Теневая экономика как угроза экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:33, реферат

Краткое описание

Обеспечение национальной безопасности является глобальной проблемой на современном этапе развития России. На уровне субъектов Российской Федерации экономическая безопасность определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, ее стабильность, устойчивость, степень независимости и интеграции с экономикой страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.........................................................................................................4
1.1. Сущность и организация обеспечения экономической безопасности..............................................................................................................4
1.2. Угрозы экономической безопасности..............................................................6
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.....................................................................................................9
2.1. Причины существования и роста теневой экономики...............................9
2.2. Исследование российской теневой экономики............................................11
ГЛАВА III. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ.................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................18

Файлы: 1 файл

ЭБ реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Общий интерес для всех слоёв  “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путём незаконных операций с сырьём и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платёжных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоёв, эксперты оценивают в $300 млрд. Наёмные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

Криминальные структуры действуют  преимущественно в сфере перераспределения  доходов, которые получают внеэкономическими  методами, главным образом насилием - от шантажа до наёмного убийства.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них  иначе нельзя: применение действующих  штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела.

На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а  значит, обращаться официально в арбитражный  суд в случае невыполнения договорённости невозможно.

Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика, ибо её представители  контролируют до 90% предприятий и  организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц.

Теневиков-хозяйственников  сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом  и наковальней. С одной стороны - криминальные структуры, с другой - правоохранительные органы, да ещё и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются  в худших условиях наёмные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному  месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наёмных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%.

 

2.2.  Исследование российской теневой экономики

 Наиболее опасную форму проявления угроз экономической безопасности представляет теневая экономика. В 1970–1980 г. теневая экономическая деятельность в СССР в какой-то мере стала даже элементом социально-экономической системы общества. Люди, которые ей занимались, приобрели соответствующий статус (толкачи, рыночные торговцы, шабашники и т.д.).

 Теневая экономика  в те годы выполняла следующие  функции:

 • экономическую  – компенсировала недостатки  официальной советской экономики.  При плановой системе хозяйствования невозможно все учесть на определенный период, особенно при сложных технологических процессах. • социальную – создавала условия для реализации предприимчивости людей, направленной на получение дополнительных доходов, которые не возможно было получить официальным путем.

 В период перестройки  сложилось мнение, что теневая  экономика является порождением  советской системы и при переходе  к рынку ее масштабы будут  сокращаться. Однако произошло  иначе. По данным МВД РФ, с  теневой экономикой в настоящее время связано 58–60 млн человек.

Теневой сектор в переходный период, с одной стороны, дает человеку дополнительную возможность быть занятым  в производстве, а с другой - наносит  ущерб экономике.

В определенных условиях криминализация экономики превращается в доминирующий, системообразующий процесс, определяющий направление развития социально-экономической системы и создающий условия для своего воспроизводства. Поэтому выявление и предупреждение развития криминальной экономики становится одной из важных задач политики государства по обеспечению экономической безопасности на всех уровнях власти.

По данным российской статистики, переворот в области  учета теневой экономики произошел  в 1993 г. в связи с утвержденным ООН новым порядком ведения национальных счетов, когда всем государствам было рекомендовано в объемах производства учитывать и теневую экономику. В 1995 г. впервые попытались представить размер занижения ВВП вследствие неучета теневой экономики, а также пересмотреть эти объемы за предыдущие годы реформ. Получилось, что размер ежегодно приуменьшался на 9–10%. В 1995 г. эту долю оценили в 20%, в 1996 г.– в 23% от ВВП. По отраслям доля теневой экономики составила: в промышленности – 11%, в сельском хозяйстве – 48%, в торговле – 63%, на транспорте и в связи – 9%, в строительстве – 8%, в доходах населения – 25%.

Практически теневая  экономика является частью экономической  системы, без которой она не может  воспроизводиться. Система высокого уровня теневых экономических отношений  характеризуется рядом признаков.

Теневая экономика приобрела  большой удельный вес. В экономике  в целом значительную роль играют неформальные и внеправовые отношения. Реальной стала тотальная коррупция  государственного аппарата.

Теневая экономика вызвала  перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления. Рост доходов теневых структур сопровождается развертыванием непроизводственных составляющих, обслуживающих теневую экономику. Значительная часть капиталов страны вывозится за границу. Размер теневой экономики, по оценке официальных лиц, в настоящее время составляет около 45% от общего объема всей экономики России. Однако данный учет весьма приблизителен, поскольку при выявлении масштабов теневой экономики учитываются косвенные оценки объемов ее производства и сведения, полученные от правоохранительных органов о преступности в сфере экономики.

