Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 12:44, курсовая работа
Маркетинговая стратегия относится как к корпоративным, общеорганизационным вопросам, так и вопросам проблематики маркетинга.
Хотя не существует четкого разграничения между некоторыми аспектами стратегического менеджмента и маркетинговой стратегии, последняя все-таки больше относится к изучению потребностей потребителей, приспособлению к ним и влиянию на них с целью достижения организационных целей.
1. Сущность и классификация маркетинговой стратегии предприятия
2. Возможности использования основных способов выхода предприятия на внешний рынок
3. Особенности разработки международного маркетингового комплекса предприятия
4. Резюме
Если вас не устраивает пассивная позиция, вы можете опередить противника упреждающим ударом. Его приверженцы полагают, что грамм профилактических витаминов лучше, чем килограмм лекарств при серьезном заболевании. Компания может организовать упреждающую защиту несколькими способами. Рекомендуется провести разведку боем по всему фронту: «зацепить» одного конкурента, атаковать другого, пригрозить третьему, нарушая тем самым работу каждого из них. Упреждающие оборонительные действия нередко носят чисто психологический характер, когда лидер рынка предостерегает конкурентов от необдуманных атак.
Контратака.
Большинство лидеров рынка предпочитают тактику встречного боя, ответ атакой на атаку, считая, что они не должны пассивно наблюдать за снижением цен, блицкригами мероприятий по продвижению, модернизацией продукта или покушением на каналы распределения. Еще одна распространенная форма контратаки -- экономическая или политическая блокада конкурента. Лидер имеет возможность субсидировать снижение цен на некоторые виды продукции (обычно наиболее рентабельные для конкурентов) за счет других товаров или заявить о подготовке к производству нового продукта, чтобы потребители прекратили закупки у конкурента. Еще один шаг -- лоббирование проведения исполнительной или законодательной властью невыгодных конкуренту акций.
Мобильная защита.
Мобильная оборона не ограничивается защитой территориальных рубежей. Данная стратегия предполагает, что лидер распространяет свое влияние на новые территории, создавая базу для будущих атак или организации обороны. Компания раздвигает свои рубежи не столько посредством обычного распространения торговой марки, сколько за счет расширения и диверсификации рынков, что позволяет ей увеличить стратегическую глубину и выстоять под градом обрушивающихся ударов.
Активная стратегия расширения рынка предполагает следование двум фундаментальным принципам военной науки -- принципу постановки задач (необходимо определить четкие и реальные цели) и принципу сосредоточения (концентрации сил на наиболее уязвимых направлениях противника). Диверсификация рынка за счет вторжения в не связанные между собой отрасли -- еще один вариант создания стратегической глубины обороны.
Вынужденное сокращение.
Иногда крупные компании осознают, что имеющиеся ресурсы не позволяют эффективно защитить целостность своей территории, а противник активно наступает сразу на нескольких фронтах. Лучший выход из создавшегося положения -- планируемое сокращение (стратегический отход). Планируемое сокращение -- отнюдь не паническое бегство, а расставание с территориями, которые защитить и невозможно и нецелесообразно, и концентрация ресурсов на перспективных направлениях. Планируемое сокращение -- шаг, направленный на консолидацию конкурентоспособных производств и концентрацию на выполнении четко поставленных задач.
В отличие от лидеров, компании-претенденты используют наступательные стратегии.
Существует множество примеров, когда компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его. Преимущество претендента заключается в том, что он руководствуется высокой целью и концентрирует свои ограниченные ресурсы на ее достижении, в то время как лидер рынка занимается выполнением рутинной повседневной работой. Наибольшей интенсивностью конкурентной борьбы и ценовыми войнами отличаются отрасли, в которых наиболее высоки постоянные издержки, необходимы большие расходы на НИОКР, а первичный спрос стабилен: металлургическая, автомобильная, бумажная и химическая отрасли промышленности. Итак, мы переходим к рассмотрению различных конкурентных атакующих стратегий претендентов на лидерство в отрасли [42].
Наступательные стратегии различаются по стратегическим целям:
Наступление на позиции лидера рынка -- достаточно рискованная, но потенциально наиболее эффективная стратегия, особенно если лидер подходит к выполнению своих обязанностей «спустя рукава». Прежде всего претенденту необходимо провести исследование нужд потребителей и степени их удовлетворенности. Прекрасный объект для атаки -- крупный сегмент рынка, который либо лидер не обслуживает, либо потребители выражают неудовлетворение качеством его продукта или услуг.
Атака на близкие по размерам компании-конкуренты, которые не справляются с удовлетворением потребностей покупателей, имеют сложное финансовое положение, продукция которых не пользуется спросом в связи с низкими техническими характеристиками или высокими ценами.
Нападение на небольшие местные и региональные компании, которые не справляются с удовлетворением потребностей покупателей, имеют сложное финансовое положение.
К общим наступательным стратегиям относятся следующие пять стратегий [43]:
Фронтальное наступление.
Фронтальная атака есть концентрированный удар основными силами по наиболее укрепленным позициям конкурента. Победу одерживает тот, кто имеет больше ресурсов и превосходит соперника силой духа. Фронтальное наступление означает, что атака ведется и на продукт конкурента, и на его рекламу, и на цены. Принцип силы гласит: сражение выигрывает та сторона, которая располагает большими человеческими ресурсами. Данное правило требует корректировки, если противник имеет превосходство в плотности огня или занял наиболее удобные позиции на поле боя (окопался на господствующих высотах). Военные считают аксиомой положение о том, что успешное фронтальное наступление предполагает троекратное превосходство атакующей стороны в живой силе и огневой мощи. Иначе фронтальная атака подобна самоубийству. В качестве альтернативы фронтальному наступлению компания может избрать ее модифицированный вариант -- ценовую войну. Снижение цены на продукт эффективно в случаях: (1) если лидер рынка не предпринимает ответных шагов и (2) если вам удается убедить рынок, что ваш продукт не уступает по качеству товарам лидера, но продается по более низкой цене.
Вторая форма агрессивной ценовой политики основывается на крупных инвестициях атакующего в модернизацию технологий, направленную на сокращение издержек производства и последующее снижение цен, в чем особенно преуспели японские компании.
Фланговая атака.
Наиболее сильные части обороняющейся стороны сосредоточены по фронту на предполагаемых направлениях наступательных ударов. Фланги же обычно менее укреплены и представляют собой прекрасные объекты для атаки. Современный принцип ведения войны -- концентрация силы против слабости. Атакующая сторона может предпринять демонстративное наступление в центре обороны противника, чтобы оттянуть на себя его наиболее боеспособные части, а настоящий прорыв фронта подготовить на фланге. Фланговая атака есть проявление настоящего маркетингового чутья, обычно ее используют компании с ограниченными ресурсами. Фланговая атака может проходить по двум направлениям -- географическом и сегментационном. Географическая атака подразумевает активизацию нападающей стороны в регионах, в которых ее оппонент пассивен. Другая фланговая стратегия заключается в определении неудовлетворенных лидером рынка нужд потребителей.
Фланговая стратегия -- синоним умения идентифицировать и заполнять разрывы между спросом и предложением, возникающие как результат сдвигов в рыночных сегментах и развития новых сильных сегментов. В отличие от побоищ компаний, конкурирующих на одном и том же рынке, эффективная фланговая атака позволяет полнее удовлетворить нужды потребителей. Фланговая атака -- наступление в лучших традициях современной маркетинговой философии, провозглашающей, что предназначение маркетинга заключается в идентификации и удовлетворении нужд потребителей. Очевидно, что фланговая атака более эффективна, чем фронтальное наступление.
Попытка окружения.
Попытка окружения противника подразумевает ведение наступательных действий сразу на нескольких направлениях: и по фронту, и с фланга, и с тыла, когда атакующая сторона предлагает рынку все то же самое, что и ее оппонент, только немного больше, так чтобы потребитель оказался не в состоянии ответить отказом. Попытка окружения имеет смысл только тогда, когда руководство атакующего располагает значительными ресурсами и считает, что неожиданная атака подавит волю к сопротивлению обороняющегося.
Обходной маневр.
Цель обходного маневра -- нападение на более доступные рынки, что позволяет расширить ресурсную базу компании. Данная стратегия заключается в диверсификации производства компании, ее рынков и внедрении новых технологий. Вместо того чтобы копировать товар своего конкурента и готовиться к требующей огромных ресурсов фронтальной атаке, компании, претендующие на роль лидера, терпеливо проводят научные исследования, развивают новые технологии и осуществляют атаки, перенося линию фронта на территории, где они обладают несомненным преимуществом.
