Таргетирование кредитно-денежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:42, доклад

Краткое описание

Высокий уровень занятости — это достойная цель по двум основным причинам: 1) высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2) при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и не-

Оглавление

Цели кредитно-денежной политики………………………………………………….3
Конфликт целей………………………………………………………………………..6
Критерии выбора промежуточных целей……………………………………………8
Жестко-монетарная и гибко монетарная денежно-кредитная политика………10
Виды монетарной политики ………………………………………………………..14
Особенности кредитно-денежной политики в России……………………………18
Особенности кредитно-денежной политики в пяти других странах.…………….23
Список используемой литературы………………………………………..…………26

Файлы: 1 файл

Доклад1.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

    Содержание

  1. Цели кредитно-денежной политики………………………………………………….3
  2. Конфликт целей………………………………………………………………………..6
  3. Критерии выбора промежуточных целей……………………………………………8
  4. Жестко-монетарная  и  гибко монетарная  денежно-кредитная  политика………10
  5. Виды монетарной политики ………………………………………………………..14
  6. Особенности кредитно-денежной политики в России……………………………18
  7. Особенности кредитно-денежной политики в пяти других странах.…………….23
  8. Список используемой литературы………………………………………..…………26

 

  1. Цели  кредитно-денежной политики
 

    Денежно-кредитная  политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет шесть основных целей:

      • высокий уровень занятости;
      • экономический рост;
      • стабильность цен;
      • стабильность ставки процента;
      • стабильность на финансовых рынках;
      • стабильность валютного рынка.
 
  1. Высокий уровень  занятости

    Высокий уровень занятости — это достойная  цель по двум основным причинам: 1) высокий  уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2) при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и не-

используемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

    Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна, однако как определить, насколько высоким он должен быть? Когда можно утверждать, что в экономике наблюдается полная занятость? Может казаться, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным на время ее поиска. Часто рабочие добровольно, по собственному желанию временно оставляют работу, чтобы посвятить себя другим занятиям (создание семьи, путешествия, возобновление учебы), а когда решают вернуться на рынок рабочей силы, то вновь тратят время на поиски подходящей работы. Выгоды от наличия некоторой безработицы аналогичны выгодам от наличия какой-то доли незанятых квартир на рынке жилья, предоставляемого внаем. При поиске себе жилья, человек скорее всего сталкнется с тем, что низкий процент свободного жилья на рынке неизбежно создает трудности при поиске нужной квартиры.

    Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы. 

    Такое определение выглядит вполне удовлетворительным, но оно оставляет без ответа один сложный вопрос: какой уровень  безработицы соответствует полной занятости? С одной стороны, в  некоторых случаях очевидно, что  уровень безработицы слишком высок: например, максимальный уровень безработицы во время Великой депрессии составлял 20%, — понятно, что он был слишком большим. С другой стороны, в начале 60-х гг. экономисты считали приемлемыми 4%, хотя этот уровень, возможно, был слишком низок, так как вел к ускорению инфляции. В последних исследованиях уровень естественной безработицы был определен приблизительно в 6%, но даже эта оценка недостаточно точна и остается предметом споров. Кроме того, возможно, что соответствующая политика государства, например обеспечение полной информацией о местах работы и программах обучения, может понизить естественный уровень безработицы.

  1. Экономический рост

    Нацеленность  на постоянный экономический рост тесно  связана с задачей поддержания  высокого уровня занятости, поскольку  при низком уровне безработицы фирмы скорее всего будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели тесно взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования. Действительно, такая задача была объявлена приоритетной в рамках экономической политики Рональда Рейгана, направленной на стимулирование экономического роста путем введения налоговых льгот. Эти льготы давались для того, чтобы фирмы могли больше инвестировать в здания и оборудование, а налогоплательщики — больше сберегать. 

  1. Стабильность  цен

    Стабильность  цен желательна по той причине, что  повышение уровня цен (инфляция) порождает  неопределенность в экономике. Например, информацию о ценах товаров и услуг труднее интерпретировать, когда меняется общий уровень цен, а это осложняет процесс принятия решений потребителями, производителями и правительством. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921—1923 гг. В течение последних 2 лет гиперинфляции уровень экономической активности в Германии (представленный показателем ВВП) резко снизился из-за роста издержек, связанных с повышением уровня цен.

    Инфляция  затрудняет и планирование на будущее. Например, в условиях инфляции гораздо  труднее решить, сколько средств  следует отложить на обучение ребенка. Далее. Инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен. 

  1. Стабильность  ставки процента

    Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут  порождать неопределенность в экономике  и осложнять планирование будущего. Колебания процентных ставок, влияющие на готовность потребителей приобрести, например, дом, создают трудности как для потребителей — в принятии решения о том, когда покупать дом, так и для строительных организаций — в планировании того, сколько домов строить.  

  1. Стабильность  на финансовых рынках
 

      Один из способов обеспечения стабильности — это помощь в предотвращении финансовой паники (в частности, банковской паники) путем выполнения функции кредитора в последней инстанции.

