Теоретические аспекты экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня отечественная экономическая наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ
1.1 История развития экономической теории
1.2 Предмет и функции экономической теории
1.3 Метод экономической теории и модели
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА, ЕЕ РЕФОРМЫ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Становление и развитие экономики Казахстана как суверенного государства
2.2 Экономические реформы, проводимые в Республике Казахстан и их особенности
2.3 Переходный период в экономике Республики Казахстан, его этапы
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Экономические проблемы и пути решения в Казахстане
3.2 Перспективы совершенствования экономики Республики Казахстан
ЛИТЕРАТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

доклад.rtf

— 621.90 Кб (Скачать)

Несмотря на произошедший серьезный спад производства за последние годы, Казахстан остается крупнейшим производителем цветных металлов: в 1995 году на его предприятиях произведено 88,5 тыс. тонн свинца, 255,6 тыс. тонн меди рафинированной, 169,2 тыс. тонн цинка, 9,6 тыс. тонн титана губчатого, 1024 тыс. тонн глинозема, 3,3 млн. тонн бокситов и много других цветных и редкоземельных видов металлов.

В результате дезорганизации и разрыва сложившихся за многие десятилетия хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ, в связи с кризисными явлениями в экономике, обусловленными сложностью ее перевода на рыночные отношения, а также по причине резкого падения дисциплины и ответственности среди должностных лиц, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, равно как и других сфер экономики, в Казахстане (как и в других республиках бывшего СССР) за 1992-1995 гг. резко сократились. По оценке отдельных ведущих специалистов, спад производства в 1992 году против относительно устойчивого его уровня в 1990 году составил 14,6%, в 1993 году - 28%, в 1994 году - 48%, в 1995 году - 57%. [2, с. 15-17]

Вот почему приведенные выше показатели за 1995 год далеко не отражают действительного научно-технического потенциала Казахстана, на который следует ориентироваться в оценке его хозяйственно-экономических возможностей и не только для собственного потребления, но и на экспорт. В 1991 году, накануне всеобщего кризиса (в отдельных отраслях он уже наступил) в Казахстане на душу населения было произведено: 5069 кВт-час электроэнергии, 1568 кг сырой нефти, 7687 кг угля, 466 куб, метров природного газа, 1294 кг железной руды, 375 кг стали, 448 кг цемента, 88 кг минеральных удобрений, более 13 кв. метров тканей, почти по 7 единиц трикотажных изделий, 2 пары кожаной обуви, 80 кг хлеба и хлебобулочных изделий (промышленная выработка), 18 кг сахара, около 13 кг кондитерских изделий, 22 условные банки консервов всех видов и т.д. Казахстан обладает также значительными сельскохозяйственными возможностями. В 1992 году на сельское хозяйство приходилось 38% произведенного национального дохода, в то время как в нем использовалось только 16% рабочей силы, что отражает наличие широкомасштабной механизации и относительную эффективность сельскохозяйственного производства. Из общих его земельных площадей 222,5 млн. га (82%) являются сельскохозяйственными угодьями. По площади пашни (более 36 млн. га) республика занимает шестое место в мире, а по площади сенокосов и пастбищ показатели Казахстана в 2 раза выше российских. Производство зерновых и зернобобовых культур на душу населения в 1994 году (более урожайном за последние годы) составило 1702 кг (самое высокое производство в мире в том году было только в Канаде - 2158 кг и Дании - 2001 кг; в Австралии было произведено лишь по 1365 кг, США - 1253 кг, Венгрии -1220 кг, Франции - 1030 кг). По производству пшеницы (967 кг) Казахстан в том году уступал лишь Канаде (1 168 кг), оставив далеко позади себя Данию (792 кг), Австралию (859кг), США (298 кг), Венгрию (594 кг), Францию (591 кг). Казахстан был и остается единственной страной бывшего Союза, экспортирующей хлеб. Самая качественная пшеница - твердые и сильные ее сорта - производятся в Казахстане. [7 с. 13-15]

