Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:47, лекция

Краткое описание

1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.
2. Типология общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования.
3. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики

Файлы: 1 файл

тема 1.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

Теоретический аспект государственного регулирования 

экономики и его  объект 

 

План лекции №1 (1ч.) 

 

1.     Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.

2.     Типология общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования.

3.     Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики

1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.

Государственное регулирование  экономики является научной экономической  дисциплиной, изучающей формы участия  государства в экономической  жизни страны с помощью методов  и рычагов воздействия на социально-экономические  процессы, обеспечивающих эффективное  формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование  экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях приспособления социально-экономической  системы к существующим условиям.

Государственное регулирование  экономики осуществляется в настоящее  время во всех странах мира, в  том числе и в развитых странах. Без активной регулирующей роли государства  не может быть создана эффективная  рыночная экономика.

ГРЭ охватывает все стороны  общественного воспроизводства. В  период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование  особенно необходимо при проведении рыночных реформ – реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного в территориальном развитии, определении  внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков.

Необходимо осуществлять регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство  должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений – социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

ГРЭ опирается на объективные  экономические законы общественного  развития. В условиях рыночных отношений - это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Целью ГРЭ является обеспечение  правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных  взаимоотношений между производителями  и поставщиками и потребителями  продукции.

Государственное регулирование  выступает главным регулятором  поведения цивилизованного бизнеса  и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства  населения страны.

Задачей государственного регулирования  является объединение в едином механизме  преимуществ плановой и рыночных систем. В зависимости от остроты проблем ГРЭ решает различные задачи. К примеру, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия.  

В РК осуществлен первый, простейший этап перехода к рынку  – либерализация экономики, второй этап – финансовая стабилизация, можно  сказать на стадии завершения, происходит переход к третьему пути – повышении  эффективности, стимулирования производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста. 

 

 

   2 . Типология общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования.  

Различают следующие типы государственного регулирования:

- полный государственный  монополизм  в управлении хозяйством (плановая экономика). Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, сохраняется и ныне в некоторых странах;

- крайний либерализм («чистая»  рыночная экономика), признающий  эффективным только условия неограниченного  частного предпринимательства. Этот  тип государственного регулирования  присущ главным образом США.

- различные варианты сочетания  рыночных и государственных регуляторов  (смешанная экономика). Реализацию находят в «шведской», «японской» моделях, в модели социальноориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития; 

 

Суть плановой экономики  сводится к следующему:

- общественная (государственная)  собственность практически на  все материальные средства производства;

- командное регулирование  из центрально-планирующего органа (госплан);

- централизованное распределение  производственных ресурсов и  произведенных продуктов;

- централизовано установленная  цена.

Эта система существовала при СССР, во всех социалистических странах. В настоящее время в  – КНДР, на Кубе.

В «чистой» рыночной экономике  нет никакой вышестоящей государственной  власти, которая решает, как должны использоваться ресурсы и как  должна быть организована экономика. Характеризуется  частной собственностью на ресурсы  и использованием системы рынков и цен для координации экономической  деятельности и управления ею.

В современном мире не существует ни «чистой» рыночной экономики, ни    «чистой» плановой экономики. В настоящее время рыночная экономика представляет собой смешанную, в которой взаимодействуют государственный и частный секторы, при этом она фактически не является ни государственной, ни частной, а включают оба сектора». По словам П.Самуэльсона: –«… это  «смешанная» система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов. Наша экономика не является чистой экономикой цен, а представляет собой смешанную систему, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия  рынка как организацию производства и потребления». С.Фишер считает : «… командная экономика и экономика свободного рынка представляют собой сложную смесь этих крайностей. В смешанной экономике государство и частный сектор ( предприятия и потребители) играют важную роль для общества в целом. Экономические системы всех стран является смешанными, хотя они тяготеют больше к командным, в то время как другие опираются в основном на рыночные методы». К примеру, в Албании, где роль государства наибольшая, потребители могут выбирать, какие товары покупать; с другой стороны, в экономике Гонконга, может быть, наиболее рыночной, государство взимает налоги, обеспечивает получение образования, предпринимает меры по предотвращению голода и регулирует деятельность многих рынков.

С распадом СССР, стран Восточной  Европы экономисты стали выделять еще  одну новую экономическую систему  – переходную экономику, находящихся  на стадии трансформации от системы  плановой к рыночной ( к странам с переходной экономики относится и Казахстан).  

