Управление государственной собственностью в условиях рыночной трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изложение особенностей управления государственной собственностью в условиях трансформации экономики.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:
- дано понятие, определена структура, специфика и основные функции государственной собственности;
- описаны принципы государственного управления собственностью;
- определены теоретические основы управления государственной собственностью в переходный период;
- проанализирован опыт приватизации в зарубежных странах;
- проанализированы процессы приватизации в Республике Беларусь и даны рекомендации по совершенствованию данного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 3
1.1. Понятие, структура, специфика и основные функции государственной собственности в Республике Беларусь 3
1.2. Принципы управления государственной собственностью 6
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 11
2.1. Теоретические основы трансформации государственной собственности в переходный период 11
2.2. Опыт приватизации в зарубежных странах 13
3. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

3637 готово.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      2)  Привлечение  большего  числа   консультативных  экспертов (в   том  числе  иностранных  специалистов)

      Во  время приватизационных переговоров  обсуждаются сложные вопросы, которые  сопряжены с высоким уровнем специальных знаний. В настоящее время у представителей белорусских государственных учреждений наблюдается недостаток таких знаний, что вызывает необходимость привлечения квалифицированных, опытных и авторитетных консультантов  из  частного  сектора (банки,  аудиторские и консультативные фирмы). Сюда же можно включить высококвалифицированных иностранных специалистов, которые  могут помочь использовать опыт более развитых в этом отношении стран. Такие эксперты, отобранные на конкурсной основе, могут быть очень полезны государственным чиновникам [11, c. 12].

      Несмотря  на то, что наем зарубежных специалистов является более затратным, эти затраты  оправданы. Во-первых, будет продемонстрирована четкая приверженность  правительства  цели  придания  нового  импульса  процессу  приватизации.  Во-вторых, работа зарубежных специалистов может быть профинансирована за счет средств внешних доноров. В-третьих, это будет способствовать повышению компетенции местных специалистов, и с течением времени потребность в привлечении экспертов, особенно зарубежных,  уменьшится. Можно  отметить,  что  страны  с переходной  экономикой,  которые начали процесс приватизации в самом начале 1990-х годов, сегодня являются основными советчиками других, менее опытных в этом отношении стран.

      Рекомендуется отсутствие в настоящее время опыта в соответствующих государственных учреждениях смягчить более широким использованием экспертов из частного сектора и иностранных специалистов. С течением времени внутренний институциональный потенциал будет расти, и позволит заменить их на отечественных специалистов.

      3) Применение современных методов  оценки 

      Хотя  жесткие и длительные переговоры между продавцами и покупателями активов скорее правило, чем исключение в бизнес-операциях, обычно этот процесс проходит в рамках общепринятых критериев оценки. Преимущество  состоит в том, что обе стороны соглашаются на концептуальном уровне по ключевым критериям оценки стоимости компании, тогда как различия касаются лишь некоторых деталей [11, c. 13].

      Общепринятые  критерии оценки, применяемые как  в бизнесе, так и в приватизационных сделках,  определяют  рыночную  стоимость  предприятия  в  соответствии  с «Методом  дисконтированных денежных потоков» (DCF). Этот подход основан на ожидаемых денежных доходах, которые предприятие в состоянии генерировать, а также на анализе специфических рисков компании. Также этот подход принципиально отличается от оценки балансовой стоимости активов компании, так как в его основе заложена информация не о существующей, а о потенциальной стоимости компании.

      Введение  таких  современных методов  снизит  вероятность  крайне  нереалистичных  ценовых  запросов  со  стороны  органов  государственной  власти,  и  увеличит,  таким  образом, вероятность  успешного завершения сделки. Реализация всех этих методов займет много времени и потребует профессиональной подготовки, однако хотим отметить,  что  уже  сегодня  параллельно  необходимо  изменять  основанную  на  балансовой оценке  методологию  определения  стоимости  предприятия.  Первым  шагом  в  данном  направлении должен стать расчет балансовой стоимости на основе международных стандартов [11, c. 14].

      Рекомендуется применять современных методов оценки, такие как «Метод дисконтированных денежных потоков» (DCF). Он снизит вероятность крайне нереалистичных ценовых запросов со стороны органов государственной власти, и тем самым будет способствовать росту количества заключенных сделок.

