Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:31, автореферат
Сегодня во всем мире произошла существенная трансформация международной деятельности банков в направлении требований глобализации мировой экономики. Это находит выражение в концентрации банковского капитала, в том числе путем использования механизма слияний и поглощений, расширении сферы международного бизнеса банков, диверсификации продуктового ряда, включая расширение предложения банками небанковских продуктов и услуг.
• приоритетность развития национальных банков, включая государственную поддержку в информационном, технологическом, методическом обеспечении, а в исключительных случаях - прямую протекционистскую защиту (не персонифицированную) или финансовую поддержку всей системы;
• регулирование банковского аудита на законодательном уровне;
• введение форм учета и отчетности, банковских технологий, подходов к обеспечению безопасности, принятых в мировом банковском сообществе.
2. Направление кредитной политики банков на реальный сектор
экономики, установление дифференцированного применения регулирующих механизмов денежно-кредитной политики (резервные требования, ставки рефинансирования и др.) к кредитным учреждениям в зависимости от приоритетных направлений деятельности, причем не только при оперативных антикризисных мерах, но и при реализации долгосрочной стратегии.
В работе отмечена необходимость ограничить деятельность банков в качестве финансовых спекулянтов.
Для достижения поставленной цели на первом этапе это следует сделать в законодательном порядке с одновременным введением ограничений на операции с государственными бумагами небанковских организаций и нерезидентов, в дальнейшем - использовать методы экономического стимулирования; в качестве временной, рассчитанной на два года, кредитную деятельность банков следует ограничить исключительно операциями с национальной валютой, что будет означать прекращение выдачи ссуд в иностранной валюте; депозитную деятельность банков с иностранной валютой нужно свести к расчетной функции, исключив функцию сбережения; создать условия для снижения риска вложений в реальный сектор на основе повышения кредитоспособности заемщиков, системы гарантий возвращения этих кредитов, увеличения привлекательности вложений для банков.
3. Деятельность ЦБ РФ по регулированию международной деятельности российских банков должна быть реорганизована на следующих принципах:
• жесткая регламентация границ деятельности ЦБ РФ и прежде всего безусловное исключение его коммерческой деятельности;
• независимый статус ЦБ РФ в системе государственного управления должен из декларативного превратиться в реально обеспечивающий выполнение им его консолидирующей роли в защите интересов всех кредитных структур (а не только крупных), в обеспечении устойчивости банковской системы в целом;
• укрепление системообразующих элементов банковской системы и оптимизация ее структуры для устранения существенной несогласованности и автономного функционирования двух уровней банковской системы - верхнего
(ЦБ РФ) и нижнего (сеть коммерческих банков), определяющего нестабильность отношений между ними.
4. Повышение доверия к банковской системе России, прежде всего, необходимо связывать с системой гарантий, как государства, так и самого банковского сообщества. При этом следует учитывать, что расширение привлечения иностранного капитала в банковский сектор России не может дать эффективного решения этой проблемы, а лишь усложнит ситуацию в денежно-кредитной сфере.
5. Совершенствование законодательной базы банковской деятельности для обеспечения не только правового регулирования государственного управления кредитно-банковской системой, но и регулирования взаимодействия и взаимной ответственности на различных ее уровнях.
Во втором параграфе – «Интернационализация российской банковской системы и повышение эффективности государственного регулирования международной деятельностью банков» предложен комплекс эффективных мер по совершенствованию механизма государственного регулирования международной деятельностью банков в условиях дальнейшей интернационализации банковской деятельности.
В нем предложено международные банковские операции разбить на четыре группы.
Первую группу составляют международные банковские расчеты. В них основное внимание должно уделяться специфическим технологиям банковских расчетов и корреспондентским отношениям банков.
Вторую - международная банковская деятельность по привлечению средств. Здесь следует обращать внимание на современные инструменты и стратегии.
В третью группу следует включить операции банковского финансирования. Особое внимание следует обращать на банковскую специфику пассивных и активных процентных операций.