 

3. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. 

Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется  спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством  денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Суть государственного регулирования  на современном этапе переходного  периода заключается в создании более эффективной системы регулирования  экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего, для  создания такой эффективной системы  регулирования необходимо проведение ряда мероприятий:

- оздоровление финансовой  системы, переход к индикативным  методам, использованию финансовых  рычагов;

- создание  условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе – разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях;;

- осуществление структурной  перестройки всего хозяйственного  комплекса страны, внедрение новейших  достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная  перестройка обычными методами  через рассеяние капиталов и  создание через них необходимых  накоплений – это слишком длительный  и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование  структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс;

- проведение активной  социальной политики, призванной  облегчить для населения отрицательные  последствия перехода к рынку,  обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер,  направленных на повышение уровня  занятости населения;

- проведение четкой антимонопольной  политики, повышение государственного  контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.

Главными рычагами регулирования  должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать  пропорции развития и воспроизводства  в сферах экономики. Цены, налоги, льготы, по ним. Выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсии, пособий  – все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью  которых можно осуществлять воздействие  на экономические интересы производств; регионов.

Таким образом, содержание планового  регулирования рынка в общих  чертах сводится к централизованной разработке его основных стоимостных планируемых рыночных нормативов относятся цены и тарифы, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованные инвестиции и дотации.

Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов  этому высокому уровню могут быть достигнуты только с помощью государственного регулирования экономикой.  

 

 

 

План лекции № 2 (1ч) 

 

1.Анализ основных научных  направлений по вопросам экономической  роли государства 

2.Основные объекты и  субъекты ГРЭ. 

 

1.  Анализ основных научных направлений по вопросам экономической роли государства

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах её становления и развития. В период становления  рыночных отношений в 17-18 вв. господствовавшая экономическая доктрина – меркантилизм – основывался на безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Современная наука видит главное заблуждение меркантилистов  в их ориентации на сферу обращения как источника богатства, которое в свою очередь трактовалось как воплощенное исключительно в драгоценных металлах или деньгах. Это в свое время показал ещё Томас Манн. Он отмечал, что приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены, и доктрина «продать дороже, купить дешевле» в конечном счете оборачивается против самой придерживающейся её страны.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма  наиболее полно обосновал А.Смит. Центральная идея учения А.Смита состоит в утверждении, согласно которому взаимодействие личного и общественного интересов будет оптимальным при отсутствии государственного вмешательства в этот процесс, при том, что функции регулирования будут осуществляться «невидимой рукой» рыночных сил. .Анализируя взаимосвязь и взаимозависимость категорий спроса, предложения, конкуренции, рыночной и действительной цены, А.Смит создал модель, названную в современной экономической теории рынка совершенной конкуренцией.

Классики исходили из тезиса необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что  существуют сферы, которые находятся  вне пределов досягаемости рыночного  конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система ит.п.). Очевидно, что государство должно брать себя заботу об их производстве и организовать совместную оплату гражданами этой продукции. Также сюда относятся вопросы защиты и охраны окружающей среды.

Дж.М.Кейнс одним из первых отверг сложившиеся в науке представление о  всесильном влиянии свободной конкуренции на ход экономического развития. В кейнсианстве можно выделить три ключевых момента: признание за системой свободного рынка - отсутствие механизма обеспечения устойчивости экономического развития; выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики (государства призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита); главным инструментом спроса считается всемерное поощрение инвестиционной активности.

Монетаризм главным инструментом регулирования экономических процессов признает денежное обращение. В монетаристской модели можно выделить три особенности: рынки в достаточной мере конкурентны и система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Проводится курс на минимизацию государственного вмешательства в функционирование экономики. Деньги рассматриваются решающим фактором косвенного регулирования всех процессов в экономике.

Невозможно сказать, что  какая либо из рассмотренных модель лучше, прогрессивней. Важно, при рассмотрении альтернативных моделей регулирования экономики различать два аспекта проблемы. Одно дело приверженность ученых и специалистов к той или иной научной концепции  построения экономического механизма и совсем другое – оценки пригодности  (результативности) избираемой или возможной практической экономической политики. Такая политика – синтез инструментов регулирования, определяемый не соблюдением «чистоты» теоретической схемы, а конкурентностью целей и условий реформ.

Информация о работе Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект