Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:33, реферат
Обеспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.........................................................................................................4
1.1. Сущность и организация обеспечения экономической безопасности..............................................................................................................4
1.2. Угрозы экономической безопасности..............................................................6
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.....................................................................................................9
2.1. Причины существования и роста теневой экономики...............................9
2.2. Исследование российской теневой экономики............................................11
ГЛАВА III. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ПОВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
ФАУКЛЬТЕТ «ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ»
НА ТЕМУ: «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 4 КУРСА
ШИФР: №0830-п/ДНЭ-1219
ПУЗАКОВА А.Ю.
ПРОВЕРИЛ: К.Э.Н., ДОЦЕНТ
ЧИСТЯКОВ В.В.
САРАТОВ 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА...................
1.1. Сущность и организация
обеспечения экономической безопасности..................
1.2. Угрозы экономической
безопасности..................
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ..................
2.1. Причины существования
и роста теневой экономики.....................
2.2. Исследование
российской теневой экономики.....................
ГЛАВА III. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Теневая экономика - явление, которое существует многие десятилетия. Однако, несмотря на то, что ее изучением экономисты занимаются уже ни одно десятилетие, долгое время на этой проблеме не уделяли должного внимания. И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность, как за рубежом, так ив нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой' тематике в России довольно мало, причем практически, все они имеют довольно» узкую направленность - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Мы попытаемся взглянуть на теневую экономику в более широком ракурсе.
По оценкам специалистов на; теневую экономику в России приходится 40% ВВП- что составляет около 16 700 млрд. руб. В отдельных отраслях (например, розничная торговля; строительство) около 80% занятых работает нелегальное.
Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства современном этапе представляет процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, то есть, реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.
В настоящее время проблеме оценки теневой экономики уделяется достаточно внимания в трудах зарубежных и отечественных ученых.
ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.
Реализация национальных
интересов России в большинстве
случаев возможна только при условии
наличия достаточных
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.
Способы обеспечения экономической безопасности государства могут быть самыми разнообразными — организационными, правовыми, техническими и др.
Организационные способы обеспечения экономической безопасности государства — это различные приемы, используемые для организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:
а) координацию деятельности налоговой полиции с другими правоохранительными органами по обеспечению экономической
безопасности государства;
б) структуризацию управления, представляющую собой внутреннюю форму организации федеральных органов налоговой полиции;
в) организацию социальных связей, характеризующуюся формами работы с населением (например, средствами пропаганды).
Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства характеризуются наличием правовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере.
Имущество федеральных
органов налоговой полиции
При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции (ст. 19 Закона "О федеральных органах налоговой полиции").
Технические способы
обеспечения экономической
На данный момент сложилась такая геополитическая ситуация, в которой большинство государств не хочет видеть нашу страну процветающей и занимающей лидирующие позиции в мире. Но вопрос взаимоотношений государств на мировом уровне достаточно сложен и зачастую носит субъективный характер. Изучение внутренних угроз экономической безопасности является актуальным для любого государства в любое время, так как длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз, поэтому именно их изучению посвящена наша статья.
Под внутренними угрозами понимают, неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов.
Все угрозы, перечисленные, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, являются внутренними. Это:
Существуют различные
классификации угроз
Потенциальные угрозы существуют длительное время (практически всегда) и обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны. Соответственно, реальными или, как их еще называют, актуальными они становятся в связи с общим кризисным состоянием внутренней среды, обострением внутренних и внешних противоречий.
Разумеется, в Государственной
стратегии экономической
Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу, государству, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.
Основными внутренними угрозами следует считать угрозы: в научно-технической сфере: разрушение научно-технического потенциала, уменьшение научно-технических разработок, сокращение потенциала фундаментальной науки, неопределенность государственной научно-технической политики, отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности; в экономической сфере: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, наличие структурных диспропорций, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности; высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой» экономики, низкий платежеспособный спрос населения, ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, угроза потери продовольственной независимости страны, массовое уклонение от уплаты налогов; в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, снижение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, социальная незащищенность значительной части населения, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы.
К внешним угрозам экономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональное структура экспорта - чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках. Исходя из приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны определяются меры государственной политики экономической безопасности, охватывающие научно-техническую, экономическую, социальную сферы, а также политику, военную, экологическую, информативную сферы для обеспечения в целом национальной безопасности страны.
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Причины существования и роста теневой экономики.
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.
Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наёмные убийцы, сутенёры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине - теневики-хозяйственники.
К ним следует отнести
Третья группа представлена наёмными
работниками, причём как физического,
так и интеллектульного труда. К
ним могут примыкать
Конечно, данное деление в определённой степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.
Информация о работе Теневая экономика как угроза экономической безопасности