Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:44, реферат
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. ТЭК включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Отрасли комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве республики. На них приходится 26 % капитальных вложений в промышленность, почти пятая часть основных производственных фондов, 14 % валовой продукции промышленности отрасли.
1.Введения ………………………………………………………………………..3
2.Теоритическая часть: Современное состояние топливноэнергетического комплекса Республики Беларусь…………………………….4
3.Практическая часть:Ориентиры и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Беларуси…………………………………………..9
4.Заключение……………………………………………………………………..14
5.Список использованной литературы……………………………………...…15
Для выбора безопасной площадки
атомной станции проводится обширный
комплекс исследовательских и проектно-
Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Беларуси
Основные направления развития отраслей топливно-энергетического комплекса определены Директивой Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь; Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов.
Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК) является важнейшей структурной
составляющей народного хозяйства
Республики Беларусь в обеспечении
функционирования экономики и повышения
уровня жизни населения. ТЭК включает
системы добычи, транспорта, хранения,
производства и распределения всех
видов энергоносителей: газа, нефти
и продуктов ее переработки, твердых
видов топлива, электрической и
тепловой энергии. Отрасли комплекса
занимают значительное место в народном
хозяйстве республики. На них приходится
26 % капитальных вложений в промышленность,
почти пятая часть основных производственных
фондов, 14 % валовой продукции
В стране созданы
условия для достаточного и
надежного энергообеспечения с
целью устойчивого развития
Электроэнергетика республики
представляет собой постоянно развивающийся
высокоавтоматизированный комплекс, объединенный
общим режимом работы и единым централизованным
диспетчерским управлением.
В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено общим экономическим спадом и снижением электропотребления. Так, в 1996 г. электропотребление было на самом низком уровне и составило 32 млрд кВт ч, или на 34,8 % ниже, чем в 1991 г., когда было отмечено самое высокое электропотребление за все время существования белоруской энергосистемы.
В 1998 г. белорусские электростанции произвели примерно 26 млрд кВт-ч электроэнергии. Выло потреблено 33 млрд кВт-ч. С учетом потерь в 3,8 млрд кВт ч при распределении Беларуси пришлось импортировать для обеспечения всех энергопотребностей более 10 млрд. кВт ч электроэнергии со Смоленской и Игналинской АЭС. В настоящее время из-за неплатежей поставка электрической энергии из Литвы приостановлена.
Среднегодовой удельный расход топлива на выработку электро- и теплоэнергии находится на уровне 276,6 г/кВт ч и 173,5 кг/Ткал соответственно, что сопоставимо с мировыми аналогами. Достигнутый уровень экономичности обусловлен, главным образом, структурой генерирующих мощностей с широким использованием теплофикации (из общей мощности энергосистемы 3,3 млн кВт установлено на конденсационных станциях и 3,9 млн кВт — на теплоэлектроцентралях, где обеспечивается комбинированная выработка тепловой и электрической энергии). В последние годы удельные расходы топлива изменились незначительно, что обусловлено недостаточным вводом нового, более экономичного оборудования.
Сегодня Беларусь занимает
одно из последних мест по экономическим
и энергетическим показателям среди
стран с аналогичными климатическими
условиями. Скажем, в 1994 г. потребление
энергоресурсов в нашей стране в
расчете на душу населения составило
2,69 т нефтяного эквивалента, и
это значительно меньше, чем в
большинстве стран с
Одной из наиболее важных и сложных проблем электроэнергетики является старение основного оборудования электростанций. В настоящее время 60 % оборудования практически выработало свой технический ресурс, работоспособность его поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно возрастают. Согласно оценкам специалистов, в 2000 г. около половины электростанций нашей страны выработали свой ресурс, к 2010 г. необходимо будет заменить порядка 80 % установленных мощностей. Следовательно, требуется широкомасштабное техническое перевооружение отрасли с использованием передовых технологий. Расчеты стоимости полной реконструкции всей энергосистемы Беларуси никогда не производились. Ориентировочно эти расходы могут быть измерены суммой от 5 до 30 млрд. дол. США. Реально имеющиеся вложения куда скромнее: несколько десятков миллионов долларов на строительство Оршанской и Минской ТЭЦ. Проведенные исследования показали, что простая замена оборудования и продление ресурса энергоблоков — не самый дешевый способ. Специалисты пришли к выводу, что наиболее выгодной является модернизация и реконструкция существующих электростанций и котельных путем внедрения современных газотурбинных и парогазовых установок с более высоким КПД. Сейчас по новейшей технологии за счет кредита Европейского банка ¬реконструкции и развития осуществлена модернизация Оршанской ТЭЦ с применением французского оборудования. При модернизации Оршанской ТЭЦ установлена первая в республике парогазовая установка, позволяющая довести коэффициент полезного топливоиспользования до 70—80 %.
Эффективность и надежность теплоснабжения также является одной из проблем, так как на него приходится более половины топливопотребления, значительные материальные и трудовые ресурсы.
В республике проводится активная последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов (за 2001–2005 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась на 25,5%).
Доля местных топливно-энергетических ресурсов в общем балансе валового потребления в настоящее время составляет 15% и постоянно повышается. Начата проработка нового проекта – строительство теплоэлектростанции на древесном топливе, а также теплоэлектростанции на каменном угле, как замещающих природный газ видах топлива. Получило развитие строительство малых гидроэлектростанций.
