Трудовой коллектив и его роль в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Трудовой коллектив и его роль в современных условиях……….…...4
1.1. Понятие трудового коллектива, его сущность и функции…………...……4
1.2 Формирование трудового коллектива………………………...……………..7
1.3 Функционирование трудового коллектива …………………………………8
Глава 2.Причины «Текучести кадров», основные характеристики…………..10
2.1Понятие текучести кадров…………………………………………………...10
2.2. Виды текучести кадров……………………………………………………..13
2.3. Факторы, вызывающие текучесть персонала……………………………..14
2.4. Управление процессом текучести кадров…………………………………19
2.5. Анализ текучести кадров на предприятии………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Особое внимание следует  уделить снижению активной текучести  кадров.

Для этого необходимо совершенствовать условия труда и систему поощрений, создавать возможности для профессионального  роста сотрудников, повышать компетентность руководителей разных уровней, формировать  имидж привлекательного работодателя . 13

Структура мотивов ухода квалифицированных  специалистов и руководителей сотрудников  имеет свою специфику, отличную от специфики  ухода рядового персонала. Эта категория  сотрудников оказывается чувствительна  к более широкому спектру демотиваторов, среди которых отношения с  топ-менеджментом и возможности  профессионального развития.

1. Слишком высокая квалификация, отсутствие сложных заданий, недостаточный  уровень полномочий делают работу  в компании для руководителя  или высококлассного специалиста  неинтересной. Не находя достойного  применения своим навыкам, он  начинает подыскивать нового  работодателя.

2. Недостаточная квалификация для  выполнения порученных обязанностей, напротив, делает работу слишком  трудной. Сотрудник, который постоянно  не справляется с поставленными  перед ним задачами, испытывает  стресс от ощущения собственной  неуспешности. Признать открыто,  что доверенная работа не по  силам, способны лишь некоторые.  Сотрудник, перешедший границу  собственной компетентности, в большинстве  случаев предпочтет перемену  места работы понижению в родной  компании. Часто преддверием ухода  такого сотрудника является серьезная  или длительная болезнь, которая  и выдается потом за основную  причину расставания с компанией.

3. Отсутствие ощущения  достижения, видимых результатов  работы также подрывает «боевой  дух» специалистов и руководителей.  Не многие люди способны долго  работать, не видя отдачи от  своего труда. У большинства  возникает ощущение безысходности,  бесполезности своей деятельности, и это заставляет сотрудников  искать другую работу.

4. Невозможность использовать  какие-либо навыки сотрудника, которые  он сам ценит. Наиболее типичные  примеры - хорошее знание иностранного  языка сотрудника или навыков  программирования. Желание найти  применение всем своим талантам  может спровоцировать специалиста  искать такое место работы, где  эти навыки будут востребованы.

5. Игнорирование идей  и инициативы очень тяжело  переносится как узкими специалистами,  так и руководителями. Ведь они  руководствуются самыми добрыми  побуждениями и хотят, чтобы  компания работала лучше. 

6. Отсутствие признания достижений  и результатов со стороны руководства  и коллег демотивирует сотрудника.

Депривация таких потребностей, как внимание, уважение, признание, не заставит себя долго ждать. Работа исключительно ради денег быстро превращается в каторгу. Даже отрицательная обратная связь воспринимается легче и «с благодарностью», нежели отношение к сотруднику и его достижениям как к пустому месту.

Таким образом, причин, порождающих  текучесть персонала, довольно много. Сами работники наиболее часто называют такие:

- отсутствие возможности профессионального  роста;

- невостребованность работы высшим  руководством;

- отсутствие у компании средств  на персонал;

- снижение уровня заработной  платы вследствие инфляции;

- социальная незащищенность;

- проблемы с корпоративной дисциплиной;

- отсутствие перспектив карьерного  роста;

- оторванность руководства от  рядовых работников;

- отсутствие прозрачной, понятной, эффективной системы мотивации;

- деление людей на  «старых» и «новых», «своих»  и «остальных»;

- установление зарплат не по  вкладу, а по приближенности к  руководству;

- отсутствие заинтересованности  у руководства в сохранении  персонала;

- несоответствие профессионального  уровня выполняемым должностным  обязанностям;

- несложившиеся отношения в  коллективе, с руководством;

- увольнение «за компанию» с коллегами по работе .