Четвёртую группу банковских услуг составляют разнообразные международные некредитные операции, дающие современным банкам существенную часть их доходов. Сюда следует включать работу на валютных, фондовых и деривативных рынках, а также ряд специфических банковских операций, таких как андеррайтинг, финансовый консалтинг, маркетинг финансовых рынков и т.д.
На основе проведенного анализа международных банковских операций в работе сделаны обобщения и выводы по обеспечению международной банковской деятельности банков.
Во-первых, государство должно стимулировать концентрацию банковского капитала не повсеместно, а выборочно, «точечно». Политика «всеобщей концентрации» может привести к общему сокращению численности банков, и прежде всего региональных банков, в том числе средних и мелких, успешно работающих с устойчивой клиентурой. Концентрация же капитала важна для создания крупных системообразующих банков, в том числе и транснациональных.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее приемлемый способ такой концентрации – создание банковских консорциумов, альянсов или домов. Как свидетельствуют результаты опросов управленческой элиты крупных зарубежных фирм, число альянсов в различных сферах экономики, и в первую очередь в финансовой, растет.
Основной европейской формой объединения банков традиционно являются стратегические альянсы. При этом банки объединяют свои ресурсы и усилия для достижения общих целей, не поступаясь собственной независимостью, сохраняется важность отношений для ведения бизнеса и европейское стремление к кооперации. К основным выгодам альянса относятся: повышение качества обслуживания клиентов (любые услуги, в любое время, в любом месте); выведение на рынок новых банковских продуктов и инструментов; снижение удельных затрат. Кроме того, альянсы на качественно ином уровне решают проблему самостоятельности участвующих структур, в максимальной степени учитывая амбиции и индивидуальность управленческой верхушки сторон, что весьма важно в современных российских условиях.
Во-вторых, назрела необходимость создания специального органа, следящего за процедурами слияния и поглощения банков – участников международной банковской деятельности.
В западной практике процедуры слияний и поглощений - общепринятые элементы развития финансового рынка. О рутинности процесса, в частности, свидетельствует регулярная статистика относительно числа, типа, отраслевого состава сделок по слияниям и иных параметров. Для нас это - дело сравнительно новое. Поэтому важно иметь специальный орган, контролирующий процедуры слияния и поглощения в банковской сфере и обеспечивающий прозрачность данных процедур. В России сейчас подобные сделки контролирует ЦБ РФ, а также Федеральная антимонопольная служба, но их никак нельзя считать специализированными органами, контролирующими банковские слияния и поглощения. В ЕС, например, существует Комитет по банковскому надзору (Banking Supervisory Committee), осуществляющий контроль за слияниями и поглощениями банков.
Помимо этого на региональном уровне в каждой из стран-членов ЕС существуют структуры или соглашения, регулирующие подобные процессы. Например, в Германии в 2000 году был создан Комитет по надзору за финансовым рынком (Forum for Financial Market Supervision), в который входят Deutsche Bundesbank и Министерство Финансов, осуществляющие контроль за соблюдением правил сливающимися банками, предоставляющие необходимую информацию, а также оказывающие помощь при разработке стратегии слияния.
В-третьих, необходимо оказание коммерческим банкам методической и консультационной помощи для проведения эффективной международной банковской деятельности.
Банковское сообщество вправе ожидать от Центрального банка больше методической и консультативной помощи по вопросам участия в международной банковской деятельности. За пределами разработанных инструкций осталось много вопросов. Здесь и формы документов, и вопросы с балансом, отчетностью, клиентами, и взаимодействие вновь образованного коммерческого банка с Центральным.
С 1 января 2008 года вступило в силу положение «О кураторах кредитных учреждений банка России», согласно которому кураторы могут помимо контроля оказывать по желанию банка консультационные услуги.
В-четвертых, весьма актуально сегодня – образование информационного банка данных.
Создание информационного банка данных по указанному кругу проблем важно с многих точек зрения, включая и задачу сохранения конфиденциальности информации о намерениях банков в международной банковской деятельности. Инициаторами создания такой структуры могли бы стать как сами коммерческие банки, так и, возможно, территориальные управления ЦБ РФ.
Специфика российского рынка банковских услуг – в сравнении с западным – состоит и в том, что в силу неразвитости фондового рынка большинство сделок банков заключается на частном рынке, «рынке контрольных пакетов».
Поэтому, например, наиболее распространенной формой перехода контроля и объединения банковских капиталов являются поглощения (сделки лидера), а не слияния (сделки равных), характерные для европейских стран.
В-пятых, целесообразным представляется создание дополнительных налогово-финансовых стимулов для международной банковской деятельности.
С одной стороны, дополнительными стимулами к международной деятельности банков могли бы стать прозрачные налоговые выигрыши, получение доступа к привлекательным сегментам рынка; налоговые льготы участникам международной банковской деятельности и т.п. Консолидированное налогообложение, которое позволило бы использовать прибыль одного члена банковской группы для компенсации убытков других членов группы, также могло бы стать важным стимулом формирования официальных (де-юре) международных банковских групп.
В-шестых, необходимо дальнейшее и постоянное совершенствование законодательно-нормативной базы международной банковской деятельности.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что активизация процессов международной деятельности банков влечет необходимость разработки эффективного законодательства и становления правовой системы, направленных на защиту интересов мелких банков (по образцу англосаксонской модели), а также жесткую регламентацию международной банковской деятельности.
Применительно к сектору международной банковской деятельности необходимость совершенствования национального и международного законодательства (в том числе антимонопольного) видится в направлении:
защиты интересов банковских клиентов путем поддержания конкуренции и избежания монополизации рынка банковских услуг;
расширения перечня оказываемых банковских услуг и повышения общей культуры банковского бизнеса;
повышения прозрачности сделки и деятельности объединяющихся банков, раскрытия информации о деятельности и стратегии развития;
единство международных и национальных правовых норм, регламентирующих международную деятельность банков.
В-седьмых, международная деятельность банков должна способствовать повышению (или хотя бы не снижению) устойчивости международной банковской системы, снижению риска для вкладчиков и инвесторов.
Наблюдается общемировая тенденция приобретения банками небанковских компаний, которая также требует регулирования со стороны государства. В Западной Европе, например, наблюдается тенденция к ограничению величины и степени концентрации рисков, которые может принимать банк, связанный с промышленными компаниями. В России государственное регулирование сконцентрировано на финансово-промышленных группах и направлено главным образом на обеспечение платежеспособности банков, входящих в ФПГ, и сокращение финансовых рисков.
Третий параграф – «Обеспечение конкурентоспособности российских банков в международной банковской системе» содержит рекомендации, направленные на совершенствование инструментов и механизмов обеспечения конкурентоспособности международной банковской деятельности российских банков.
Эффективность мобилизации средств транснациональными банками определяется следующими факторами:
- финансовые рынки быстро разрастаются в институты глобального масштаба и многие из них (например, рынки депозитов в евровалютах, рынки иностранных валют, государственных ценных бумаг) становятся такими рынками, которые связывают Европу, Северную Америку и восточные страны в единую финансовую сеть, функционирующую непрерывно. Не отстают и рынки акций, а также фьючерсные рынки и хеджевые рынки с разветвленными по всему миру операциями в стремлении удовлетворить как можно большее число компаний и расширить финансовый инструментарий;
- устаревшие методы кредитования трансформируются в новые финансовые инструменты и способы мобилизации капитала. Из наиболее важных тенденций можно назвать ссуды под ценные бумаги и крупнейшие взаимные фонды. В последнее время банки все чаще сталкиваются с трудностями в привлечении сравнительно дешевых депозитов, поэтому они занимаются поиском фондов, поощряя таким образом всяческие финансовые инновации. Таким образом на международном уровне банки все более вовлекаются в конкурентную борьбу за финансовые ресурсы не только друг с другом, но и с тысячами других финансовых институтов. Многие потенциальные заемщики также открыли для себя инновационные способы пополнения собственных фондов, например путем продажи краткосрочных векселей инвесторам, не прибегая к помощи банковских учреждений;
Информация о работе Влияние глобализации мировой экономики на международную деятельность банков