На территории Республики Беларусь функционируют 2 крупных нефтеперерабатывающих предприятия – ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Объем первичной переработки углеводородного сырья на нефтеперерабатывающих заводах республики в 2005 г. составил 19,8 млн. т (темп роста к 2004 г. – 107,3%). Введение в эксплуатацию установки каталитического крекинга в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и завершение строительства комплекса гидрокрекинга в ОАО «Нафтан» позволило достичь на предприятиях глубины переработки нефти 67–69%. В 2006 – 2008 гг. прогнозируется переработка углеводородного сырья в объеме более 20 млн. т ежегодно, в 2009 – 2010 гг. – по завершении реконструкции ОАО «Нафтан» – в объеме 22,3 млн. т ежегодно.
Модернизация нефтеперерабатывающих заводов республики, предусматривающая создание комплексов глубокой переработки нефти, позволит изменить ассортимент выпускаемой продукции в сторону увеличения выхода светлых и сократить выработку темных нефтепродуктов, увеличить объемы поставок сырья организациям химического комплекса, снижая тем самым их зависимость от импорта.
В условиях ограниченности собственной ресурсной базы актуальными являются проблемы энергетической безопасности республики, дефицита финансовых средств в энергетической отрасли, прекращения государственных поставок мазута, полной зависимости республики по топливообеспечению от основного поставщика — России.
Под энергетической безопасностью подразумевается гарантия надежного и бесперебойного энергоснабжения страны в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Проблема обусловлена тем, что мы покупаем более 80 % топлива за границей (преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспечивает энергетической безопасности, без которой не может быть и независимости политической.
Необходимыми условиями достижения энергетической независимости и безопасности государства является не только наличие резерва электрической и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и соблюдение некоторых критериев. Первый — если энергетика страны основывается на импорте топлива, то закупки не должны осуществляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна развиваться только на одном виде топлива.
Сейчас в Беларуси не соблюдается первый критерий: практически все топливо для энергосистемы завозится из России. Мы вплотную подошли и к нарушению второго критерия энергетической безопасности. Согласно ему, доля природного газа не должна превышать 60—65 %, так как электростанции на газе работают в режиме непрерывной доставки топлива, а отсутствие альтернативы требует больших и экономически неоправданных ¬ запасов резервного топлива (например, мазута) или строительства громадных газовых хранилищ.
Более того, в развитых странах для обеспечения энергетической безопасности государства создается резерв — избыток энергетических мощностей не менее 15% по сравнению с пиковой нагрузкой.
Перспективное развитие электроэнергетики должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электро-и теплоэнергию, потребление которых, по расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, к 2015 г. достигнет 50—55 млрд. кВт-ч и 90 млн. Гкал соответственно. Для этого требуется наращивание их выпуска с учетом роста объемов производства продукции в условиях активизации энергосбережения. В настоящее время потребности республики в электроэнергии удовлетворяются на 77 % за счет выработки на собственных электростанциях и 23 % — за счет импорта. В то же время установленные мощности энергосистемы позволяют полностью удовлетворить внутренние потребности. Однако получается, что импортировать электроэнергию зачастую выгоднее, чем производить ее на собственных мощностях.
Для устойчивого и надежного обеспечения республики разработано Ряд инвестиционных проектов по вводу мощностей на малых ТЭЦ, Минской ТЭЦ-5, первый блок которой был запущен 1999 г., предусматривает реализацию прогрессивных технологий. Целесообразна также модернизация и техническое переоснащение существующих ТЭЦ на основе использования парогазовых циклов. Результатом реализации предлагаемых проектов станет увеличение генерирующих мощностей, что позволит произвести в 2015 г. 50 млрд. кВт ч электроэнергии.
Реализация проектов внедрения парогазовых циклов на ряде действующих на территории республики электростанций может значительно сократить к 2015 г. импорт энергии из России.
В условиях ограниченности собственных энергоресурсов актуальным представляется расширение ресурсной базы электроэнергетики. Увеличение доли природного газа в топливообеспечении генерирующих объектов с 69 до 89 % позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в республике.
В настоящее время за счет модернизации и реконструкции энергообъектов на основе новейших технологий решается проблема замены физически и морально устаревшего оборудования. На этой основе увеличение объемов демонтажа устаревшего оборудования на предприятиях отрасли позволит достичь снижения среднеотраслевого износа активной части основных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, основными источниками которых станут отраслевой инновационный фонд, собственные средства энергообъединений, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предложенных проектов ожидается значительное улучшение эффективности работы энергопредприятий.
Несмотря на неоднозначное отношение к вопросу развития атомной энергетики и исходя из условия ограниченности собственных топливных ресурсов, обеспечения энергетической безопасности, а также оценки эколого-экономической эффективности, необходимо окончательно определиться с возможностью или невозможностью формирования в Беларуси атомной энергетики. Созданная распоряжением Совета Министров комиссия по оценке целесообразности развития в Республике Беларусь атомной энергетики признала, что в течение ближайших 10 лет нецелесообразно начинать строительство АЭС, но необходимо продолжить работы по подготовке к развитию атомной энергетики в Беларуси в будущем.
Заключение
Одной из наиболее важных и
сложных проблем