Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью данной работы является изложение особенностей управления государственной собственностью в условиях трансформации экономики.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:
- дано понятие, определена структура, специфика и основные функции государственной собственности;
- описаны принципы государственного управления собственностью;
- определены теоретические основы управления государственной собственностью в переходный период;
- проанализирован опыт приватизации в зарубежных странах;
- проанализированы процессы приватизации в Республике Беларусь и даны рекомендации по совершенствованию данного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 3
1.1. Понятие, структура, специфика и основные функции государственной собственности в Республике Беларусь 3
1.2. Принципы управления государственной собственностью 6
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 11
2.1. Теоретические основы трансформации государственной собственности в переходный период 11
2.2. Опыт приватизации в зарубежных странах 13
3. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Содержание
Собственность одно из фундаментальнейших и древнейших научных понятий. Оно основополагающее для экономической теории. У него множество сложных определений, сводящихся (в кратком пересказе) примерно к следующему: собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. Государственная собственность и эффективное управление ею помогает не только корректировать макроэкономические процессы, но и создавать конкурентные рыночные отношения, которые будут способствовать развитию экономики в будущем. Это и обуславливает актуальность выбранной темы работы.
Объектом курсовой работы является государственная собственность.
Предмет:
управление государственной
Целью данной работы является изложение особенностей управления государственной собственностью в условиях трансформации экономики.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:
- дано понятие, определена структура, специфика и основные функции государственной собственности;
- описаны принципы государственного управления собственностью;
- определены теоретические основы управления государственной собственностью в переходный период;
- проанализирован опыт приватизации в зарубежных странах;
- проанализированы процессы приватизации в Республике Беларусь и даны рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Согласно Конституции Республики Беларусь, государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности [1].
Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) - ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется конституциями, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.
В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности [1].
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Субъектами
права государственной
Государственная
собственность выступает в виде
республиканской собственности (собственность
Республики Беларусь) и коммунальной собственности
(собственность административно-
Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства [1].
Средства
республиканского бюджета, золотовалютные
резервы, другие объекты, находящиеся
только в собственности государства, и
иное государственное имущество, не закрепленные
за республиканскими юридическими лицами,
составляют казну Республики Беларусь.
Коммунальная собственность состоит из
казны административно-
Государственное хозяйствование – феномен не менее экономический, чем рынок, конкуренция, товар, деньги, капитал и т.п. Его основой является государственная собственность, именно через нее реализуется государственный и публичный интерес. Она выполняет ряд важнейших для экономики функций:
n государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Так, полностью в государственной собственности находятся электроэнергетика в Японии, Канаде и Франции, железнодорожный транспорт во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт во Франции и Испании, почтовая связь в США и Японии. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д. [2, c. 4];
n она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
n государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);
n государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления невидимой руки рынка невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка [6, c. 287];
n государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;
n она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий и т.д.
Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К первым, как правило, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Вторыми выступают федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности [2, c. 5].
Давно доказано, что собственность - основа любой социально-экономической системы. Государственная же собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов [2, c. 6].
Приватизация – лишь один из инструментов, часть данной системы. Она отражает отношения по поводу трансформации государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала. Объективно она имеет две стадии – преимущественно формальной и реальной приватизации. На первой осуществляется преобразование государственной собственности в частную, юридически закрепляются правомочия новых собственников. На второй формируются реальные новые частные собственники, которые организуют процессы эффективного воспроизводства и использования собственности.
Управление государственной собственностью в период глобальных преобразований – одна из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке. В сегодняшних условиях трудности исследования в данной сфере усиливаются идеологическим и политическим “шумами”, которые мешают осмыслению практики трансформации собственности. Критический анализ нередко подменяется “идеологической войной” между противниками и сторонниками государственной и частной форм собственности [2, c. 7].
Для рациональной организации социально-экономической системы необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности. Только строго юридическое закрепление конкретных объектов собственности за их субъектами, уточнение статуса последних с установлением соответствующего “пучка прав” (причем, гарантированных), экономической и другой ответственности, не взирая на тип собственника (частное лицо или государство), создает мощные экономические и другие стимулы для рациональной организации ее использования и воспроизводства.
Управление
государственной
Важнейшая функция такого управления - координация взаимодействия между субъектами государственной собственности, а также ее с другими формами собственности. Ее воспроизводство происходит в условиях рыночных отношений, следовательно, при управлении ею необходимо соответствовать требованиям рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. [2, c. 7]
Более полно и точно управление государственной собственностью можно определить как систему организационно-экономических отношений между различными субъектами (субъектами и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. Особенностью такого определения является комплексность – задействование одновременно целевого, воспроизводственного, системного и функционального подходов.
Так, при управлении государственной собственностью реализуется система функций, включающая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и т.д. При этом могут быть использованы административные, экономические и другие методы. Следует также заметить, что общественные и государственные интересы могут совпадать и не совпадать. Государство нередко выражает интересы не всего общества, а в первую очередь крупного капитала, бюрократического аппарата и т.д. [2, c. 8]
Среди общих принципов управления государственной собственностью выделяются следующие.
1. Необходимость оценивать его результативность на основе критериев социальной и экономической эффективности. При первой затраты на управление соотносятся с благами, получаемыми обществом, при второй - с интегральным народнохозяйственным эффектом. При этом используется целая система показателей.
2. Целеполагание – разработка дерева целей с выделением основной и приоритетных. Стратегической социальной целью является создание материальных условий для устойчивого воспроизводства благ, удовлетворяющих социальные потребности общества. Общая экономическая цель – обеспечение устойчивого развития государственного сектора экономики. При реализации принципа целевого подхода необходимо, чтобы:
Информация о работе Управление государственной собственностью в условиях рыночной трансформации