Таким образом, менеджеру  по персоналу следует анализировать  истинные причины увольнения работников, выявлять общие тенденции и учитывать  их при формировании кадровой политики - это позволит, снизит уровень текучести  кадров до приемлемого уровня.

Кроме того, немаловажным является то, что у поступающего работника  могут возникнуть необоснованные ожидания по отношению к будущей работе. Это может объясняться и низкой информированностью кандидата, и тем, что наниматель, стремясь выгоднее представить свое предприятие, может  завысить положительные моменты  и занизить трудности работы в  компании.

 

2.4. Управление процессом текучести кадров

 

Основой управления движением  персонала является установление закономерностей  процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей делает возможным  определение наиболее эффективных  управленческих воздействий.

Зависимость интенсивности  текучести кадров от социально-демографических  характеристик настолько существенна, что пренебречь ею нельзя. Знания закономерностей  влияния личностных характеристик  работника на его склонность к  перемещениям позволяет, во-первых, прогнозировать количество увольнений и, во-вторых, находить пути смягчения отрицательного воздействия названных факторов. Известен, к примеру, опыт определения будущего уровня текучести кадров в зависимости от времени пребывания работников на предприятии. 
Подробное изучение текучести кадров осуществляется с помощью специальных обследований в двух направлениях:

1) для создания общего  портрета увольняющихся (на основе  сведений о поле, возрасте, семейном  положении, числе детей, общем  и профессиональном образовании,  стаже, тарифном разряде, инвалидности, заработанной плате за последние  несколько месяцев);

2) для изучения причин  ухода, в качестве которых могут  выступать неиспользование по  специальности, неудовлетворенность  работой, условиями и режимом  труда, заработком, невозможность  учиться, плохие отношения с  администрацией и с коллегами,  рождение ребенка, отсутствие  мест в детских учреждениях,  длительные поездки. В крупных  организациях данные о текучести  целесообразно анализировать по  профессиям, подразделениям, должностям, причинам, возрастным группам уволившихся.  Углубленный анализ можно проводить  раз в год, а количественную  оценку по подразделениям -- ежемесячно. Это позволяет уточнить причины  и своевременно предусмотреть  мероприятия по закреплению кадров.

Поэтапно приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить в частности  через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов  увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам. Для решения  этих и других вопросов, которые  будут обозначены после, необходимо исходить из конкретной ситуации на предприятии. Рассматриваемая ниже методика предполагает упорядоченную поэтапную деятельность, осуществление которой следует  возложить непосредственно на кадровую службу предприятия. 14

Вся деятельность по управлению текучестью кадров в рамках общего управления персоналом можно представить  в виде следующих последовательных стадий:

Рассмотрим содержание каждого  из этапов более подробно.

1 ЭТАП. Определение уровня  текучести кадров. На этой стадии  необходимо ответить на главный  вопрос - является ли уровень текучести  настолько высоким, что приводит  к необоснованным экономическим  потерям, недополучению прибыли  предприятием.

2 ЭТАП. Определение уровня  экономических потерь, вызванных  текучестью кадров. Это очень  важный этап и в то же  время один из наиболее трудоемких, поскольку для его проведения  необходимы специальные данные. Дело в том, что с началом  проведения в стране экономических  реформ одним из первых управленческих  аспектов, которым стали пренебрегать  предприятия, стало нормирование  труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы.

3 ЭТАП. Определение причин  текучести кадров.