Партизанская война.
Стратегия партизанской войны заключается в проведении небольшими силами множества атак по всей занятой противником территории, внезапных деморализующих противника нападений с заранее подготовленных баз с использованием всех видов оружия и методов ведения войны: селективных снижений цен, интенсивных блиц кампаний по продвижению товаров и, как исключение, юридических акций. Единственно эффективный ответ агрессору-партизану -- стремительная контратака [43].
К конкретным атакующим стратегиям относятся:
* Стратегия более дешевых
товаров. Претендент на лидерство
имеет возможность предложить
продукцию среднего или
* Стратегия престижных
товаров. Претендент на лидерство
предлагает продукцию более
* Стратегия расширения ассортимента продукции. Претендент на лидерство атакует лидера, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов.
* Стратегия инноваций. Претендент
должен постоянно тревожить
* Стратегия повышения уровня обслуживания. Претендент предлагает клиентам новые или более качественные услуги.
* Стратегия инноваций
в распределении. Претендент должен
создавать новые каналы
* Стратегия снижения издержек
производства. Претендент должен
стремиться к снижению
* Интенсивная реклама. Некоторые претенденты атакуют лидера, увеличивая свои расходы на рекламу. Однако повышенные расходы на рекламу оправданы только в тех случаях, когда претендент производит действительно конкурентоспособный продукт или его реклама превосходит рекламные обращения лидера рынка. Обычно для расширения доли рынка претенденту приходится использовать комплекс вышеописанных стратегий и его успех определяется наиболее эффективным их сочетанием.
Компании, которые следуют четкой стратегии (одной из приведенных выше), скорее всего, преуспеют. Компании, которые проводят эту стратегию наилучшим образом, будут получать наибольшие прибыли. Но если компании не придерживаются какой-либо четкой стратегии, стараются держаться золотой середины могут затеряться на мировом рынке среди прочих компаний отрасли [43].
Также существуют и другие наиболее известные подходы к определению стратегии достижения лидерства на рынке (таблица 1.1) [32].
Известно, что возможности могут переходить в свою противоположность и стать угрозой для фирмы. Поэтому весьма желательным представляется попытка оценить, насколько важным для организации являются те или иные возможности, которые должны учитываться при выборе стратегии. Для этого проводится SPACE - анализ среды функционирования предприятия для определения существующей стратегии организации, исходя из выявленных в SWOT - анализе сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. При помощи этой матрицы можно определить стратегию, которую использует организация, даже не подозревая про это.
Дело в том, что в настоящее время стратегическое управление на предприятии в явной форме практически не используется. Хотя каждая компания и мелкая фирма в лице руководства к чему-нибудь стремиться, используя в какой-то мере существующий и предвиденный потенциал, который сам по себе уже является зачатком стратегического планирования, который можно оценить именно с помощью предложенного метода.
При построении SPACE - матрицы обычно используют следующие группы показателей: финансовая сила (FS); конкурентное преимущество (CA); стабильность среды (ES); производственная сила (IS).
Таблица 1.1 Стратегии достижения лидерства на рынке
Гуру |
Основная идея концепции |
Основные труды (книги) |
Описание концепции (подхода к определению стратегии достижения лидерства) |
|
М. Портер |
Конкурентные силы, стратегии конкуренции и цепочка создания стоимости |
Competitive Strategy, 1980 год. Competitive Advantage, 1985 год. The Competitive Advantage of Nations, 1990 год |
Майкл Портер разработал три ключевые концепции: Пять конкурентных сил. Привлекательность отраслей изменяется в соответствии с пятью основными конкурентными силами, понимание которых имеет фундаментальное значение для разработки стратегии и достижения преимущества над конкурентами. К ним относятся: угроза появления в отрасли новых конкурентов; способность покупателя добиваться снижения цен; способность поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию угроза появления на рынке заменителей продуктов и услуг; степень ожесточенности борьбы между конкурентами отрасли. Типовые стратегии конкуренции. На самом общем уровне существует лишь три обоснованные и оправданные позиции, которые может занять компания и которые позволят ей успешно справиться с пятью конкурентными силами: минимизация издержек, дифференциация, концентрация. 3. Цепочка создания ценности. При проведении стратегического анализа и выборе стратегии Майкл Портер предлагает обратиться к цепочке создания ценности - это система взаимозависимых действий. Связи между ними имеют место, когда способ выполнения одного вида деятельности влияет на затраты или эффективность других видов деятельности. |
|
Г. Хамел и К. Прахалад |
Сосредоточенность на ключевых бизнес-компетенциях |
Competing for the Future, 1994 год |
По мнению Г. Хамела и К. Прахалада, борьба за будущее начинается с битвы не за долю ранка, а за интеллектуальное лидерство. Чтобы побеждать, топ-менеджеры должны воспринимать свою компанию как сочетание ключевых, бизисных компетенций, т.е. навыков, умений и технологий, позволяющих компании предоставлять блага потребителям. Кроме того, они должны думать не о существующих продуктах и услугах, а об их функциональности. Генеральный план развертывания новых функциональностей, приобретения новых компетенций или перемещения имеющихся, а также новую конфигурацию системы взаимодействия с потребителями Г. Хамел и К. Прахалад назвали стратегической архитектурой. |
|
М. Трейси и Ф. Вирсем |
Достижение конкурентно-способности путем развития одной из трех ценностных дисциплин |
The Discipline of Market Leaders, 1995год |
Существует три способа «доставки» потребителю той или иной ценности. Компании, желающие доминировать на своих рынках, должны выбрать один и только один из этих способов и добиться в нем совершенства. 1. Производственное совершенство. По мнению М. Трейси и Ф. Вирсема, умелое, искусное сплетение уникальных знаний, применение технологий и жесткое управление - вот что обеспечивает лидерство в производственном совершенстве. 2. Лидерство по продукту. Компании, практикующие этот способ, сосредотачивают свои усилия на предложении товаров и услуг, которые раздвигают существующие границы эффективности и качества. Девиз этих |
|
компаний-лидеров: «Наш продукт - лучший». 3. Близость к потребителю. Компании, которые обеспечивают близость к потребителю, создают связи, подобные отношениям между добрыми соседями. Близкие к потребителям компании поставляют не то, что хочет рынок, а то, что требуется конкретному потребителю. Они делают свой бизнес на знании своих клиентов и их нужд, постоянно адаптируют свои товары и услуги к запросам конкретных потребителей, причем за разумную цену. |
||||
Дж.Ф. Мур |
Умение управлять сотрудничеством за рамками компании |
The Death of Competition, 1996 год |
Дж.Ф. Мур отошел от традиционного понимания стратегии, диктующей столкновение с конкурентом лоб в лоб по принципу «мой выигрыш - твой проигрыш». Экосистема любой компании включает в себя поставщиков, промежуточных клиентов и потребителей, собственников, правительственные ведомства и регулирующие органы, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и предоставляющие потребителей и поставщиков. В той или иной мере в экосистемы входят прямые и потенциальные конкуренты, а также любые другие важные члены общества. Для того чтобы преуспеть, утверждает Мур, необходимо развивать «экологическое сознание». Дж.Ф. Мур предлагает законы развития таких экосистем, понимание которых позволит эффективно управлять развитием компании: основание экосистемы; расширение экосистемы; установление господства в созданной экосистеме; обновление или смерть |
|
К. Нордстрем, Й. Риддестрале |
Основная идея - быть другим. Преимущество нематериальных активов над материальными |
Funky Business: Talent Makes Capital Dance, 1999год. Karaoke Capitalism, 2004год |
Мир изменился, знания устарели, достичь успеха может только тот, кто отличается от других. Быть другим - значит сконцентрироваться на том, что думают люди, а не на том, что делают организации: «чем меньше вы приспосабливаетесь, чем меньше похожи на других, тем лучше». Вторая центральная идея - безоговорочная победа «битов» над «атомами», не материального над материальным: «То, что действительно ценно, неосязаемо», «Информация - это новая валюта», «Конкурентное преимущество весит не больше снов бабочки», «В мире нет дефицита атомов, и поэтому становится все труднее конкурировать, строя свою стратегию на ограниченном доступе к ним» |
|