Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:42, доклад
Высокий уровень занятости — это достойная цель по двум основным причинам: 1) высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2) при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и не-
Цели кредитно-денежной политики………………………………………………….3
Конфликт целей………………………………………………………………………..6
Критерии выбора промежуточных целей……………………………………………8
Жестко-монетарная и гибко монетарная денежно-кредитная политика………10
Виды монетарной политики ………………………………………………………..14
Особенности кредитно-денежной политики в России……………………………18
Особенности кредитно-денежной политики в пяти других странах.…………….23
Список используемой литературы………………………………………..…………26
В
ряде работ иностранных
Пересмотрев на основании этих выкладок свою политику, Центральный банк в 1999 году вновь вернулся к поддержанию темпов роста денежной массы. Для достижения этой цели Банк России использовал номинальные и реальные ставки процента, динамику валютного курса, динамику мировых цен на товары российского экспорта и импорта. Начиная с этого времени, фактические темпы инфляции сокращаются, денежная масса (агрегаты М2 и М3) ежегодно увеличивается, зачастую превышая плановые темпы роста, отмечается рост ВВП.
Фактически Банк России перешел к инфляционному таргетированию. Отечественные и иностранные специалисты считают такое решение Центрального банка самым рациональным, так как в попытках одновременного таргетирования денежного предложения и обменного курса Банк России попадает в ловушку.
Проблема в том, что методы решения этих задач носят противоречивый характер. К снижению инфляционного давления на экономику приводят меры по повышению процентных ставок и ограничению денежного предложения, однако это вызывает укрепление рубля. Укрепление рубля, теоретически являющееся инструментом снижения инфляционного давления, на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных компаний.
Использование политики инфляционного таргетирования эффективна во многих странах и дала положительные результаты и в России. Реальный рост ВВП в период 1999- 2006 годов в среднем составляет 7% ежегодно, инфляционные процессы, наоборот, сокращаются.
Проблема, однако, заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть значительные колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.
Традиционно в экономической литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами не обладающих. Одним из объяснений этого парадокса является феномен «голландской болезни. Суть его заключается в том, что повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста обрабатывающей промышленности.
К основным симптомам «голландской болезни» традиционно относят: укрепление реального валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение заработной платы.
Рассмотрим эти симптомы применительно к российской действительности. Действительно, рост цен на нефть ведет к ревальвации рубля, высокая доля сырьевых товаров в структуре российского экспорта. Кроме того, на основании сравнительного анализа темпов роста российского промышленного импорта с темпами роста внутреннего промышленного производства в период 2002 – 2006 годов. Практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности эксперты отмечают более быстрый рост импорта по сравнению с внутренним производством. В некоторых отраслях объемы импорта превышают объемы производства. Ученые считают эту тенденцию следствием «голландской болезни».
В том случае, если замедление темпов роста обрабатывающей промышленности действительно является следствием завышенного курса рубля, необходимы меры, ограничивающие укрепление российской валюты.
Правительство России приняло к руководству все замечания. Результатом явилось создание Стабилизационного Фонда, специального государственного фонда Российской Федерации, создаваемого и используемого в целях стабилизации экономики. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к ВВП: на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности.
Применительно к проблеме «голландской болезни» стабилизационный фонд для сглаживания негативного влияния резких колебаний цен на нефть на динамику валютного курса и экономику.
По расчетам экспертов, в 2003 – 2004 гг. российскому правительству удалось снизить эластичность государственных расходов по отношению к ценам на нефть, что стало следствием эффективного управления стабилизационным фондом.
Итак, в 2008 году объем ВВП увеличился на 8,0, увеличились потребительские расходы населения. Вторая половина 2008 года ознаменовалась резким (70%-ным) падением цен на нефть. Это привело к росту потребительских цен и усилению инфляционных процессов. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса. В целях формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки иностранной валюты пополняют запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.
Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.
В этой ситуации решающее воздействие на восстановление положения на финансовом рынке оказала политика валютного регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного курса. За счет продажи иностранной валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший рост цен на нефть на мировом рынке на фоне успешного управления плавающим валютным курсом способствовали повышению привлекательности вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.
В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.
В предстоящий период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции 5- 7% в 2012 году. Краткосрочной целью является минимизация негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2011 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
Безусловно, результаты денежно-кредитной политики за 2009 год положительны. В сложных условиях финансового кризиса Центральный Банк сумел разобраться в ситуации и достаточно умело использовал рычаги регулирования. Об этом свидетельствует сокращение инфляции и роста цен во второй половине 2009 года. Кроме того, наконец, практически был осуществлен переход к политике плавающего валютного курса в рамках валютного регулирования. Увеличилось значение операций на открытом рынке. Были достигнуты ключевые цели денежно-кредитного регулирования прошлых лет.
В конце 1973 г. Великобритания в ответ на усиление инфляционных ожиданий начала применять денежно-кредитное регулирование. Банк Англии регулировал денежный агрегат М3, но относился к этому недостаточно серьезно, что привело к сильным колебаниям английских денежных агрегатов. В 1980 г., после быстрого роста инфляции в конце 70-х гг., премьер-министр Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) предложила «среднесрочную финансовую стратегию», с помощью которой можно было последовательно снижать темп роста денежной массы типа М3. К сожалению, планирование М3 вызвало проблемы: это были ненадежные индикаторы жесткости денежно-кредитной политики. После 1983 г. финансовые нововведения нарушили связь между М3 и национальным доходом, и Банк Англии стал уменьшать значимость М3 в пользу более узкого денежного агрегата М0 (денежной базы). В октябре 1985 г. контроль над М3 был временно приостановлен, а в 1987 г. полностью прекращен. Начиная с 1984 г. плановые границы возможного темпа роста М0 сокращались, и фактический темп роста М0 снижался в точном соответствии или близко к установленным рамкам
Канада
Канадский
опыт осуществления денежно-
В
ответ на рост инфляции в начале
70-х гг. Банк Канады предложил программу
«Денежный градуализм», в соответствии
с которой темп роста Ml должен
был регулироваться в пределах постепенно
падавшей плановой нормы. Денежный градуализм
в Канаде оказался ничуть не успешнее
попыток денежного регулирования в Великобритании.
К 1978 г., т.е. спустя всего 3 года после начала
регулирования денежной массы, Банк Канады
стал отходить от этой стратегии, заботясь
об обменном курсе. В силу необходимости
стабилизации обменного курса, а также
из-за неуверенности в надежности Ml в качестве
ориентира денежно-кредитной политики
в ноябре 1982 г. Планирование М1 отменено.
В январе 1988г., повернув вспять денежно-кредитную
стратегию, Джон Kpaу (John Crow), глава Банка
Канады, заявил, что отныне целью становится
стабильность цен. Банк Канады и Министерство
финансов объявили о серии мероприятий,
направленных на снижение инфляции, при
этом в качестве ориентиров политики были
использованы М2 и индекс состояния денежного
рынка, базирующийся на ставке процента
и обменном курсе.
Германия
В
1975 г. В ответ на рост инфляции Центральный
банк Германии, Бундесбанк
(Bundesbank), также прибег к денежному регулированию.
С этой целью был выбран
узкий денежный агрегат «деньги Центрального
банка», т.е. сумма наличных денег в
обращении и банковских депозитов, взвешенных
с учетом норм обязательного
резервирования 1974 г., Бундесбанк санкционировал
отклонение темпа роста
денег Центрального банка от контрольного
значения. Причиной этого послужила
необходимость валютного регулирования,
проводимого в рамках международных
соглашений. В 1988 г. Бундесбанк переключился
с регулирования денег Центрального банка
на денежный агрегат М3. Германия очень
удачно использовала денежно-кредитное
регулирование для поддержания низкого
и устойчивого уровня
инфляции.
Объединение
Германии в 1990 г. создало некоторые
трудности для денежно-
кредитной политики. Бундесбанк разрывался
между попытками обуздать инфляционные
процессы, вызванные объединением, и желанием
удержать обменный курс в соответствии
с курсами других европейских стран. В
сентябре 1992 г. Это напряжение вылилось
в кризис обменного курса в Европе.
Информация о работе Таргетирование кредитно-денежной политики