Однако в Казахстане одна из самых низких в мире средняя урожайность зерновых и других сельскохозяйственных культур, а также продуктивность животноводства. Например, по урожайности зерновых в том же благоприятном 1994 году - 12,2 центнера с гектара (в 1995 году было лишь 5,3 ц.) - Казахстан занимал последнее место в СССР и 142 место в мире, т.е. соседствовал с Монголией, Мали, Гренландией. По надою молока от одной коровы (2357 кг в 1995 году) он многократно уступал таким странам с развитым животноводством, как США (6673 кг), Дания (6265 кг), Швеция (6213 кг), Канада (5780 кг), Финляндия (5446 кг), Великобритания (5215 кг), Япония (5096 кг), Венгрия (4919 кг), а среди бывших союзных республик, составлявших СССР, по этому показателю Казахстан занимал 12-е место, опережая только Закавказские республики. Наряду с серьезными недостатками в ведении сельскохозяйственного производства, здесь надо учесть значительные и почти ежегодные отклонения объемов его продукции в зависимости от погодных условий. Например, вслед почти 60-процентным спадом в производстве зерна в 1991 году был рекордный его урожай в 1992 году.

Поэтому именно в данной сфере экономики, т.е. в сельском хозяйстве, особенно остро встала проблема изменения подходов к его развитию как с позиции интересов и возможностей самостоятельного государства, так и необходимости быстрейшего освоения новых методов хозяйствования и широкого внедрения прогрессивных технологий для повышения продуктивности полей и ферм, расширения объемов и совершенствования способов переработки, хранения, транспортировки сырья и создания развитой социальной инфраструктуры села. Однако эта глобальная и неотложная задача пока решается медленно, мало того, за последние годы сельское хозяйство Казахстана впало в глубочайший кризис.

Агропромышленный комплекс республики объединяет 36,3 тыс. различных сельскохозяйственных предприятий и 30,8 тыс. фермерских (крестьянских) хозяйств.

По выводам некоторых авторитетных ученых, при разумном использовании, земли Казахстана могут прокормить более миллиарда человек. [9]

 

2.2 Экономические реформы, проводимые в Республике Казахстан и их особенности

 

С 1992 года в Казахстане начата, а с конца 1993 года более активно ведется работа по реформированию его экономики на путях рыночных отношений. Именно за эти годы активизировался процесс формирования многоукладной экономики. К концу 1995 года в республике действовали 91,3 тыс. хозяйствующих субъектов, 73,4 тыс. из которых представляли негосударственный сектор экономики. Удельный вес продукции промышленности, произведенной в 1995 году предприятиями негосударственного сектора экономики, составил 30,4%; в сельском хозяйстве доля объема валовой продукции составляет 38,9%. В республике развивается предпринимательство, средний и малый бизнес: к началу 1996 года работали 21,3 тыс. предприятий и организаций, представляющих их, где было занято 147,2 тыс. человек. Наряду с другими факторами, этому способствует продолжающийся процесс разгосударствления и приватизации. Только в 1993-1995 гг., в рамках малой приватизации, продано 9 тыс. различных объектов, а по программе массовой приватизации, которая ныне практически завершилась, на аукционах продано еще 2 тыс. предприятий (в основном в сфере обслуживания); из 2120 совхозов и других более-менее крупных сельхозпредприятий 93% также подверглись разгосударствлению и приватизации. В результате приватизации и формирования негосударственного (рыночного) сектора экономики, класса собственников, в частные руки уже перешло около 60% уставных фондов приватизированных предприятий. [9, 34]

Казахстан интенсивно ищет новые пути выхода из создавшегося за последние годы глубокого экономического и социального кризиса путем оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики. Одним из таких направлений становится передача крупных промышленных предприятий в контрактное управление отечественным и иностранным фирмам (за последние 2 года было заключено 42 контракта).

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.

Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная - к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.

К сожалению, за период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь у нас аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми.[1 с. 10-12]

Однако ограничение в данном случае одной только негативной характеристикой было бы проявлением необъективности. Есть сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития. За эти 12 лет, скажем, были достигнуты определенные положительные результаты в вопросе организации коммунального хозяйства. Кстати, весьма высокие оценки ходу развития социальной отрасли в Казахстане дают и зарубежные специалисты. Так недавно с официальным визитом республику посетил Герман Греф, представитель правительства Российской Федерации. Он прибыл сюда с целью перенять опыт организации и проведения социальных и административных реформ. Для Казахстана это своего рода прецедент.

Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.

Нынешний принцип комплексного экономического развития Казахстана "step by step" - "шаг за шагом". Сырьевой сектор дает толчок для развития иных сфер - промышленной, аграрной, производственной. Он же при возникновении каких-то трудностей поддерживает их в плане финансирования. Основной же акцент ставится на развитие одной определенной отрасли в течение определенного периода времени.

