Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа
Федеральные государственные нужды это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Поставки продукции для федеральных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Введение
Глава 1. Организация государственных закупок.
1.1 Особенности организации государственных закупок
1.2 Анализ российского законодательства в области госзакупок
Глава 2. Специфика закупки строительных работ.
2.1 Особенности проведения конкурсов в строительстве
2.2 Методические подходы к отражению в конкурсной
документации вопросов подготовки предложений по цене предмета конкурса в строительстве
2.2.1 Проведение конкурсов в строительстве при наличии
утвержденной проектной документации
2.2.2 Проведение конкурсов в условиях отсутствия утвержденного проекта (ТЭО)
Глава 3. Практические подходы по применению комплексной оценки предложений участников и выбору победителя конкурса
3.1 Методологический подход при определении и соизмерении стоимостных и балльных оценочных показателей
3.2 Вариант методики экономической оценки заявок
3.3 Балльная оценка открытых торгов в Ульяновской области
3.4 Анализ применения различных способов закупок
Заключение Литература Приложения
Применительно
к системе материально-
Решению данной проблемы во многом может способствовать созда¬ние открытой и гласной системы закупок материальных ресурсов. Осущест¬вить это возможно посредством организации открытых конкурсов (торгов, тендеров) на приобретение продукции производственно-технического на-значения, то есть использование процедур прокьюремента.
Прокьюремент
можно определить как совокупность
практических методов и приемов,
позволяющих максимально
Для понимания
сущности прокьюремента важно выделить
следующие ключевые моменты и
понятия. Во-первых, это «закупки», так
как прокью-ремент является одним
из способов осуществления закупок
товаров, работ и услуг. Здесь
важно отметить юридический и
экономический аспекты во¬
С экономической точки зрения регулирование закупок важно по сле-дующим обстоятельствам. В последние годы в мировой практике при реше-нии вопроса рационализации финансовых потоков и обеспечения удешевле-ния производства особо пристальное внимание уделяется именно закупкам, так как в большинстве случаев именно в этой сфере имеются наибольшие резервы повышения эффективности всего бизнеса. По оценкам ряда аналити-ков, в технологически отлаженных производствах 50-60% потенциальной экономии имеется в сфере материально-технического обеспечения, 30% - в сбытовой сфере и 10-20% - в непосредственно производственной сфере.
Второе ключевое понятие - «конкурсные торги» как публичное отк-рытое состязание претендентов за получение контракта на поставку товаров или выполнение работ. Именно на этом способе установления хозяйствен¬ных связей основывается прокьюремент. Главной задачей при закупках про-дукции для государственных нужд является обеспечение максимальной эф-фективности расходования средств государственного бюджета. Важнейшим условием решения этой задачи является достижение максимальной конку-ренции за государственные контракты, а конкурсы и есть главный инстру-мент достижения такой конкуренции.
Третье ключевое понятие - это «интересы заказчика». Важно особо подчеркнуть, что речь идет не только о текущих интересах, а главным обра-зом о долгосрочных интересах заказчика.
Прокьюремент необходим не для фирм однодневок, а для тех бизнес-менов, которые рассчитывают на длительную успешную деятельность в дан-ной сфере рынка, а это возможно только тогда, когда хозяйственные контр-агенты будут видеть в нем надежного, заслуживающего доверия партнера.
Все процедуры прокьюремента основываются на равноправном и ува-жительном отношении к интересам хозяйствующих контрагентов. Четкое соблюдение этих процедур создает заказчику положительную долгосрочную репутацию на рынке, что само по себе является значительным капиталом, которым следует дорожить не меньше, чем финансовыми ресурсами.
Законодательство
в области государственных
И наконец - «совокупность практических методов и приемов», то есть сам инструментарий, при помощи которого осуществляются процеду¬ры конкурсных закупок продукции.
Для обеспечения
привлекательности и
- открытость (гласность);
- равноправие (справедливость);
- экономичность;
- эффективность;
- ответственность.
Основным принципом прокьюремента, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объ¬явления победителей, осуществляются публично и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. Многолетний мировой опыт показывает, что открытость является весьма сильнодействующим средством от такой бо-лезни, как коррупция. Напомним, что основной до недавнего времени до-кумент, регулирующий процедуры конкурсного отбора поставщиков продук¬ции для государственных нужд, - Положение об организации закупки това¬ров, работ и услуг был утвержден Указом № 305 [10]. Само наз¬вание указа однозначно говорит о его целевой направленности.
Показательно и то, что Всемирный Банк в качестве стратегического оружия по борьбе с коррупцией избрал именно прокьюремент, внедряя во всех странах его процедуры.
Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что ус-ловия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения по-бедителя устанавливаются заранее и для всех участников они одинаковы. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием проце¬дур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по от-ношению к кому-либо из участников.
