Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Попытка дать оценку происходящим изменениям в расчетах и изменяющемся бухгалтерском учете в связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями
1.1 Нормативное регулирование расчетов
1.2 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности
1.3 Формы расчетов с поставщиками и покупателями
1.4 О сближении российских правил оценки дебиторской и кредиторской задолженности с требованиями МСФО
2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.3 Учет расчетов по авансам и векселям
2.4 Создание и использование резерва по сомнительным долгам
2.5 Инвентаризация расчетов и раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности
3. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

бух фин учет.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать  передачи ему чека с распиской  в получении платежа.

Гарантия  платежа (аваль) по чеку в полной и  частичной сумме дается любым  лицом, кроме плательщика, путем  проставления на лицевой стороне  чека или на дополнительном листе  надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается , что  он дан за чекодателя. [21]

Отказ в  оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов:

- нотариусом  в форме протеста или составления  акта;

- указанием  на чеке отметки плательщика  об отказе оплатить;

- указанием  на чеке даты инкассирующего  банка и отметке о том, что  чек своевременно выставлен и  не оплачен.

Общая схема  расчетов с использованием чеков приведена:

 

 






 

Рисунок 4 - Расчеты чеками:


1- заявление  на получение чековой книжки; 2- платежное поручение для депонирования  средств; 3- депонирование средств; 4- выдача чековой книжки; 5- отгрузка  ТМЦ; 6- выдача чека; 7- реестр чеков  для оплаты; 8- требование на оплату; 9- перечисление средств [21]

 

1.4 О сближении российских правил  оценки дебиторской и кредиторской  задолженности с требованиями  МСФО

 

В настоящее  время в нашей стране действуют  нормативно-правовые документы, принятые в развитие государственной Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности. Приказом Минфина России от 01.07.04 № 180 утверждена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Согласно данному документу в  обществе произошло осознание необходимости повышения темпов адаптации российской системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО, поскольку профессиональное и бизнес-сообщество заинтересовано в повышении прозрачности бухгалтерской отчетности российских компаний. [17]

Одним из краеугольных камней отечественного законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности является проблема оценки объектов бухгалтерского учета для их адекватного экономическим  реалиям представления в отчетности.

В современных  рыночных условиях правила диктуют  покупатели и заказчики, которым  выгодно сначала получать товар  или принять работу, а только потом  расплачиваться. Чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов, все чаще используют коммерческое кредитование, отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара не совпадает по времени с  получением за них денежных средств, у поставщика возникает дебиторская  задолженность, которая, увы, может  быть никогда не погашена, поэтому  возникает необходимость принятия взвешенных решений, сопоставления  риска непогашения дебиторской  задолженности с риском потери контрагентов. А это в свою очередь порождает  проблему ликвидности предприятия. [17]

В связи  с этим долги предприятий частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью  денежных расчетов, их составным элементом. Дефицит денежных средств в экономике  и неплатежеспособность многих предприятий  сделали вопросы работы с дебиторами одним из главных в перечне  финансовых менеджеров. По общему признанию  руководителей и специалистов российских фирм, проблема управления дебиторской  задолженности в значительной степени  осложняет еще и несовершенством  и законодательной базы в оценке задолженности.

Исследования  законодательства, регламентирующего  учет дебиторской и кредиторской задолженности, позволило выявить  проблемы их оценки, не позволяющие руководству российских фирм представлять прозрачную отчетность контрагентам и иметь реальную информационную базу для управления задолженностью.

В соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 и п. 16 ПБУ 10/99 образование дебиторской и кредиторской задолженностей производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов. Рассмотрим существующие подходы к оценке дебиторской и кредиторской задолженности согласно российским правилам, адаптированным к правилам международных стандартов. [17]

МСФО  регламентируют использование дисконтированной стоимости для оценки дебиторской  задолженности: стандартом «Выручка» (§ 11) задекларировано требование дисконтирования номинальных величин при оценке дебиторской задолженности и определена применяемая для таких случаев процентная ставка.

МСФО  регламентирует использование дисконтированной стоимости для оценки кредиторской задолженности: в МСФО 16 «Основные  средства» (§ 23), МСФО 2 «Запасы» (§ 18), МСФО 38 «Нематериальные активы» (§ 32) указано требование для случаев отсрочки оплаты свыше обычных условий признавать в качестве процентного расхода в течение периода отсрочки разницы между дисконтированной и номинальной стоимости платежа.

В России традиционным можно считать подход к оценке дебиторской и кредиторской задолженности, использующий фактическую  стоимость. Альтернативным считается  подход, доказывающий возможность применения дисконтированной стоимости.