Одним из важных мотивов  вывоза за границу капитала стало  сокрытие средств нелегального происхождения. Миграцию капиталов по таким мотивам  принято называть “отмыванием грязных денег”. Точных данных об объемах вывезенных капиталов не имеется. По различным оценкам специалистов, сумма вывезенных за границу российских средств составляет более 250 млрд долл.. Нелегально вывезенные за границу капиталы одновременно отражают и степень функционирования теневой экономики. До 40% валютной выручки остается вне России и постоянно оседает в западных банках.

Параллельная экономика  складывается в результате стремления отдельных людей получить экономическую  выгоду бóльшую, чем в случае легальной экономической деятельности. В частности, создаются коммерческие структуры на базе уже существующих предприятий без разделения финансово-хозяйственной деятельности старого и нового предприятий; ведется коммерческая деятельность без соответствующих лицензий, регистрации в налоговой инспекции. В параллельную экономику включается производство нелицензированных товаров, по своим потребительским свойствам являющихся ухудшенными аналогами лицензированных товаров, выпускаемых легальным сектором.

Неформальная экономика скрывает потенциальные доходы государственного бюджета. Она отвлекает силы и средства от развития легального сектора экономики, приводит к коррупционному сращиванию бизнеса и государственного аппарата. В результате часть предпринимателей получает преимущество в виде налоговых льгот, доступа к источникам сырья, что подрывает основное преимущество рыночной экономики – выживание сильнейшего в конкурентной борьбе.

Таким образом, особенности  теневой экономики сегодня таковы, что ее недостаточно рассматривать на уровне личности. Она стала определенным составляющим элементом всего общества и фактором риска, который при определенных условиях из потенциальной угрозы может перейти в реальную.

 

ГЛАВА III. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Целью борьбы с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными.

Одни исследователи убеждены, что главная причина разбухания ЭТ - это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков».

В таком случае стратегией борьбы с ЭТ должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой - поэтапная либерализация хозяйственной  деятельности (облегчение правил регистрации  фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания ЭТ являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции. По их мнению, для  минимизации ЭТ прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с ЭТ - это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы - пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:

1. проведение безусловной  всеобщей уголовной амнистии  по налоговым и экономическим  ненасильственным преступлениям  физических и должностных (государственных  и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

2. компенсация потерь  населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;

3. введение системы  экономического стимулирования  выхода юридических лиц и граждан  из теневого сектора экономики  (вести хозяйственную деятельность  открыто должно быть экономически выгодно);

4. установление экономически  целесообразного, справедливого,  но четко администрируемого налогообложения;

5. стимулирование безналичных  расчетов и жесткая борьба  с наличным оборотом;

6. проведение ясной  и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

7. введение государственной  системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

8. проведение реальной  административной реформы (государственный  аппарат должен стать инструментом  ускоренного развития в России  частного бизнеса и конкурентоспособных  рынков);

9. формирование неподкупной,  справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;

10. ликвидация организованной  преступности во всех сферах  общества, прежде всего в теневом  секторе экономики и кредитно-финансовой  сфере;

11. законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных институтов допустивших разрастание масштабов коррупции в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части бюджета РФ.

Фактически в России ежегодно создается свой теневой  бюджет рынка коррупции являющегося  верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов.

Это вполне сопоставимо  с данными правоохранительных органов  о нахождении в теневом обороте  не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян  из рук в руки - в 40,4 млрд. долларов.

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее опасную форму  проявления угроз экономической  безопасности представляет теневая  экономика. В советское время  теневая экономика, как правило, распространялась на такие виды хозяйственной  деятельности, которые не входили в планово-распределительные перечни проводимых работ и не контролировались органами партийно-хозяйственного управления. К таким видам, в частности, относились бартерные сделки, неплановое строительство, выпуск внеплановой продукции, реализация сэкономленного сырья, оказание за плату услуг и др. В 1970–1980 г. теневая экономическая деятельность в СССР в какой-то мере стала даже элементом социально-экономической системы общества. Люди, которые ей занимались, приобрели соответствующий статус (толкачи, рыночные торговцы, шабашники и т.д.).

Информация о работе Теневая экономика как угроза экономической безопасности