Высокий уровень текучести  кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством  системы управления им. В первом случае проблемы как таковой нет  и никаких решений не требуется. Во втором -- следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в  системе управления предприятием. Причины  увольнений работников с предприятия  можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания  увольнений законодательным путем - оснований расторжения трудовых отношений, перечисленных в КЗоТ РФ. В данном случае перечень оснований  будет исчерпывающим, поскольку  соответствующие нормы КЗоТа  не предусматривают принципиально  иных оснований для расторжения  трудовых отношений. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих  оснований: по собственному желанию, в  связи с переводом, временные  работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление  на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в связи  со смертью, выход на пенсию, некоторые  другие. Отсутствие или появление  прецедентов увольнений по тому или  иному основанию ведет соответственно к сужению или расширению этого  перечня. Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной возможностью данного анализа является его  сопоставимость - с аналогичными данными  других предприятий, отрасли в целом.15

Второй аспект связан с  определением мотивационной структуры  выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих  работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ  на вопрос - почему уволился работник.

Если же детализировать такие  критерии, как «причины личного характера» или «неприемлемый режим работы», а затем провести анализ полученных данных, то можно выработать реальные и обоснованные рекомендации по совершенствованию  разных моментов деятельности предприятия. Например, увольнения по причинам личного  характера могут быть вызваны  конфликтностью в связке «начальник - подчиненный», а, следовательно, можно  выявить недостатки в организационной  структуре предприятия, принять  решение об изменении информационных потоков и т.д. На причины увольнения по собственному желанию косвенно может  указывать и половозрастная структура персонала: мужчин до 27 лет - из-за ухода в армию, женщин - по уходу за ребенком, пожилых работников - в связи с выходом на пенсию. Из этого также можно сделать рекомендации. Поэтому вторым исследованием может быть анкетирование работников предприятия.

Наконец, в рамках данного  этапа «Определение причин текучести  кадров» возможно провести исследование позиции менеджмент а (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования - интервью либо анкетирование.

Таким образом, собственными усилиями возможно провести три типа исследований в рамках этого этапа, что даст фактический материал для  дальнейшего анализа.

4 ЭТАП. Определение системы  мероприятий, направленных на  нормализацию процесса высвобождения  рабочей силы, совершенствования  процедуры увольнения, преодоление  излишнего уровня текучести. 

Для этого меры можно разделить  на три основные группы:

- технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и др.);

- организационные (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников и др.);

- социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и др.).

5 ЭТАП. Определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести. Наконец, при разработке программы устранения излишней текучести необходимо будет также провести сравнительный анализ издержек на проведение названных мероприятий и потерь из-за излишнего уровня текучести. Руководству предприятия в данном случае следует поступить так же, как и с финансированием любой-другой бизнес- идеи - если затраты на решение проблемы превысят экономический эффект от снижения текучести, возможен поиск других, более "дешевых" вариантов совершенствования работы с персоналом.

 

2.5. Анализ текучести  кадров на предприятии

 

ООО «Инком-Авто» работает в отрасли автодилерства с 1999 года. 
Сегодня ООО «Инком-Авто» - это 13-ти летний опыт работы на авто рынке, имеющие 27филлиалов по Москве и Московской области . Со своим обучающим центром для своих сотрудников и служащих.

 Но в 2007-2009 году вопросы текучести и закрепления кадров в организации стояли весьма остро. Так называемая болезнь роста, когда стремительно увеличивающиеся объемы работы требуют дополнительных ресурсов и в первую очередь человеческих. Количество персонала стало увеличиваться. Но поскольку из-за большого количества кандидатов, да и отсутствия соответствующего опыта тщательного отбора кандидатов на существующие вакансии не производилось, то на работу принимались и "случайные" люди. Одни вроде бы профессионально были подготовлены, но, как позже выяснилось по разным причинам "посматривали на сторону" и уходили туда, где сулили более выгодные условия. Другие вроде бы и люди были хорошие, но овладеть необходимыми профессиональными знаниями из-за личных особенностей так и не смогли. Как следствие - текучесть кадров составляла более 40% и все усилия по росту численности компании не приносили желаемого результата.

Информация о работе Трудовой коллектив и его роль в современных условиях