не эффективны механизмы осуществления  установленных государством приоритетов  научно-технологического развития; не сформирована нормативно-законодательная  база для эффективной реализации инновационной деятельности, а также  мер ее государственной поддержки; отсутствует координация финансируемых  отдельными федеральными органами исполнительной власти научно-исследовательских и  опытно-конструкторских разработок; происходит ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями; существует невысокая информационная прозрачность инновационной сферы; наблюдается низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства.

 Определяющая роль  инноваций в деятельности предприятия  в условиях современной экономики  коренным образом меняет их  деятельность. Инновации становятся  основой конкурентоспособности  предприятий, приводят к повышению  эффективности, улучшению качества  продукции и услуг. Актуальность  разработки моделей управления  инновационным развитием предприятий  исходит из усиления интенсивности  инновационных процессов, сокращения  жизненного цикла инноваций, изменения  функций и состава участников  инновационной деятельности. Изменение  подходов к ее разработке обусловлены  мировыми тенденциями, определившими  снижение роли государства в  управлении инновационным развитием  многих отраслей и выдвижением  предприятий в основные участники  этого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления  стимулирования факторов инновационной  активности предприятии

 

2.1 Определение сущности  и направления антикризисного  управления на предприятиях

Общемировые тенденции усиления макроэкономической нестабильности способствуют актуализации проблем, связанных с  повышением эффективности антикризисного управления на всех уровнях функционирования экономической системы.

Информация о работе Влияние внешней среды на инновационную деятельность предприятия