    Стабильность  на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью ставки процента, поскольку ее колебания создают  неопределенность для финансовых учреждений. Повышение ставки процента приводит к большим потерям по долгосрочным облигациям и закладным. Эти убытки могут вызвать банкротство финансовых учреждений, которые владели такими облигациями и закладными. Значительные колебания ставки процента стали крайне серьезной проблемой для ссудо-сберегательных ассоциаций и взаимно-сберегательных банков, многие из которых столкнулись с большими финансовыми трудностями.

  1. Стабильность  на валютном рынке

    Рост курса национальной единицы  делает продукцию страны менее конкурентоспособной за рубежом, а её снижение стимулирует инфляцию. Кроме того, предотвращение больших изменений курса упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж за рубежом. Таким образом, стабилизация резких колебаний курса национальной денежной единицы на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.

  1. Конфликт  целей

    Многие  цели согласуются друг с другом: высокий уровень занятости и  экономический рост, стабильность ставки процента и стабильность на финансовом рынке. Но тем не менее это не всегда бывает так. Задача поддержания стабильного уровня цен часто противоречит задаче поддержания стабильной ставки процента и высокого уровня занятости в краткосрочном периоде.

    Борьба  с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм кредитно-денежной политики действует следующим образом - при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в экономике.

    В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно. Помимо необходимости  сопоставления чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценки эффективности кредитно-денежной политики, надо учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень доверия экономических  агентов к банковской системе, наличие  долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе  и, наконец, кредитоспособность предприятий  реального сектора.  

     Проблема  состоит в том, что, желая достичь  определенных целей, таких, как стабильность цен и высокий уровень занятости, Центральный Банк не может лишь непосредственно и немедленно повлиять на целевые параметры. ЦБ может использовать набор инструментов (операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательного резервирования), которые приводят к цели лишь по прошествии какого-то периода времени (обычно больше года). Если ЦБ будет ждать, какими станут уровни цен и занятости через год, то может так статься, что окажется слишком поздно корректировать политику — ошибки станут необратимыми.

    ЦБ последовательно реализует разные стратегии проведения денежно-кредитной политики путем регулирования переменных, которые связывают инструменты и конечную цель. Стратегия ЦБ состоит в следующем: после выбора целевых значений уровня занятости и уровня цен определяется набор целевых показателей, непосредственно влияющих на занятость и уровень цен, которые называют промежуточными целями. В качестве них могут выступать, например денежные агрегаты (Ml, М2 или М3) или ставка процента (кратко- или долгосрочная). Однако инструменты ЦБ не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей.

       Поэтому подбирается другой набор  переменных, называемых операционными  целями; ими могут быть, например, резервные агрегаты (резервы, незаимствованные  резервы, денежная база или  незаимствованная база) или ставки  процента (межбанковская ставка  процента или ставка по векселям  Казначейства), более чутко реагирующие  на инструменты денежно-кредитной  политики (незаимствованные резервы равны разнице между совокупными резервами и заимствованными резервами, которые в свою очередь равны объему рефинансирования, т.е. кредитования по учетной ставке; незаимствованная база — это денежная база минус заимствованные резервы; межбанковская ставка процента — это ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым на короткий срок).

     Центральный Банк выбирает такую стратегию потому, что ей проще достичь цели путем постепенного решения промежуточных задач, нежели сразу. Следуя путем использования промежуточных и операционных методов, можно гораздо быстрее понять, верна ли выбранная политика, чем если судить об этом, лишь дождавшись окончательного воздействия политики на занятость и уровень цен.

     Из  теории спроса и предложения следует, что цели поддержания стабильных значений процентной ставки и денежных агрегатов несовместимы. Центральный Банк может влиять на тот или другой параметр, но не на оба сразу. Но так как выбор между ними все-таки должен быть сделан, необходимо рассмотреть, по каким же критериям его можно осуществить.

  1. Критерии  выбора промежуточных  целей

    Стратегия использования целей предполагает три критерия отбора промежуточных целей: измеримость, управляемость и предсказуемость воздействия на конечную цель.

    Измеримость. Быстрота и точность измерения параметров промежуточных целей необходимы потому, что промежуточная цель может оказаться полезной только в том случае, если она позволяет понять, верна ли избранная политика, до того, как конечная цель будет достигнута. Какой смысл планировать рост М2 на 4%, если нет быстрого и точного метода измерения М2? Данные о денежных агрегатах поступают с лагом в две недели, а о процентной ставке — почти немедленно. Данные о такой целевой переменной, как ВВП, напротив, собираются раз в квартал и доступны только по прошествии еще месяца.

    Кроме того, данные о ВВП менее точны, чем данные о денежных агрегатах и процентной ставке. Уже это дает основания утверждать, что выбор денежных агрегатов и ставки процента в качестве целевых параметров вместо ВВП позволяет получать более четкие сигналы о ходе проведения денежно-кредитной политики.

Информация о работе Таргетирование кредитно-денежной политики