Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление сущности теневой экономики России, ее специфики и трудностей в преодолении.
Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования теневой экономики России………………..….…7
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Исходя из данного заключения,
а также учитывая, какой элемент
налогового механизма и как подвергается
воздействию, предлагается классифицировать
все способы как способы
К способам, полностью скрываемым
экономическую деятельность, относятся
способы уклонения от налогового
контроля. Следует признать, что
в связи с повышенным риском полного
сокрытия деятельности, к данной категории
относится небольшое количество
способов: уклонение от постановки
на налоговый учет и непредставление
налоговых деклараций. И в том,
и в другом случае деятельность хозяйствующим
субъектом осуществляется, но фактически
не контролируется государством. Применение
этих способов характерно для малого
бизнеса либо индивидуальной предпринимательской
деятельности и не на длительный срок.
С нашей точки зрения, больший
вред приносят организации, которые
на налоговый учет встали, но налоговых
деклараций не представляют. Это так
называемые фирмы-однодневки, которые
используются крупными и средними налогоплательщиками
в схемах частичного сокрытия деятельности,
осуществление которых без
Способы частичного сокрытия
деятельности и уклонения от уплаты
налогов делятся на способы искажения
объекта налогообложения и
Искажение объекта налогообложения
направлено на уменьшение налогооблагаемых
баз по соответствующему налогу. По
этому принципу мы выделяем «зарплатные
схемы», способы завышения
«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2009 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61%. Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита и так далее.
Способы увеличения себестоимости
формируют занижение (сокрытие) объема
валового дохода предприятия. Наряду с
неправомерным применением
Сокрытие выручки (полное
или частичное) производится посредством
очень широкого ряда способов: не
отражение результатов
Зачастую применение способов сокрытия выручки и завышения себестоимости приводит к убыточности предприятий. Отражение убытка в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов — это наиболее вероятный признак неполного либо искаженного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Это предположение подтверждается контрольными мероприятиями налоговых органов: за 9 месяцев 2009 года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль — 95,9 млрд. руб.
О масштабности применения схем сокрытия деятельности либо искажения ее результатов свидетельствует тот факт, что в 1 полугодии 2009 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель равен 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят налог на прибыль, что в экономических интересах страны недопустимо. Причем основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, то есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда.
В отдельную категорию
выделены экономические преступления,
классифицированные как налоговое
мошенничество. Практически во всех
странах, где установлена юридическая
ответственность за уклонение от
уплаты налогов, налоговое мошенничество
признается одним из наиболее тяжких,
и в подавляющем большинстве
стран влечет уголовное наказание.
Налоговое мошенничество
Начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления и ухудшилась ситуация на рынке труда, начался рост теневой экономики. По оценкам главы Росстата Александра Суринова, сейчас этот сектор равен пятой части экономики в целом. Такие данные он привел в интервью "Российской газете". Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой экономикой". Практически не поддаются подсчетам товары и услуги, которые запрещены к производству и реализации на территории страны (например, проституция)[11].
ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные
методы борьбы с теневой
В государственных властных
структурах, общественных организациях
и научных учреждениях
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
И для повышения эффективности
борьбы с организованной преступностью
в сфере экономики нужен
К наиболее предпочтительным
направлениям борьбы с организованной
преступностью в сфере
- ограничение деятельности
контролируемых
- выявление и нейтрализация
лидеров (руководителей)
- привлечение к уголовной
ответственности участников
Для повышения эффективности
работы правоохранительных органов
следовало бы расширить возможности
применения поощрительных мер к
лицам, оказывающим содействие правоохранительным
органам в борьбе с организованной
преступностью в сфере
- ввести в законодательство
институт "сделки с преступником",
т.е. освобождение от
- предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).
Наряду с перечисленными было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:
- возможность выступления
в суде сотрудников
- возможность допроса
свидетелей в закрытом
- возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных;
- институт "главного свидетеля";
- проведение допросов
в качестве свидетелей лиц,
установленных при проведении
оперативно-розыскных
Теневая экономика стала
проблемой не только правоохранительных
органов, но и всего государства
в целом. Поэтому уже давно
назрела необходимость в
При разработке такого комплекса
мер, не отрицая необходимости силовых
мер, первостепенной задачей следует
считать изменение общих
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики
Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:
• постоянная корректировка
правово-хозяйственных условий
• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;
• реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
• изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;
• освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
• перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;
• создание на территории России
специальной инвестиционной зоны с
наличием депозитариев, реестров ценных
бумаг и дополнительными