      4) Реформа условий будущих продаж 

      Согласование  с инвесторами помимо цены определенных условий является общепринятым подходом, однако, это должно быть сделано таким образом, чтобы интересы и государства, и нового владельца были в равной степени учтены. Как правило, владелец заинтересован в таком управлении компанией, которое приносит прямую выгоду ему (прибыль), а также опосредованную  обществу (заработная  плата,  рабочие места,  налоги).  Наиболее распространенная система оценки (DCF, см. выше) основана на предположении, что компания является действующим предприятием, которое генерирует непрерывный поток денежных  средств  на  основе  своей  производственной  деятельности. Ограничение  свободы развития активов может привести либо к отсутствию интереса к сделке со стороны инвестора, либо к снижению цены (если это устраивает потенциального покупателя).

      Признавая тот факт, что некоторые условия  продажи могут быть вполне рациональными  и обоснованными, их общий перечень должен быть открыт и доступен для  всех заинтересованных сторон. Только таким образом инвестор может  определить, являются ли эти условия приемлемыми, и, следовательно, стоит ли приступать к переговорам [11, c. 15].

      Рекомендуется, выдвигая дополнительные условия при продаже предприятия новому владельцу, властям учитывать и государственные интересы, и интересы покупателя. В любом случае, полный перечень этих условий должен быть в свободном доступе.

 

      Заключение

 

      Сильный и устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе  может быть достигнут только путем  существенного увеличения доли частного сектора в экономике Беларуси, так как прежние факторы роста постепенно ослабевают. В свою очередь, более активное  участие  частного  сектора  в  экономической  деятельности  может  быть  достигнуто только за счет продажи государственной доли в большей части предприятий. Приватизация, таким образом, является ключевой составляющей плана структурных реформ, которому должны следовать белорусские власти.

      В то время как существует ряд внешних  причин тормозящих процесс приватизации, негативное влияние также оказывают  и внутренние причины, а именно существующие недостатки его проведения. Таким образом, устранение этих недостатков является предварительным условием активизации приватизационного процесса.

      Быстрый рост приватизационной активности в течение 2007–2008 годов по сравнению с предыдущими годами практически остановился с приходом в Беларусь мирового финансового кризиса. С конца 2008 года состоялось лишь несколько новых сделок. Придание нового импульса приватизационному процессу имеет исключительное значение для властей Главным  выводом  из  предыдущей  главы  является  то,  что  процесс  приватизации  нужно стимулировать. Одной из важных рекомендаций можно назвать необходимость фундаментальных изменений  в  стратегии проведения приватизации. Власти  должны пересмотреть свою политику ориентирования на завышенные докризисные цены на активы и использовать инструмент предварительной приватизации. Мы рассматривали эти вопросы в нашей предыдущей аналитической записке.

 

      Список  использованных источников

 
      
  1. Конституция Республики Беларусь с изменениями  и дополнениями 1994 года.
  2. А. Савченко, «Экономические основы управления государственной собственностью» // Экономическая политика: стратегия и тактика, 2000 г. - №6.
  3. В. Авеков, «Проблемы управления собственностью. Вопросы теории и практики», М.: Современная экономика и право, 2004 г.
  4. В.А.Галанов, О.А.Гришина, С.Р. Шибаев, «Управление государственной собственностью на акции» // Финансы и статистика, 2004 г., - 352 с.
  5. В.И.Кушлина, «Государственное регулирование рыночной экономики», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
  6. В.Кошкин, «Управление государственной собственностью» // Учебник, Изд-во Экмос, 2002 г., - 664 с.
  7. Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов, «Основы теории государственного управления», Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000 г. – 448 c.
  8. Е.Н. Невзорова, «Государственное регулирование отношений собственности», Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003 г.
  9. Н. Лисовская, «Постсоциалистическая трансформация» // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2003 г. — № 1.
  10. Н.А. Абдуллаев, «Государственный сектор экономики переходного периода», М.: Издат. дом «Финансовый контроль», 2003 г.
  11. Р. Кирхнер, Р. Джуччи, А. Скриба, «Как улучшить процесс  приватизации в Беларуси» // Аналитические записки, июль 2010 г.
  12. Э.В. Талапина, «Управление государственной собственностью», - СПб.: Юридический центр Пресс, - 2002 г.

Информация о работе Управление государственной собственностью в условиях рыночной трансформации