Принципы экономичности и эффективности внешне кажутся схо¬жими, и даже может создаться впечатление, что это определенная тавтоло¬гия, но это не так. Экономичность означает, что сами процедуры конкурс¬ных торгов должны осуществляться с минимально возможными затратами, в то время как реализация принципа эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, в результате которых должны быть осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. В определенной степени экономич-ность влияет на конечную эффективность, но это не одно и то же. Из примера недавней практики формирования хозяйствен¬ных связей в нашей стране.
В условиях плановой экономики система формирования хозяйствен¬ных связей была чрезвычайно экономичной, если ее оценивать по такому кри-терию, как количество трудозатрат на одну установленную хозяйственную связь или количество трудозатрат на обеспечение заказов на весь объем про-изведенной продукции.
Была создана достаточно четкая система сбора информации о потребно-стях и планах производства, увязки специфицированной потребности и ас¬сортиментных планов производства, формирования на этой основе хозяйст¬венных связей. Эту работу осуществляла относительно небольшая группа работников общегосударственной системы снабжения и соответствующих министерств и ведомств.
Экономичность
такой системы формирования хозяйственных
связей особенно стала видна тогда,
когда она подверглась
Снятие части продукции с централизованного распределения повлекло за собой небольшое снижение числа работников, занимающихся этими воп-росами в центральных органах материально-технического снабжения, но это снижение было многократно (в десятки раз) перекрыто увеличением числа работников служб снабжения на предприятиях. Дальнейшее разрушение цен-трализованного распределения и ликвидация дефицита материальных ресур-сов привели к лавинообразному увеличению служб сбыта (маркетинга) на предприятиях.
С этих позиций экономичность централизованной системы распреде-ления материальных ресурсов достаточно очевидна. Но столь же очевидна была и ее неэффективность с точки зрения решения задачи обеспечения конечного потребителя всеми необходимыми ему ресурсами в нужном ас-сортименте, качестве и в заданные сроки. Формирование хозяйственных связей шло, главным образом, исходя из интересов изготовителей, самой распределительной системы, а интересы пот¬ребителей учитывались в крайне недостаточной степени. Поэтому экономика России была чрезвычайно ресурсоемкой, и никакие меры по экономии ресурсопотребления, предпринимаемые в течение десятилетий, не дали, да и не могли дать, в тех условиях сколь-нибудь заметный результат. Достигаемая экономич¬ность самих действий многократно перекрывается неэффективностью ко¬нечных результатов таких действий.
Тем не менее, проблема удешевления процесса проведения конкурс¬ных торгов стоит достаточно остро. В мировой практике одним из основных путей ее решения является унификация. Она касается всех конкурсных про-цедур: подготовки конкурсной документации, подготовки конкурсных пред-ложений, проведения квалификационных отборов, систем оценки конкурс-ных предложений, выявления победителя и заключения контракта.
Из приведенного нами рассуждения следует важный вывод. Безуслов-но, нужно стремиться к минимизации затрат на проведение конкурсных торгов, но это не должно идти в ущерб их конечной цели - эффективности.
Чрезвычайно важна при проведении закупок реализация принципа от-ветственности. Содержательно он означает, что уполномоченные лица за-казчика отвечают за все пункты контракта, который они заключили, и ни¬кто не должен оказывать давление, чтобы уполномоченные лица нарушили условия контракта.
Этот принцип
в значительной мере сочетается с
понятием святости контракта, которое
означает, что не может быть таких
условий, которые бы требовали нарушения
заключенного контракта. Осознание
важности этого понятия особенно
актуально для современных
Характерна для
наших условий ситуация, с которой
столкнулись, в частности, работники
одной из структур Министерства путей
сообщения. В 1997 г. они провели конкурс
на закупку мазута, в результате
его был опреде-лен победитель, с
которым и заключили контракт. Еще не наступило
время выполнения обязательств по контракту,
как в МПС обратился еще один по-тенциальный
поставщик, который предложил существенно
лучшие условия поставки мазута. Это вызвало
у работников МПС раздумья: разрывать
или нет ранее заключенный контракт. С
точки зрения принципов прокьюремента
здесь нет причин для раздумий. Коль уж
заключил договор, то надо его выполнять.
И даже если с учетом всех штрафов и неустоек
за разорванный контракт новый поставщик
будет вроде бы более выгодным, то с точки
зрения долгосрочных интересов покупателя
это все равно не допустимо, так как он
теряет свое лицо на рынке, а поэтому в
следующий раз поставщики будут предлагать
ему товар по более высокой цене с учетом
риска за возможный срыв контракта.
Глава 2. Специфика закупки строительных работ
2.1 Особенности
проведения конкурсов в
Из особенностей проведения конкурсов по размещению заказов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве по сравнению с прове-дением конкурсов на закупку товаров отметим:
- большой объем технической части конкурсной документации;
- проведение
конкурсов при различной
- большие возможности по разбивке объекта конкурса на отдельные предметы конкурса (лоты) с целью усиления конкуренции;
- возможность
использования различных форм
координационных и
- возможность
привлечения участников из
- большой объем и краткость периода действия согласований про-ектов;
- большие возможности
представления альтернативных
- необходимость
и реальная возможность