Вопрос  о том, какому подходу отдать предпочтение при составлении бухгалтерской  отчетности российских компаний, является открытым на протяжении нескольких последних  лет. Теоретически существование двух подходов стало возможным с момента выхода в свет ПБУ 9/99. Практически выбор подхода к оценке дебиторской и кредиторской задолженности стал возможным гораздо позже, с того момента, когда произошло сознание профессиональным сообществом возможности такого выбора. В качестве условной даты можно назвать 2004 г.[17]

Приведенная выше классификация подходов (деление  их на основной и альтернативный) является весьма условной, поскольку обе точки  зрения имеют право на существование. Для того, что бы сделать обособленный выбор метода оценки задолженности, необходим глубокий анализ нормативно-правовой базы бухгалтерского учета дебиторской  и кредиторской задолженностей, заключающийся  в поиске аргументов «за» и «против» применения дисконтированный стоимости и сопоставлении этих аргументов.

Таким образом, российские правила оценки задолженности  можно считать в большей степени  приближенными к требованиям  МСФО. Способ оценки по дисконтированной стоимости не является единственным. Для максимального сближения отечественных норм с международными необходимо ввести изменения в ПБУ 9/99 с тем, чтобы исключить вариантность оценки задолженностей и упростить процедуру применения норм отечественного законодательства по оценке дебиторской и кредиторской задолженности. [17]

 

  1. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

 

2.1 Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками

 

К поставщикам  и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие  разные работы (капитальный, текущий  ремонт основных средств и др.) и  оказывающие различные виды услуг. [1]

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с  согласия организации. Поставщикам  и подрядчикам может быть выдан  в соответствии с хозяйственным  договором аванс. [23]

Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные  услуги.

Для обобщения  информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном, счете независимо от времени оплаты. [23]

На этом счете учитываются расчеты:

за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые  акцептованы и подлежат оплате через  банк;

за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые  расчетные документы от поставщиков  или подрядчиков не поступили (так  называемые неотфактурованные поставки);

за излишки  товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое  количество поступивших ценностей  превышает количество, указанное  в расчетных документах поставщиков);

за услуги по перевозкам, в том числе по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

за все  виды услуг связи;

генерального  подрядчика со своими субподрядчиками  при выполнении договора строительного  подряда;

генерального  подрядчика со своими субподрядчиками  при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ (НИОКР).

Для учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками используют следующие документы: (Приложение )

 - накладная, оформляемая при отгрузке товара; на ее основании производят оприходование (постановку на учет) товарно-материальных ценностей, она содержит их основные характеристики; [11]

 - товарно-транспортная накладная (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, унифицированная форма ТТН № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, состоит из 2-х разделов – товарного и транспортного. Первый заполняет отправитель или получатель, а второй – организация, осуществляющая доставку.). [8]

 - счет — документ, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику; является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть произведена оплата;

- счет-фактура  — документ, выписываемый поставщиком  для правильного расчета и  платежа налога на добавленную  стоимость;

- доверенность  применяется для оформления права  отдельного лица выступать в  качестве доверенного для получения  материальных ценностей;

- акт  о приемке материалов — документ, составляемый при поступлении  материальных ценностей, если  обнаруживается недостача или  они не соответствуют требуемым  качественным параметрам; является  основанием для предъявления  претензий к поставщику;

- коммерческий  акт (составляется, если недостача  произошла в пути следования).

При поступлении  ценностей на склад сельскохозяйственной организации кладовщиком на расчетных  документах делается отметка или  выписывается накладная внутрихозяйственного назначения. В агросервисных организациях составляется приходный ордер. [11]

Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Налогового кодекса  РФ (п. 5 ст. 169, глава 21)и постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость». [5]

Он содержит в себе обязательные реквизиты: порядковый номер и дата выписки, наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и  покупателя, наименование и адрес  грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров, описание выполненный работ и оказанных услуг, количество поставляемых по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения, цена за единицу измерения по договору без учета налога, стоимость товаров, имущественных прав за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав без налога, сумма акцизов по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателя товаров, имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товаров, таможенной декларации.

Организация-поставщик  выписывает счет-фактуру на стоимость  товара, определенную исходя из цены с учетом транспортных расходов. [13]

Согласно  п. ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации, либо иными лицами, уполномоченными  на то. [16]

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  является активно-пассивным. Дебетовое  сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам.

Кредитовое  сальдо по счету 60 свидетельствует  о суммах задолженности организации  поставщикам и подрядчикам по неоплаченным расчетным документам и неотфактурованным поставкам. Оборот по дебету счета показывает суммы оплат, списаний и зачетов  за товарно-материальные ценности, работы и услуги в отчетном месяце. Оборот по кредиту счета отражает стоимость  полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиками работ и оказанных услуг за отчетный месяц.

По кредиту  счета 60 отражают стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг. [11]

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных  договором счет 60 кредитуют на соответствующую  сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). [23]

Без согласия организации в безакцептном порядке  оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, почтово-телеграфные услуги и др.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками