Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа
Сегодня отечественная экономическая наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ
1.1 История развития экономической теории
1.2 Предмет и функции экономической теории
1.3 Метод экономической теории и модели
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА, ЕЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Становление и развитие экономики Казахстана как суверенного государства
2.2 Экономические реформы, проводимые в Республике Казахстан и их особенности
2.3 Переходный период в экономике Республики Казахстан, его этапы
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Экономические проблемы и пути решения в Казахстане
3.2 Перспективы совершенствования экономики Республики Казахстан
ЛИТЕРАТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В результате в Казахстане начинают доминировать
не только экономические, но и политические
интересы "нефтебаронов" и "алюминиевых
королей", тесно связанных с высокопоставленными
коррумпированными чиновниками, лоббирующими
их привилегии на государственном уровне.
В конечном итоге в Казахстане воспроизводится
описанный еще классиками марксизма государственно-
Олигархический и монополистический характер экономики
В такой экономике искусственно ограничивается конкуренция через механизм патронажно-клиентских отношений и непрозрачного принятия решений. Общенациональный рынок существует только на бумаге, фактически он поделен на территориальные и отраслевые сегменты, находящиеся под жестким контролем отдельных бюрократических и предпринимательских структур. Их в Казахстане стали называть финансово-промышленными группами (ФПГ). Именно они выстроили так называемые административные барьеры для ограничения появления на рынке новых "игроков" или нового сегмента, так как это будет снижать их долю прибыли. В результате их деятельности многие предприниматели, которые являются с их точки зрения "чужаками", чтобы выйти на рынок или расширить производство, вынуждены отстраивать систему отношений с чиновниками и олигархами, искать соответствующие "подходы".
В итоге "издержки производства" могут полностью перекрыть предполагаемую прибыль.
При этом ФПГ, несмотря на большие материальные ресурсы, не могут воспроизвести замкнутый цикл хозяйственной деятельности. Особенно ярко это проявляется в нефтегазовом секторе, где многочисленные посредники взвинтили цены на бензин до заоблачных высот. Чтобы сохранить свои привилегии и обеспечить дальнейшее беспроблемное существование, они активно включаются в публичную политику, организуя партии и общественно-политические движения наподобие Гражданской партии или новоиспеченного "Атамекена".
С момента своего появления "Атамекен - Союз предпринимателей и работодателей" позиционировал себя как защитник прав малого и среднего бизнеса. Но, по оценкам казахстанских экспертов, как это ни странно звучит, мелкий и средний бизнес никакого участия в создании этого движения не принимал. "Более того, функционеры "Атамекена" попытались "сесть на шею тому самому малому и среднему, назначив цену за участие в союзе в пределах миллиона тенге", хотя в дальнейшем взнос застрял на 10 тысячах тенге.
При поддержке исполнительной власти "Атамекен" активно начал проводить круглые столы, пресс-конференции, на которых звучали лозунги в поддержку малого и среднего бизнеса. Однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Малый и средний бизнес в Казахстане по-прежнему упорно борется за свое существование, воюя на два фронта - с олигархами и государственной бюрократией.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РК
3.1 Экономические проблемы и пути решения в Казахстане
После обретения независимости Казахстан рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна.
В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых.
Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.
Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.
Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг.
Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.
В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.
За 2001-2002 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%.
Можно констатировать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере[3, 14].
Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.
Мировой опыт показывает, что некоторые развивающие страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.
Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.
С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.
Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции.
Констатируя прогресс в области структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового сектора и ускоренные темпы роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития.
В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2003 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2002 года.
В современной экономике Казахстана существуют следующие проблемы: [9, 67]
сырьевая направленность экономики;
слабая интеграция в мировую экономику;
слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;
низкая производительность обрабатывающей промышленности;
незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика);
неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;
нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы;
общая техническая и технологическая устарелость предприятий;
отсутствие эффективной связи науки с производством;
низкие расходы на НИОКР;
слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;
отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;
отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики;
низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности;
несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
По уровню затрат электроэнергии на 1 долл. ВВП, а также по производительности труда в отраслях экономики Казахстан отстает от некоторых индустриально развитых стран более чем в 7-10 раз.
Основные фонды казахстанских предприятий приходят в упадок. К началу 2001 года степень износа основных средств в среднем составила 29,7%. В ряде отраслей физический износ основных средств приближается к 50% и более.
Действующий в настоящее время порядок накопления финансовых ресурсов на обновление основных средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, не стимулирует замену морально устаревшего оборудования и является определенным тормозом в его обновлении.
Коэффициент обновления основных средств составил в 1999 году 8%, в 2000 году - 13,8%. Рост происходил за счет инвестиций в добычу нефти и природного газа.
Наиболее изношенными в структуре основных средств являются машины и оборудование. Степень износа по ним в 2000 году составила 42,1%. Транспортные средства изношены на 41%, сооружения - на 36,5%.
Степень износа оборудования в отраслях, не связанных с добычей нефти и производством металлов, в последние три года составила от 45 до 62%. Удельный вес полностью изношенных машин, оборудования и транспортных средств на предприятиях обрабатывающей промышленности достиг 12%.
Это ведет к возрастному и моральному старению оборудования, снижению конкурентоспособности экономики страны. Если в Казахстане на производство 1 доллара ВВП затрачивается почти 2,8 киловатт-часа, то в таких странах, как Великобритания, Германия, Италия и Япония, этот показатель составляет 0,22-0,3, в США, Франции, Турции, Корее - 0,4-0,6, Канаде и Китае - 0,8-1,2 киловатт-часа.
Финансовые ресурсы в Казахстане имеются, однако банки не могут идти на операции, связанные с крупными рисками.
Являясь небольшой страной с открытой экономикой, Казахстан не может влиять на мировые цены и должен воспринимать их как есть. Как следствие, страна имеет ограниченный набор инструментов для эффективного влияния на свою экономику. В этой связи становится еще более актуальным создание в стране высокотехнологичных производств для уменьшения уязвимости экономики от внешних факторов.
Индикатором оценки эффективности использования трудовых и материальных ресурсов является показатель затрат на 1 тенге дохода от реализации. Этот показатель измеряется отношением себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) к доходу от ее реализации. Чем меньше этот показатель, тем выше доход предприятия.
В экономике Казахстана в 2002 году высокая эффективность использования произведенного и человеческого капитала имела место при добыче нефти и природного газа (0,39), в финансовой деятельности (0,48), производстве табачных изделий (0,58), производстве цветных металлов (0,55). Низкий уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции наблюдается в сельском хозяйстве (0,91), химической промышленности (0,85), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (0,86), строительстве (0,85), производстве пищевых продуктов, включая напитки (0,8).
С учетом налоговых отчислений, затрат на транспортировку продукции и рекламу предприятия многих отраслей становятся убыточными.
Резервы повышения доходности предприятий заключаются в применении новых технологий, сокращающих численность работающих, снижении материало- и энергоемкости продукции.
3.2 Перспективы совершенствования экономики Республики Казахстан
В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.