Интересно, что государства, находившиеся ранее в схожих условиях, являют в основной своей массе примеры отрицательного свойства. Страны, чей экономический рост обеспечивался главным образом за счет природных ресурсов, либо заболевали "голландской болезнью", либо просто проедали запасы своих недр. Исключение же составляют некоторые государства Западной Европы, к примеру Норвегия, которая одновременно поднимала все сферы своей экономики. [5 с. 21-22]

Если рассматривать страны Юго-Восточной Азии, которые многие аналитики часто ставят в пример Казахстану, то надо отметить следующее. Они развивались по иному, не во всем приемлемому пути. Эти государства не обладали большими запасами углеводородов и металлов, а упор делали на наращивание интеллектуального капитала. И в отличие республики Казахстан, страны Юго-Восточной Азии изначально определили собственное место в системе мирового производства, добились создания необходимых условий и получили поддержку со стороны США и ряда европейских держав.

Обширность территории, огромные различия в климатических и географических условиях, а также низкая плотность населения делают проблему транспорта в Казахстане особенно значительной и важной, хотя за годы советской власти и в этой сфере экономики произошли огромные количественные и качественные преобразования: эксплуатационная длина железных дорог общего пользования на территории республики достигла 14,5 тыс. км, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108 тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На долю железнодорожного транспорта даже в более благоприятные годы приходилось лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4% от общего объема пассажироперевозок. Тем не менее можно утверждать, что транспорт даже по "советским" стандартам был развит неплохо. Другое дело, что советская техника имела другой параметрический подход, и самое главное - на протяжении последних 10 и более лет почти не обновлялась. Если учесть к тому же еще и то, что теперь транспорт суверенного государства должен соответствовать общемировым стандартам, необходимость скорейшей и глубокой его модернизации становится понятной. Несмотря на удаленность от океанов, являясь как бы мостом между Европой и Азией, имея громадную территорию, что таит в себе исключительно высокий транспортный (транзитный) потенциал для других государств, Казахстан может формировать через свою территорию мировые сухопутные магистрали. [6 с. 23-24]

Еще в древние времена народы, живущие на территории современного Казахстана и Средней Азии, сполна познали преимущество соседства с трассой Великого шелкового пути, общая протяженность которого от юго-восточных окраин Китая до средиземноморского побережья Турции составляла более 6,5 тыс. км. Через их земли шло огромное количество товаров, обмен передовой культурой. Понимая это, Казахстан уже сумел сделать первые шаги в его восстановлении, но уже более современными средствами транспорта. Казахстан сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно- автомобильное) с Турцией. С открытием в мае 1996 года недлинной рельсовой ветки к сети железных дорог Ирана до границ Туркменистана восстанавливается в железнодорожном варианте Великий Шелковый путь от китайского Дальнего Востока в Европу. Казахстан совместно с Китаем ведет большую работу по развитию станции "Дружба'', через которую в ближайшем будущем будут проходить миллионы тонн грузов многих стран Мира. На его территории завершается электрификация железных дорог южного и северного направлений железнодорожных магистралей. Начаты работы по коренной реконструкции и новому развитию Алматинского международного и других аэропортов. Подготовлены планы увеличения мощностей гавани на побережье Каспийского моря.

Однако для ускорения всех этих широкомасштабных и имеющих международное значение мероприятий Казахстану требуются большие инвестиции: в первую очередь на развитие и модернизацию железных дорог на юге, на модернизацию наземных коммуникаций и системы управления воздушного транспорта. [6 с. 24-25]

 

2.3 Переходный период в экономике Республики Казахстан, его этапы

 

США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. Эта страна стала первой в СНГ, экономика которой получила такой статус. Президент страны Нурсултан Назарбаев убежден, что присвоение республике такого статуса - "это результат десятилетнего развития Казахстана" Назарбаев назвал признание Казахстана со стороны США государством с рыночной экономикой "важным событием".

Ранее статус страны с рыночной экономикой за Казахстаном признал Европейский Союз Он сказал, что в минувшую среду, 27 марта, получил по телефону соответствующее подтверждение и поздравления от министра торговли США Дональда Эванса. Назарбаев отметил, что Казахстан является первым среди стран СНГ, экономика которой признана со стороны США рыночной.

Информация о работе Теоретические аспекты экономики